Когда мы смотрим на ночное небо, то видим мириады звёзд. Человеку разумному, обладающему живым и чутким сердцем, они не могут не напомнить о том, что ежедневно, ежечасно, ежесекундно к нам приходит больше милостей Всевышнего, чем звёзд на этом небе.
Но как часто мы благодарим Аллаха? И, что ещё важнее, как часто мы вообще задумываемся об этом? Как часто мы вспоминаем о важности этого занятия, которое в идеале должно быть неотделимо от самого нашего существования?
Благородный сподвижник ‘Абдуллах ибн Мас‘уд говорил: «Вера состоит наполовину из терпения и наполовину из благодарности». А второй праведный халиф ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Если бы терпение и благодарность были двумя верблюдами, то мне было бы всё равно, на каком из них ехать».
Поэтому Всевышний Аллах упоминает терпение вместе с благодарностью: «Поистине, в этом знамения для каждого терпеливого и благодарного» (сура 14 «Ибрахим», аят 5)
.
Наши праведные предки прекрасно понимали важность обоих упомянутых действий, но в наше время о терпении, пожалуй, говорят чаще. Возможно, причина этого в том, что, учитывая близость Судного дня, на человечество с каждым днём обрушивается всё больше страшных испытаний, смут, войн, чаще случаются природные катаклизмы и катастрофы пугающих масштабов. Все эти события, несомненно, требуют от человека терпения.
Но на самом деле благодарность не менее важна. Только задумайтесь, сколько раз благодарность упоминается в Книге Аллаха. Сколько важного сказано о ней в Сунне нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). И какую огромную пользу можем получить мы, простые верующие, размышляя об этом!
Всевышний Аллах упомянул благодарность Ему вместе с поминанием Его: «Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне» (сура 2 «Корова», аят 152)
.
Он сообщил, что именно благодарность является целью сотворения людей: «Аллах вывел вас из чрева ваших матерей, когда вы ничего не знали. Он наделил вас слухом, зрением и сердцами, — быть может, вы будете благодарны» (сура 16 «Пчёлы», аят 78)
.
Он также упомянул благодарность наряду с верой и сообщил, что Ему незачем подвергать мучениям Свои творения, если они будут благодарными и уверуют. Всевышний сказал: «Зачем Аллаху подвергать вас мучениям, если вы будете благодарны и уверуете?» (сура 4 «Женщины», аят 147)
.
Он сообщил, что именно благодарным из Его рабов достанется Его милость: «Таким образом Мы искушали одних из них другими, дабы они сказали: “Неужели среди нас Аллах оказал милость только этим [бедным и слабым]?” Разве Аллах не лучше знает тех, кто благодарен [дабы наставлять на путь истинный именно их]?» (сура 6 «Скот», аят 53)
.
Благодарность ценили по достоинству и все до единого Божьи пророки. Они осознавали её важность и значимость. Пророк Сулейман (мир ему) сказал: «Мой Господь оказал мне эту милость для того, чтобы испытать меня, благодарным я буду или неблагодарным. Кто благодарен, тот благодарен во благо себе. А если кто непризнателен, то ведь мой Господь — Самодостаточный, Щедрый» (сура 27 «Муравьи», аят 40)
.
И Всевышний Аллах похвалил Своего первого посланника к обитателям земли за его благодарность, сказав: «О потомки тех, кого Мы перенесли вместе с Нухом! Поистине, он был благодарным рабом» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 3)
.
А наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) стоял в молитве так, что ступни его опухали от долгого стояния, а когда ему сказали: «Неужели ты делаешь это, несмотря на то, что Аллах простил тебе и прошлые, и будущие грехи?» — он ответил: «Разве не следует мне быть благодарным рабом?» [Бухари; Муслим].
А разве не следует нам, как людям разумным, брать пример с лучших из людей?..
Это ли не путь к довольству Аллаха? Ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах доволен рабом, который ест и благодарит Аллаха за еду, и пьёт и благодарит Аллаха за питьё» [Муслим].
А вот ещё один крайне важный аят, над которым стоит задуматься каждому мусульманину вне зависимости от его рода занятий, социального положения и степени занятости: «Вот ваш Господь возвестил: “Если вы будете благодарны [Мне за мои милости], то Я одарю вас ещё большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки”» (сура 14 «Ибрахим», аят 7)
.
‘Умар ибн Абд-аль-Азиз сказал: «Привязывайте милости Аллаха посредством благодарности Аллаху». Наши праведные предшественники хорошо знали, что благодарность сохраняет уже имеющиеся милости и приносит новые.
Хотим ли мы, чтобы блага, которыми Аллах одарил нас, и дальше были у нас? Ответ очевиден. Всевышний указал нам надёжный способ удержать эти милости и обрести новые. Это благодарность за дарованное. Когда верующий благодарит Аллаха за то, что Он дарует ему, Всевышний не только не лишает его уже дарованного ему, но и одаряет его ещё щедрее, даёт ему ещё больше.
Как много на свете людей, которые сокрушаются из-за отсутствия денег, здоровья, благополучия, сил, времени, детей, возможностей… Их главная проблема в том, что они сосредотачиваются на том, чего у них нет, но почти не замечают то, что Аллах даровал им. А если бы они благодарили Его за дарованное, то имеющиеся милости не покидали бы их, а многое из того, о чём они только мечтают, вполне возможно, пришло бы к ним.
Благодарность Аллаху — признак живого сердца и искренней веры. Недаром Всевышний Аллах хвалит благодарных и побуждает всех нас быть таковыми. Кроме того, благодарность — надёжный, проверенный путь к Раю. В Коране сказано: «Аллах же вознаградит благодарных» (сура 3 «Семейство Имрана», аят 144)
.
Это обещание люди будут читать в Книге Аллаха до скончания времён, до самого Судного дня. Сколь удивительно то, что мы, имея под рукой такое сокровище, так редко пользуемся им… А ведь это один из ключей к преуспеянию и спасению. Почему же мы стоим в стороне вместо того, чтобы ступить на этот прекрасный путь? Почему мы забываем благодарить Аллаха? Почему это действие, которое кажется таким лёгким, на деле оказывается трудным?
Очень важно помнить простую истину: всё, что хорошо для нас, ненавистно нашему злейшему врагу — шайтану. И он радуется, когда мы упускаем благо и награду, когда наша вера слабеет и мы медлим с совершением благих дел, к которым нас побуждает Коран и Сунна.
О да, Иблис знает истинную цену благодарности. Ему известно, что это самое достойное и возвышенное положение, и он сделал своей целью мешать людям достигать его, пообещав Аллаху: «А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева [внушая им отвращение к истине и приукрашивая им ложное, усиливая в них любовь к мирским благам и сомнения относительно мира вечного], и Ты не найдёшь большинство из них благодарными [Тебе за Твои милости]» (сура 7 «Ограды», аят 17)
.
Таким образом, коварный шайтан и наша ленивая и потворствующая страстям душа сообща мешают нам благодарить Творца и стараются отвлечь нас от этого занятия. И очень часто им это удаётся. Недаром Всевышний Аллах сказал: «Но среди Моих рабов мало благодарных» (сура 34 «Саба», аят 13)
.
Многие верующие, даже помня о благодарности, полагают, что она заключается только в восхвалении Аллаха за дарованные Им блага. Но это далеко не единственный способ благодарить Создателя.
Всевышний Аллах повелел Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха): «И возвещай о милости своего Господа [и благодари за неё]» (сура «Утро», аят 11)
.
Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Чаще поминайте эти милости, ведь поминание их — благодарность».
Всевышний Аллах также любит, когда на Его рабе заметны следы Его милости, ибо это тоже проявление благодарности Ему.
Абу аль-Ахвас передаёт от своего отца: «Как-то раз я пришёл к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Я плохо выглядел, и он спросил: “Есть ли у тебя имущество?”» Он ответил: «Да». Он спросил: «А какое имущество?» Он ответил: «Всякое. Аллах даровал мне верблюдов, лошадей, рабов и овец». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если Аллах даровал тебе имущество, пусть же на тебе будут видны [следы Его милости к тебе]» [Абу Дауд; ат-Тирмизи; ан-Насаи].
Ещё один важный способ благодарить Аллаха — использовать дарованные Им милости по назначению, то есть угодным Ему образом. Иными словами, мы ни в коем случае не должны использовать имеющиеся у нас блага для совершения грехов и ослушания Аллаха.
Всевышний даёт нам пропитание, силы, здоровье, время, имущество. Для чего? Для того чтобы мы использовали всё это в поклонении Ему. И потомку Адама должно быть стыдно употреблять их для совершения запретного.
Истина, которую открывают нам Коран и Сунна, заключается в том, что если мы действительно хотим преуспеть в обоих мирах, то мы должны попасть в число тех немногих благодарных, которыми Он доволен. Для этого мы должны ценить даруемые Им милости и благодарить Его всеми перечисленными способами, следуя мудрому учению ислама и доброй традиции наших праведных предшественников, столь глубоко понимавших религию и столь трепетно относившихся ко всем её предписаниям.