О том, как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), который был для нас благим примером, относился к маленьким детям, мы знаем немало. Традиция сохранила предания о том, как он шутил и играл с детьми, гладил их по голове и молился за них, прислушивался к их желаниям.
Но ведь наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и сам был отцом. Тем не менее большинство известных нам историй из жизни его детей относятся уже к позднему периоду его жизни, когда они были уже взрослыми. Мы знаем, что его сыновья от Хадиджи (да будет доволен ею Аллах) умерли в раннем детстве, и о том, как прошло их детство и детство его дочерей, нам известно немного. Зато в нашем распоряжении есть предания, характеризующие его отношения с другими его детьми и его отношение к единственному ребёнку, которого родила ему не Хадиджа — его сыну Ибрахиму от Марии-коптки.
И знакомство с этими историями позволяет нам извлечь из них массу полезных уроков и сделать множество важных выводов. Ведь жизнь нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) была руководством по правильному исповеданию религии и примером совершенного, образцового соблюдения её предписаний. И его отношение к собственным детям — неотъемлемая часть его Сунны, которую каждый верующий должен соблюдать во имя своего спасения, преуспеяния и счастья в обоих мирах.
Один из таких важных выводов — одинаково тёплое отношение Посланника (мир ему и благословение Аллаха) к сыновьям и дочерям. Всевышний даровал ему не только сыновей, но и дочерей, причём их было четыре, и он любил всех их.
До сих пор в разных уголках земного шара встречаются мусульмане, для которых рождение дочери — событие скорее печальное, нежели радостное. Такое отношение к девочкам осуждается в Коране и не имеет отношения к Сунне Божьего Посланника, и это серьёзный повод задуматься. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не только учил, что для отца, терпеливо растившего дочерей, обеспечивавшего их всем необходимым и воспитавшего их должным образом, они послужат защитой от Огня, но и сам подавал пример прекрасного отношения к дочерям, радуясь им, заботясь о них и проявляя милосердие к ним.
Своё отношение к младшей дочери Посланник (мир ему и благословение Аллаха) как-то выразил словами: «Поистине, Фатима — часть меня, и меня обижает то же, что обижает её» [Муслим].
Также из хадисов мы знаем, что Посланник (мир ему и благословение Аллаха) давал своим детям благие имена, в том числе и имена лучших из людей — пророков Всевышнего — как это было в случае с его младшим сыном Ибрахимом. Он понимал, что с именем, данным при рождении, человеку предстоит прожить всю жизнь, и очень важно, чтобы оно было хорошим — его можно отнести к числу важных подарков, которые родители делают своим детям.
Называя детей именами пророков и благородных сподвижников, мы уже создаём некую связь между ними и теми, кто, по нашему замыслу, должен стать эталоном для них. А рассказывая детям, почему мы назвали их в честь этих выдающихся и достойных людей, мы ещё больше укрепляем эту связь и побуждаем их к великим свершениям.
Поскольку дочери Пророка (мир ему и благословение Аллаха) прожили намного дольше его сыновей, именно об их взаимоотношениях с их великим отцом мы знаем больше всего. И немаловажным фактом представляется то, что всех своих дочерей он выдал за весьма достойных людей. Это двоюродный брат Пророка (мир ему и благословение Аллаха) ‘Али ибн Абу Талиб, которому выпала честь стать первым ребёнком, принявшим ислам, ‘Усман ибн ‘Аффан, будущий третий праведный халиф, имевший огромные заслуги перед исламом, и племянник матери верующих Хадиджи Абу аль-‘Ас ибн ар-Раби‘, о котором сам Посланник (мир ему и благословение Аллаха) отзывался с похвалой. Этим он подал благой пример всем мусульманам. Ведь когда родители помогают дочери выйти замуж за достойного человека, это избавляет не только её, но и их от множества возможных трудностей и проблем в будущем. А какому родителю не хочется быть спокойным за своих детей?..
Также мы знаем, что, выдавая замуж своих дочерей, Посланник (мир ему и благословение Аллаха) не требовал ни для одной из них большого махра. Его любимая дочь получила в качестве махра единственную вещь, которую смог предложить ‘Али, — его боевую кольчугу, которая хоть и имела ценность, но всё же не очень большую. Таким образом, проповедуемый исламом принцип умеренности и золотой середины во всём наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) воплощал и в своей семье.
При этом Посланник (мир ему и благословение Аллаха) помог новобрачным, подарив им некоторые нужные для жизни молодой семьи вещи: «Выдав замуж Фатиму, он послал вместе с ней покрывало из ворсистой ткани, кожаную подушку, набитую пальмовым волокном, ручную мельницу, чашу и два кувшина» [Ахмад]. Это ещё одна замечательная сунна для родителей-мусульман — помочь вступающим в брак детям материально по мере возможностей.
Если говорить о свадебном угощении, то Посланник (мир ему и благословение Аллаха) устроил его, однако оно было скромным, без излишеств. То есть принцип золотой середины был соблюдён и здесь.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) продолжал заботиться о своих дочерях и после того, как они вышли замуж. Известна история о том, как его дочь Рукайя серьёзно заболела, и её муж ‘Усман ибн ‘Аффан по велению Пророка (мир ему и благословение Аллаха) заботился о ней и находился рядом с ней. По этой причине он не участвовал в битве при Бадре, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Поистине, тебе будет такая же награда, как и тем, кто участвовал в битве при Бадре, и такая же доля военной добычи» [Бухари].
Посланник (мир ему и благословение Аллаха) был заботливым и мудрым отцом и потому не вмешивался в отношения своих дочерей с их мужьями, когда между ними возникали небольшие разногласия, которые время от времени случаются и в благополучных семьях: «Однажды, зайдя в дом Фатимы, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не нашёл там ‘Али и спросил: “А где же сын твоего дяди (то есть ‘Али)?” Фатима ответила: “Мы повздорили, и он рассердился на меня и ушёл, решив не спать у меня днём”. Посланник (мир ему и благословение Аллаха) велел кому-то найти его, и через некоторое время тот человек вернулся и сказал: “О Посланник Аллаха, он спит в мечети”. Тогда он пришёл в мечеть и увидел, что накидка ‘Али упала с его бока, а сам он лежит, испачкавшись в пыли (тураб). Он принялся стряхивать с него пыль, приговаривая: “Вставай, о Абу Тураб, вставай, о Абу Тураб!”» [Муслим].
Это прозвище дал ему Пророк (мир ему и благословение Аллаха), и ‘Али любил, когда его называли этим прозвищем. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не стал допытываться у Фатимы, что произошло между ними, когда он узнал, что ‘Али вышел из дома на время, чтобы успокоиться и не сказать в гневе ничего неподобающего своей жене. Это важный урок для родителя-мусульманина: ему надлежит быть мудрым, и если между его взрослыми детьми и их супругами возникают разногласия, не вмешиваться без необходимости и руководствоваться разумом, а не эмоциями, ведь необоснованное вмешательство со стороны родных зачастую только подливает масла в огонь, усугубляя ситуацию и способствуя разрушению брака, а не его укреплению.
Мы знаем также, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) самым активным образом поддерживал отношения со своими замужними дочерями, навещая их, общаясь с ними, делая им добро и посылая им небольшие подарки.
‘Аиша рассказывала о Фатиме: «Увидев, что она пришла к нему, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) радушно приветствовал её, затем вставал и целовал её, после чего брал её за руку, вёл за собой и усаживал там, где сидел сам. А когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приходил к ней, она радушно приветствовала его, затем вставала, брала его за руку и целовала его» [Адаб муфрад].
Посланник (мир ему и благословение Аллаха) помогал своим детям чем мог. Когда Фатима, которой тяжело давалось выполнение домашней работы, попросила его дать ей служанку, чтобы та сняла с неё хотя бы часть обязанностей, он не смог удовлетворить её просьбу, но вместо этого научил её прекрасным словам поминания Аллаха, призванным облегчить земную жизнь ей и её супругу ‘Али.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также побуждал своих детей к совершению богоугодных дел. Иногда он будил членов своей семьи, в том числе Фатиму и её мужа, для совершения добровольной ночной молитвы. И он напоминал им, что они сами будут отвечать перед Аллахом за свои поступки и не должны полагаться на своё родство с ним: «О Фатима! Избавь себя от Огня [посредством веры и благих деяний], ибо, поистине, я не смогу ни от чего избавить тебя пред Аллахом» [Бухари]. Так же и нам, обычным верующим, надлежит трудиться во имя собственного спасения и успеха.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) старался утешить своих детей, когда у них случалось горе. Когда у одной из его дочерей тяжело заболел ребёнок и она решила, что он при смерти, она сообщила об этом своему отцу, и он поспешил утешить её и призвать к терпению, которое верующий должен проявлять в трудные минуты. Он велел передать ей: «Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он взял, и Ему принадлежит то, что Он дал, и для всего у Него срок отмеренный. Пусть же она проявляет терпение, надеясь на награду от Аллаха» [Бухари]. А потом он пришёл к ней и разделил с ней её горе, взяв на руки страдающего ребёнка, и сам прослезился, охваченный жалостью и милосердием к нему.
Все дети Посланника, кроме Фатимы, скончались при его жизни, и известно, что он скорбел и оплакивал их, и сыновей, и дочерей, не скрывая слёз от окружавших его сподвижников, что является лучшим свидетельством его любви и милосердия к ним и его истинной человечности. Мир ему и благословение Аллаха!