Поклонение называется поклонением Аллаху и приносит пользу, только если человек совершает его искренне ради Аллаха, не делая ничего напоказ и не придавая Аллаху сотоварищей. Коран гласит: «Поклоняйся же Аллаху, посвящая религию Ему Одному. Поистине, религия может быть посвящена только Аллаху» (сура 39 «Толпы», аяты 2–3)
.
Искренние верующие — счастливые обитатели Рая. А можно ли представить себе обитель лучшую, чем Рай? Ответ очевиден. Какой благоразумный человек не мечтает обрести вечное блаженство и умиротворение? К этому стремится каждый, кто осознал смысл жизни, узнал своего Господа и поверил в Его обещание.
Но для того, чтобы войти в райские сады и занять там как можно лучшее положение, необходимы вера и благие дела. Аллах же принимает благие дела только тогда, когда в их основе лежит искреннее намерение и когда они соответствуют практике Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха). В достоверном хадисе сказано: «Поистине, дела оцениваются по намерениям, и каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался обрести» [Бухари; Муслим].
Что же такое искреннее намерение? Что значит поступать искренне ради Аллаха? Этому понятию дают разные определения, но суть их близка. Один из учёных сказал: «Искренность — это когда ты не стремишься к тому, чтобы у твоего деяния были свидетели, кроме Аллаха, и не стремишься получить награду ни от кого, кроме Него». Говорят также, что это когда человек трудится ради Аллаха, не обращая внимания на реакцию людей и на желания своей души.
Искренний человек не выставляет напоказ свои благодеяния и усердствует в поклонении ночью, когда никто из людей не видит его. А когда он раздаёт милостыню, его левая рука не ведает о том, что подаёт правая рука. Делая добро людям, он ищет только довольство Аллаха и не ожидает благодарности от тех, кому он оказывает милость. Именно так поступали сподвижники нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха, которые говорили: «Мы кормим вас лишь ради Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности» (сура 76 «Человек», аят 9)
.
По-настоящему искренний человек обычно сомневается в своей искренности и очень боится лицемерия и совершения благих дел напоказ людям. Если человек уверен в собственной искренности и считает себя однозначно искренним, то это — тревожный признак и повод задуматься. Чем больше искренности видит в себе человек, тем более неполноценна его искренность, и верующий станет по-настоящему искренним, только если перестанет замечать свою искренность.
Эти слова стоит, наверное, взять на заметку каждому из нас, ведь добиться искренности при совершении всех добрых дел неимоверно трудно. Вряд ли найдётся человек с глубоким пониманием религии, который не согласится с этим. Но обратимся к высказываниям тех, чья вера была много твёрже нашей и кто уделял размышлениям о религии и поклонению гораздо больше времени, чем мы.
Юсуф ибн аль-Хусейн (да помилует его Аллах) сказал: «Самое трудное в этом мире — искренность. Сколько усилий приложил я, дабы искоренить стремление совершать деяния напоказ в своём сердце, а оно как будто постоянно вырастает снова, только в другом виде».
Прославившийся своим равнодушием к мирским благам и благочестием последователь сподвижников Увайс аль-Карни (да помилует его Аллах) сказал: «Проси Аллаха, чтобы Он сделал благими и правильными сердце твоё и намерение твоё, ибо труднее всего совладать именно с ними».
Ибн аль-Джаузи (да помилует его Аллах) сказал: «Как мало тех, кто совершает дела свои искренне ради Аллаха! Большинство людей любят выставлять своё поклонение напоказ… Знай, что возвышается тот, кто не смотрит на людей, не следит за их реакцией, кто искренне устремляется всем сердцем к одному лишь Аллаху и скрывает свои благие дела!»
Бороться с этими «сорняками» нелегко, но результат того стоит. Ведь только принятые Всевышним Аллахом деяния — это настоящий капитал, который принесёт пользу в Судный день, когда все мы предстанем перед нашим Господом в ожидании справедливого приговора.
«Сегодня — деяния и нет расчёта, а завтра будет расчёт и не будет деяний», — говорил праведный халиф ‘Али ибн Абу Талиб. Времени для того, чтобы совершить что-то стоящее, у нас действительно очень мало, и никому не дано знать, когда, в какой миг мы покинем этот бренный мир. А значит, для того чтобы совершить хотя бы часть тех благодеяний, которые мы хотели бы сделать, мы должны поспешить.
Однако не стоит гнаться за количеством в ущерб качеству. Все мы стараемся совершать благие дела по мере своих возможностей. Но заботимся ли мы о том, чтобы приступить к намеченному проявлению покорности Аллаху с искренним намерением и сохранить это намерение до конца? Прилагаем ли мы достаточно усилий для того, чтобы присутствие или, наоборот, отсутствие людей никак не влияло на наше поклонение?
Наши праведные предшественники уделяли искренности огромное внимание, ставили её во главу угла, напоминали друг другу о важности её. А как боялись они оказаться неискренними хоть в каком-то из своих дел и как робка была их надежда на то, что они сумели сделать хоть что-то правильно, искренне, только ради Всевышнего!
«Всё, что сделано не ради Аллаха, сделано напрасно», — говорили они и не выставляли напоказ свои благие дела, а напротив, старались скрыть их от людей, чтобы дела их оставались полноценными, а намерения — чистыми.
Благородный сподвижник аз-Зубайр ибн аль-‘Аввам (да будет доволен им Аллах) сказал: «Кому из вас представится возможность тайно совершить благое дело, пусть непременно воспользуется ею».
Яхья ибн Абу Касир (да помилует его Аллах) сказал: «Учитесь правильному намерению, ибо намерение значит больше, чем само дело».
А что же мы? Одинакова ли наша молитва, когда мы совершаем её в одиночестве и когда делаем это на людях? А наша милостыня и другие богоугодные дела?
Искренность может соединяться в сердце с любовью к похвале и стремлением к тому, что принадлежит другим людям, лишь так, как соединяются вода и огонь, отмечал имам Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах).
Он же дал всем верующим замечательное наставление: «Если же говорить о равнодушии к похвалам и славе, то облегчить тебе его обретение может знание о том, что ничья похвала не принесёт тебе пользы и не украсит тебя и ничьё порицание не причинит тебе вреда и не принесёт тебе позора, кроме похвалы и порицания от Аллаха».
Поэтому будь равнодушен к похвале тех, чья похвала не становится для тебя украшением, и к порицанию тех, чьё порицание не становится для тебя позором. И стремись к похвале Того, в Чьей похвале — всё украшение и в Чьём порицании — весь позор. Однако ты не сможешь осуществить это без терпения и твёрдой убеждённости, предупреждает великий учёный.
Если мы хотим быть искренними, то должны запастись терпением, которое необходимо для соблюдения заповедей Всевышнего и перенесения тягот на Его пути, и твёрдой убеждённостью в правдивости Его обещания. А тот, кто лишён терпения и твёрдой убеждённости, подобен страннику, собравшемуся в путешествие по морю без корабля.
Коран гласит: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, очищая перед Ним веру, как приверженцы единобожия, совершать молитву и выплачивать закят. Это — правая вера» (сура 98 «Ясное знамение», аят 5)
.
Конечно, быть искренним всегда и во всём непросто. Но так ли трудно отказаться от чего-то ради Аллаха? Известный своими знаниями и богобоязненностью последователь сподвижников Ибн Сирин (да помилует его Аллах) сказал: «Я слышал, как Шурайх поклялся Аллахом, что ни один человек, отказавшийся от чего-то ради Аллаха, не томится по тому, что оставил».
Трудно отказаться от привычного или изменить свои привычки лишь тому, кто делает это не ради Аллаха. Если же человек отказывается от них ради Аллаха, с чистым сердцем, то он не испытывает никакого затруднения, разве что в первое время. Это необходимо для того, чтобы испытать его намерение: правдив он или лжёт? Если человек проявляет терпение и преодолевает эту первую кратковременную трудность, то она сменяется наслаждением.
И утверждение о том, что отказавшемуся от чего-то ради Аллаха Он непременно возместит чем-то лучшим, — истина. Возмещение может быть самым разным, но самое лучшее возмещение — это ощущение близости к Аллаху, любовь к Нему и спокойствие в сердце. Это подтверждает сама жизнь, и каждый верующий может рассказать об ощущениях, которые он испытал, когда ради Аллаха отказался от чего-то запретного, изо всех сил стараясь быть искренним и подавляя в себе желание угодить людям.
Искренность важна в любом деле, даже самом незначительном, и она необходима всем верующим без исключения. Но она важна вдвойне для тех, кто трудится на стезе ислама и занимается призывом к Истине. У каждого проповедника и учёного со временем появляются последователи — люди, которые доверяют ему, стараются извлечь пользу из его слов и полагаются на его знания, и для многих это становится серьёзным искушением.
Поэтому призывающий к исламу должен всячески избегать самолюбования и совершения праведных дел напоказ тем, кто видит его достоинства и не видит его недостатков, видит его поступки, но не видит того, что у него в сердце. Не важно, похвалят ли его люди — важно, похвалит ли его Тот, Кто в небесах. Не важно, какой будет реакция окружающих на его действия, если он поступает правильно и искренне ради Всевышнего Господа. Не важно, смотрят на него люди или нет, когда он делает что-то богоугодное, — важно, что его всегда видит Тот, ради Кого нужно делать добро.
Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, больше всего я боюсь для вас малого ширка». Люди спросили: «А что такое малый ширк, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Это совершение дел напоказ. Всемогущий и Великий Аллах скажет, воздавая [в Судный день] людям за их деяния: “Идите к тем, напоказ кому вы совершали благие дела в земной жизни, и посмотрите, найдёте ли вы у них какое-нибудь вознаграждение?!”» [Ахмад; Ибн Абу ад-Дунья].
О Аллах! Помоги всем нам быть искренними в наших словах и делах и помоги нам совершать все наши благие дела только ради Тебя!