Размышления над Кораном и Сунной, без сомнения, оживляют сердца верующих и просветляют их разум. Каждый аят и каждый хадис — это кладезь мудрости и частичка верного руководства. И хотя одни из них кажутся нам более актуальными сегодня, чем другие, каждому из них мы обязательно находим применение, извлекая из этого большую пользу.
Другое дело, что порой мы понимаем священные тексты поверхностно, не утруждая себя размышлениями над заключёнными в них смыслами. Но стоит приложить немного усилий и поразмыслить над ними, как нам открываются их жизненность и даже своевременность для нас. И чем больше аятов Корана и речений нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) мы вплетаем в нашу жизнь, тем осмысленнее, правильнее и содержательнее она становится.
В одном из таких очень важных хадисов сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, вы не сможете охватить людей имуществом своим, так охватите же их приветливым выражением лица и благонравием» [аль-Хаким; Сахих ат-таргыб ва ат-тархиб].
В это короткое высказывание наш любимый Пророк (мир ему и благословение Аллаха) уместил столько глубочайшего смысла, что если мы проникнемся им, то оно непременно изменит нашу жизнь и откроет перед нами множество путей, ведущих к спасению в мире вечном.
Так уж предопределил Всевышний, что не всем нам суждено быть богатыми. Состоятельных людей в мире намного меньше, чем тех, кто живёт за чертой бедности или довольствуется скромным заработком. А ведь богатство, если им правильно распорядиться, значительно расширяет возможности человека и облегчает ему совершение благих дел. Очевидно, что владеющий миллионами вершит дела совершенно иного масштаба, чем тот, у кого есть нескольких лишних монет. Чем больше средств у желающего приблизиться к Аллаху, тем большее число людей он способен охватить своей помощью и благодеянием.
Что же делать тем, кто по тем или иным причинам не имеет большого состояния? И что делать тем, кто сам находится в весьма стеснённом положении, но, как и богатые, мечтает получить награду от Всевышнего?
Ответ на этот вопрос прост и очевиден: нужно искать альтернативные пути, как пополнить свою чашу с благими делами. И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) указал нам на два вполне конкретных пункта, которые по силам любому из нас. Это — благонравие и радушие.
Разумеется, было бы неправильно утверждать, что они не требуют от верующего никаких усилий. Большую награду вообще нельзя обрести без труда. Мы знаем, как непросто сдержать гнев, когда с тобой поступают несправедливо, или проявить мягкость в ответ на дерзость и невежество. Но ведь и состоятельному человеку не легко расставаться с деньгами, когда он помогает нуждающимся или сиротам, особенно если эти средства достались ему тяжёлым трудом. Поэтому время и средства не имеют значения, если ты отчётливо видишь цель и стремишься к ней всем сердцем.
Хотя благонравие для многих — нечто обтекаемое, со смазанными очертаниями, — и людям порой трудно дать ему внятное определение, мы всё же инстинктивно понимаем, что это нечто благое в нас, в нашем поведении, привычках и действиях, что проявляется в наших отношениях с людьми и общении с ними. Благой нрав, благовоспитанность, хороший характер — вот что требуется взращивать и развивать в себе, если мы хотим снискать любовь Всевышнего и войти в Его Рай.
К счастью, перед нами даже не стоит задача давать этому понятию чёткое определение — это уже сделано за нас гораздо более мудрыми людьми. Лучшие проявления этого удивительного качества нашли отражение в словах и поступках нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые стали прекрасным ориентиром для каждого, кто желает очистить свои помыслы и усовершенствовать свой нрав. Великие учёные ислама даже собрали хадисы о благонравии в отдельные главы и книги, что облегчает нам их изучение и применение на практике.
В коранических аятах и хадисах подчёркиваются не только важность и значимость благонравия, но и огромная польза, которую верующий извлекает из этого. В Священном Коране говорится: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то [люди] непременно покинули бы тебя» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 159)
, т. е. ты завоевал симпатии и доверие людей благодаря своей мягкости и своему кроткому нраву.
Мягкость и доброта не приносят ничего, кроме добра, и даже если кажется, что мягкость будет воспринята некоторыми людьми как проявление слабости, в конечном счёте она обязательно принесёт больше пользы, чем вреда. Это лишь малая толика того блага, которое человек приобретает благодаря нравственным добродетелям. А в День воскрешения обладающие благим нравом будут удостоены ещё более прекрасной награды.
Сообщается, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самым тяжёлым на весах [в Судный день] будет благонравие» [Ахмад; Абу Дауд]. А в другой раз Пророк (мир ему и благословение Аллаха) задал вопрос: «А что более всего способствует попаданию в Рай?» — и сам же на него ответил: «Богобоязненность и благонравие» [Ибн Маджа].
Это ли не повод задуматься?.. Быть может, если мы действительно ищем довольство Всевышнего, мы ищем его не там, где нужно? Мы сетуем на то, что не имеем возможности делать щедрые пожертвования или проводить долгие часы за чтением Корана, но при этом ежедневно мы упускаем массу возможностей приблизиться ко Всевышнему благодаря доброму нраву и человеколюбию.
В достоверном хадисе говорится: «Поистине, с помощью благонравия верующий может достичь степени того, кто проводит дни в посте, а ночи — в молитве» [Ахмад; Абу Дауд]. Смысл этих слов в том, что проводящий дни в посте, а ночи в молитве борется с собственной душой, стараясь перебороть её, в то время как проявляющий благонравие по отношению к людям, несмотря на различие их характеров и нравов, как будто борется с множеством душ. Поэтому он не только догоняет усердно постящегося и молящегося, но и может перегнать их [‘Аун аль-ма‘буд].
Чем больше в человеке благонравия, тем больше в нём блага, и лучшие среди мусульман — те, которые¬ обладают наилучшим нравом. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) как-то заметил: «Наилучший ислам — у самых благонравных из вас, когда они обретают понимание религии» [Ахмад]. А в другой раз люди спросили его: «Что лучшее из того, что может быть дано человеку?» Он ответил: «Благонравие» [Абу Дауд; Тирмизи; Ибн Маджа].
Это ёмкое понятие охватывает множество добродетелей и достоинств, таких как благодеяние по отношению к людям, радушие и приветливость, кротость и сострадание, выдержка и терпение, отказ от превознесения над людьми и высокомерия, слишком строгого взыскания, гнева и грубости.
Интересно высказался на этот счёт имам Абу аль-‘Аббас аль-Куртуби: «Нрав — это качества, которые проявляются в отношении человека к другим. Эти качества бывают как похвальными, так и порицаемыми. Похвальные предполагают, что ты относишься к другим лучше, чем к себе, то есть встаёшь на сторону других против себя и стараешься быть справедливым и беспристрастным по отношению к другим, но не ждёшь справедливости и беспристрастности от них» [Муфхим].
То есть благонравный человек добродетелен, мягок и учтив к людям не потому, что он ждёт от них такого же отношения к себе. Он поступает так исключительно ради Аллаха и потому, что в силу своего благородного нрава он просто не может поступать иначе. Всевышний поместил в его сердце благородство, великодушие, кротость, и эти качества выражаются в его поведении и внешнем виде и удерживают его от грубостей и непристойностей.
Благонравие побуждает верующего к совершению похвальных деяний и отдаляет его от низких и постыдных поступков. Ханафитский богослов ‘Али аль-Кари пишет, что «нижайшим проявлением благонравия является отказ обижать людей и причинять им беспокойство, а высочайшим его проявлением является благодеяние человека по отношению к людям, которые обижают его и причиняют ему беспокойство» [Миркат аль-мафатих].
Благонравие неразрывно связано с радушием и приветливостью, и это — второе из упомянутых в хадисе качеств, приближающих верующего к довольству Всевышнего и Раю. Упоминание о том, что приветливое выражение лица при встрече и общении с людьми, как близкими, так и чужими, относится к способам получения награды от Всевышнего и деяниям, приближающим нас к Раю, встречается и в других священных текстах.
Благородный сподвижник Джабир ибн ‘Абдаллах передаёт, что Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Всё одобряемое [исламом] — это милостыня, и, поистине, к одобряемому относится и тот случай, когда ты встречаешь брата своего с приветливым выражением лица» [Адаб муфрад]. И снова мы видим, что радушие и улыбчивость помогают заслужить награду, подобную той, которую получают за милостыню и другие добрые дела.
Казалось бы, улыбнуться человеку, демонстрируя таким образом искреннее расположение и симпатию к нему, так просто. Почему же мы так редко задумываемся об этом способе приближения к Всевышнему, не требующем ни материальных затрат, ни физических усилий? А ведь сколько положительных эмоций можно подарить окружающим и самим себе искренней, доброй улыбкой. Сколько грустных дней можно озарить светом радости и надежды этим простым поступком. И сколько добрых дел можно записать в свой актив!
Хвала Аллаху, по милости Которого благонравие имеет множество проявлений, приносящих людям пользу, радость и облегчение. Милосердие, альтруизм, честность, приветливость, гостеприимство, готовность помочь, мягкость, прощение, великодушие, сострадание, сочувствие, благородство, доброта, кротость, умение сдерживать гнев, щедрость, верность слову — эти и десятки других прекрасных качеств ждут, когда же мы пополним число их обладателей.
Конечно же, обрести эти добродетели непросто, и бороться с собственными слабостями — всё равно что бороться с самим собой. Но дорогу осилит идущий, и для того, чтобы встать на неё, достаточно укрепить в душе искреннее намерение и сделать первый шаг. В Коране и Сунне достаточно поучительных уроков, из которых можно регулярно черпать новые идеи, пополняя ими свою ежедневную практику и обогащая ими свой внутренний мир.
О Аллах! Помоги нам обрести благонравие, наполни нашу жизнь самыми прекрасными его проявлениями и привей нам любовь к ним. И отдали нас от низких качеств и постыдных поступков и привей нам неприязнь к ним. Аминь.