Всевышний Аллах создал нас разными, с разными способностями и склонностями. У нас разные мнения, мы по-разному смотрим на вещи, по-разному мыслим и рассуждаем. При этом каждый верующий старается снискать довольство Всевышнего и Его награду, но каждый из нас делает это по-своему. Великое множество доступных человеку проявлений покорности Аллаху и благих дел подобно безбрежному океану, и каждый выбирает из них то, что ему ближе и что он способен делать.
При этом большинству людей не хватает системности, упорядоченности в их поклонении. Мы делаем что-то спонтанно, без какой-либо подготовки. Вроде бы мы делаем что-то богоугодное сегодня, и делали что-то подобное вчера, и с позволения Аллаха собираемся сделать что-нибудь из угодного Ему завтра, если оно для нас настанет. А значит, мы трудимся на пути Аллаха. Но наша задача не в том, чтобы просто делать что-нибудь и как-нибудь, следуя сиюминутным порывам, а в том, чтобы делать как можно больше и как можно лучше. А это требует планирования, упорядоченной деятельности и самодисциплины.
Непостоянство в делах как религиозных, так и мирских — это проблема, которой многие из нас не придают значения. Мать верующих ‘Аиша передаёт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) как-то зашёл к ней, а у неё сидела одна женщина. Он спросил: «Кто это?» Она ответила: «Это такая-то» — и упомянула о том, как [много и усердно] та молится. Он же сказал: «Тише… Вы должны делать лишь то, что вам по силам, ибо, клянусь Аллахом, Аллаху не надоест [награждать вас], пока вам не надоест [вершить добро]». И больше всего он любил то в поклонении человека, что тот делал постоянно [Бухари; Муслим].
Казалось бы, что тут плохого? Женщина была столь усердна в своём поклонении, что только и делала, что молилась. Но мудрый Пророк (мир ему и благословение Аллаха) смотрел дальше и предложил ‘Аише посмотреть на ситуацию его глазами. Он как будто хотел сказать: она делает это сегодня и, возможно, её хватит ещё на месяц, может быть, на несколько месяцев, но что будет дальше? Она не сможет жить в таком ритме всю жизнь. Возложив на себя непосильное и доведя себя до истощения, она выбьется из сил, и что тогда? Быть может, она вовсе перестанет молиться.
Пророку (мир ему и благословение Аллаха) было прекрасно известно о том, сколь слаб человек и сколь ограничены его силы и возможности. И он, конечно же, понимал, что путь верующего — это не кратковременный порыв, на смену которому может прийти полное безразличие. Он осознавал важность постоянства в поклонении Всевышнему, ибо лучше поклоняться умеренно, но регулярно на протяжении двадцати лет, чем заниматься поклонением практически непрерывно в течение месяца, а потом свалиться без сил и отказаться от этой деятельности вообще или, того хуже, начать испытывать отвращение к религиозным обязанностям.
И перед нами сегодняшними стоит весьма серьёзная задача. Заключается она в том, чтобы организовать своё поклонение Всевышнему и всю свою жизнь так, чтобы каждый день делалось понемногу, но сама деятельность носила регулярный характер, чтобы начатое сегодня с пылом и воодушевлением мы не бросали через неделю потому, что мы пресытились и нам это надоело.
Об этом говорил Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Самые любимые для Аллаха деяния — пусть малые, но совершаемые постоянно» [Бухари; Муслим]. И мать верующих ‘Аиша, передавшая нам эти его слова, прекрасно усвоила данный урок. Сообщается, что если она совершала нечто угодное Аллаху, то делала это постоянно [Муслим].
Давайте поразмыслим о пяти столпах, на которых зиждется вся наша религия? Что мы видим? Регулярность и постоянство. Свидетельствуя, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его раб и Посланник, мы должны сохранять веру в это постоянно и регулярно совершать действия, которые это свидетельство предполагает. «Знай же, что нет божества, кроме Аллаха» (сура 47 «Мухаммад», аят 19)
. А в другом аяте говорится: «Искренне обрати свой лик к религии и не будь одним из многобожников» (сура 10 «Йунус», аят 105)
.
Мы должны совершать обязательную молитву по пять раз ежедневно: «Совершайте молитвы неуклонно…» (сура 2 «Корова», аят 238)
.
«Поистине, верующим предписано совершать молитву в определённое время» (сура 4 «Женщины», аят 103)
.
Мы должны поститься в течение одного месяца каждый год. Мы должны ежегодно выплачивать закят. И только хадж нам приказано совершить раз в жизни при наличии возможности.
Читать Книгу Всевышнего следует регулярно. Испрашивать у Аллаха прощения тоже надлежит регулярно, ведь и наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил о себе: «Поистине, я прошу у Аллаха прощения по сто раз в день» [Муслим]. А Господь миров похвалил Своих искренних рабов, которые «просят прощения перед рассветом» (сура 3 «Семейство `Имрана», аят 17)
.
Просить у Всевышнего помощь и вообще обращаться к Нему с мольбами мы также должны регулярно: «Взывайте к Нему со страхом и надеждой. Поистине, милость Аллаха близка к творящим добро» (сура 7 «Ограды», аят 56)
.
То же самое можно сказать и о словах поминания Аллаха, которые предписано произносить по утрам и вечерам или в конкретных обстоятельствах. Это же относится к приобретению полезного знания: ислам призывает нас учиться и совершенствовать свои знания в течение всей жизни, и лучше, если наше образование представляет собой упорядоченный процесс.
Как видим, даже необязательные благие деяния следует по мере возможности совершать регулярно. Это относится и к молитвам, совершаемым до или после обязательных молитв, и к дополнительным постам, например, посту в день Ашуры или Арафата, или посту по понедельникам и четвергам, или посту пророка Дауда — через день.
И оказывать помощь брату по вере, делать добро соседу, поддерживать связи с родственниками, проявлять почтение к родителям, уважать старших и проявлять милосердие к младшим — всё это требуется делать на постоянной основе.
А постоянство требует от мусульманина собранности и планирования, которое позволило бы ему упорядочить свою жизнь так, чтобы ему трудиться как можно более плодотворно и чтобы в его день, месяц, год умещалось как можно больше благих дел, чтобы он не принимался за одно, бросая другое, и не хватался за всё сразу, а трудился усердно, достигая хороших результатов и при этом сохраняя силы и не бросая начатое на полпути.
Поистине, динамичность и постоянство помогают добиваться замечательных результатов в самых разных сферах. И жизненный путь Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) — прекрасное тому подтверждение: если он брался за какое-либо из дел поклонения, то потом уже не оставлял его, а совершал регулярно. А значит и верующий, желающий походить на своего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), должен совершать многие виды поклонения не от случая к случаю, а на постоянной основе.
Как же внести соответствующие изменения в нашу жизнь? Как приучить себя к регулярному совершению богоугодных поступков? В действительности это не очень трудно. Нужно лишь ввести их в нашу повседневную практику и в течение какого-то времени упорно преодолевать сопротивление нашей не любящей трудиться души. Очень скоро она смирится и покорится нам, и мы почувствуем, что уже не можем без этих дел.
Конечно, можно прочитать Коран с первой до последней страницы за один день, а потом с неким чувством выполненного долга не читать его целый год. Но есть ли в таком образе жизни благо? Не лучше ли 365 дней в году жить с Кораном, читая всего по несколько аятов в день или даже по одному аяту, но осмысленно, изучая прочитанное и размышляя над ним, заглядывая в тафсир и пробуя применить эти знания в жизни?
Почему бы не превратить в привычку милостыню и благотворительность — понемногу, но регулярно?
Почему бы не поститься, например, по три дня в середине каждого лунного месяца?
Почему бы не приучить себя произносить хотя бы один из тех зикров, которые Сунна предписывает произносить по утрам и вечерам?
Или не выучить несколько молитв, с которыми обращался к Аллаху наш любимый Пророк (мир ему и благословение Аллаха), чтобы регулярно читать их после обязательных молитв, или, скажем, перед сном?
Организованности и постоянства не хватает нам не только в поклонении Всевышнему, но и в наших мирских делах. Отсюда и нехватка времени, на которую сетуют многие из нас, и частое разочарование результатами нашего труда, и неспособность задавать тон в самых разных областях жизнедеятельности. А ведь от нас требуется не просто трудиться, но и выполнять свою работу добросовестно и хорошо, созидая во благо людям и самим себе, и не просто учиться, но и постигать новые и новые законы Всевышнего, использовать их в соответствии с Его замыслом.
Делать ежедневно небольшие шаги в том, что связано с верой, а также в том, что касается здоровья, воспитания детей, приобретения и реализации полезных навыков — это и есть тот прямой путь, к которому призывает нас Книга Аллаха, та умеренность и золотая середина между чрезмерностью и небрежностью: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины» (сура 2 «Корова», аят 143)
.
Если мы будем делать запланированные шаги, пусть небольшие, но регулярные и в течение долгого времени, то мы непременно увидим впечатляющие результаты. И даже если какие-то из этих поступков не принесут нам материальной выгоды, они могут стать для нас ощутимым прибавлением в мире вечном, когда любой из нас обязательно пожалеет об упущенных возможностях и несовершённых добрых делах.
Маленькие шаги к цели — это те самые капли, которые камень точат… Нам остаётся только действовать, следя за искренностью намерения и соответствием наших слов и поступков Книге Аллаха и Сунне нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и стараться не бросать полезные начинания и не оставлять без применения полученные навыки, а двигаться вперёд уверенно и планомерно. Ведь из каждодневных небольших достижений и состоит наша земная жизнь, и именно они будут собраны на чаше весов с нашими деяниями в Судный день!
О Аллах, одари нас мудростью, чтобы мы правильно распоряжались теми способностями и благами, которыми Ты наделил нас, и доверши Твою милость к нам, чтобы не сойти нам с прямого пути и встретить Тебя довольным!