Последний из посланников Всевышнего, наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый из вас — пастырь, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Правитель — пастырь и несёт ответственность за свою паству, и мужчина — пастырь для своей семьи и несёт ответственность за свою паству, и женщина — пастырь в доме мужа своего и несёт ответственность за свою паству, и слуга — пастырь для имущества своего хозяина и несёт ответственность за свою паству. Каждый из вас — пастырь и несёт ответственность за свою паству» [Бухари; Муслим].

Это поистине великий хадис, исполненный глубочайшего смысла. И главное, чему он учит нас — нести ответственность. Ответственность перед Всевышним и Его религией, ответственность перед обществом и братьями по вере, ответственность перед семьёй и близкими.

Многие из нас читали и слышали этот хадис много раз. Некоторые слышат его на протяжении уже десяти, двадцати и более лет. Но извлекаем ли мы пользу из того, что слышим? И претворяем ли мы в жизнь — или, по крайней мере, пытаемся ли претворять — то, чему учит нас Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в этом хадисе?

Осознаём ли мы ответственность, возложенную на нас Всевышним? Каждому из нас очень важно время от времени анализировать собственные слова и поступки, чтобы понять, насколько мы справляемся со своим обязанностями пастыря.

Разумеется, мы не обязаны заниматься подобным анализом в одиночку, тем более что выводы в этом случае могут оказаться необъективными. Без помощи окружающих не обойтись, потому что нередко бывает, что со стороны видны ошибки и недостатки, которые сам человек не замечает, и конструктивная критика и искренний совет всегда кстати. Из осознания этой ответственности и упорядоченного, продуманного и спланированного осуществления её, сопровождаемого искренней верой, правильным намерением и упованием на Него, и складывается наше претворение в жизнь этого прекрасного хадиса.

Читая сборники хадисов, жизнеописания наших праведных предшественников и просто книги и статьи на исламскую тематику, мы знакомимся с множеством примеров того, как остро ощущали лучшие представители мусульманской общины эту огромную ответственность и какие усилия прилагали они, чтобы достойно нести её.

Пророки Всевышнего, сподвижники, их последователи, мусульманские учёные и другие выдающиеся представители мусульманской общины — эталон для нас, и нам есть чему поучиться у них. Вместе с тем мы должны учитывать современные реалии и меняющиеся обстоятельства и, не выходя за рамки нашей акыды и Шариата, адекватно реагировать на них, идя в ногу со временем.

Конечно, суть возложенной на нас ответственности не меняется на протяжении веков и останется неизменной до самого Судного дня. Однако способы её осуществления в каждую эпоху свои. Ответственность и перед обществом, и перед семьёй предполагает понимание верующим той реальности, в которой он живёт, и организацию им своей плодотворной и благодатной деятельности в соответствии с этими реалиями.

А это обязывает верующего приобретать полезные знания, как религиозные, так и необходимые мирские, требует от него упорства, трудолюбия, заботы о собственном развитии, умения планировать и просчитывать свои действия, ставить цели и успешно достигать их, и многого другого.

Ответственность, о которой мы говорим, предполагает, что в каком бы качестве мусульманин ни приносил пользу обществу — в качестве учителя, врача, инженера, учёного, религиозного или политического деятеля или в каком-то ином — он должен осознавать свою ответственность перед обществом и делать всё возможное, чтобы деятельность его в этом качестве приносила максимальную пользу.

Ислам — религия, создающая гармонию между телом и духом, между небесным и земным. Поэтому верующий вне зависимости от рода своей деятельности должен нести возложенную на его плечи ответственность самым достойным образом, оставаясь в рамках религии и следуя её мудрому учению.

Ответственность возложена и на мужчину, и на женщину, просто у каждого из них она своя. Среди компаньонов всегда находится тот, чья доля капитала больше, чем у других, и он получает наибольшую прибыль и несёт самые большие убытки в случае неудачи. Так же и мужчина. У него есть неоспоримые права, и он ведёт и направляет женщину. Если он делает это должным образом, он приводит её к счастью в обоих мирах, а если нет, тогда он оказывается в убытке в той степени, которая соответствует его упущениям и нерадивости. В хадисе сказано: «Мужчина — пастырь для своей семьи и несёт ответственность за свою паству».

К ответственности, возложенной на состоящих в браке мужчину и женщину, относится и забота о сохранении супружеского союза на протяжении всей жизни. Делая это, они приносят покой, счастье и умиротворение своему маленькому обществу — семье, и обретают возможность воспитывать детей в атмосфере родительской любви и заботы, а это несомненный успех для супругов.

Ислам уделяет огромное внимание воспитанию детей и указывает родителям и опекунам наилучшие пути исправления ребёнка и правильного формирования его личности. В одном из хадисов Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разъяснил, что ребёнок в большинстве случаев исповедует религию родителей и делает то, к чему они приучили его.

Воспитание детей мусульман было одним из важных занятий нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Он обучал их вере, богобоязненности и правильной акыде, укреплял их связь с Всевышним и предостерегал их от легкомыслия и ослушания Аллаха. Посланник (мир ему и благословение Аллаха) побуждал детей приобретать знания и учил их понимать религию. Он не просто заботился о детях, но и прививал им хорошие манеры и нравственные достоинства.

Воспитание детей не ограничивается повседневным уходом за ними и обеспечением их едой, одеждой и жильём. Воспитание — это нечто большее, чем просто водить ребёнка в близлежащую школу, давать ему карманные деньги и иногда отвозить его куда-нибудь на своей машине — а именно так представляют себе воспитание некоторые родители.

Настоящее воспитание — это обучение ребёнка религии и всему достойному, благородному и прекрасному, чтобы он следовал руководству Пророка (мир ему и благословение Аллаха), брал пример с благородных сподвижников и так же воспитывал своих детей.

Небрежное отношение к воспитанию детей вредит не только ребёнку, но и обществу в целом, потому что эти дети однажды станут учителями, руководителями, чиновниками и главами семей. А как может тот, кого не воспитали в детстве, воспитать кого-то, став взрослым? Вправе ли мы ожидать от такого человека благочестия, добросовестности, честности?..

Один из учёных современности, рассуждая на эту тему, сказал: «Метод воспитания в мусульманской семье основывается на программе Корана и Сунны. Детям прививают любовь к Корану, Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и религии и помогают им приобретать достоинства и отдаляться от пороков. Воспитатель-мусульманин старается сформировать у ребёнка правильные убеждения на основе известных столпов ислама и приучить его к поклонению его Господу и его единственному Богу и следованию прямому пути. Он готовит ребёнка к достойной, правильной жизни, которая зиждется на основах, гармонично дополняющих друг друга, и старается сделать его общительным, любящим людей и помогающим им в делах благочестия и богобоязненности. Кроме того, воспитатель старается сделать ребёнка благонравным, чтобы у него был хороший характер, и чтобы он был правдивым, искренним, смелым, вежливым и учтивым по отношению к другим людям. Воспитатель учит ребёнка чувствовать себя личностью, осознавать свою уникальность и индивидуальность, свою ценность и достоинство».

Ответственный родитель, который заботится о воспитании своего ребёнка, не должен упускать возможность обратиться к Всевышнему с мольбой за него, чтобы Аллах наставил его на прямой путь и сделал его праведным и богобоязненным. Может случиться так, что именно эта мольба станет причиной благочестия ребёнка и его следования прямым путём. Пророки Всевышнего — лучший пример для всех нас. Они часто обращались к Аллаху с мольбами за своих детей и других членов своей семьи.

Этой ответственности учит нас и Коран: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (сура 5 «Трапеза», аят 2).

Этот аят предоставляет верующему огромное поле деятельности и возлагает на него ответственность за всё, что он делает. Ведь участие в любых полезных проектах, соответствующих Шариату и приносящих пользу мусульманам, в соответствии со своими способностями и возможностями входит в ответственность, которая возлагается на верующего в земной жизни.

Всевышний сказал: «О вы, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни» (сура 66 «Запрещение», аят 6).

‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Воспитывайте их и обучайте». Ибн ‘Аббас сказал: «Будьте покорны Аллаху, избегайте ослушания Его и велите своим близким поминать Его, и тогда Аллах спасёт вас от Огня». Катада сказал: «Верующий должен побуждать их к покорности Аллаху, запрещать им ослушиваться Его, заботиться о них согласно велению Аллаха, велеть им исполнять Его веления и помогать им в этом… И когда ты видишь ослушание Аллаха с их стороны, ты должен отвращать их от него и предостерегать». В свою очередь ад-Даххак и Мукатиль говорили: «Мусульманин обязан обучать своих близких, будь то его родственники, служанки или слуги, тому, что Аллах вменил им в обязанность, и тому, что Он запретил им» [Ибн Касир. Тафсир].

Ответственность в исламе — это ответственный подход к любому делу. Ответственность мусульманина проявляется в его отношениях с Господом, с людьми и с самим собой. Ислам всеобъемлющ, он регулирует все сферы человеческой жизни, и ответственность мусульманина проявляется в каждой из них, будь то политика, образование, воспитание, производство, торговля или управление.

Одно из проявлений ответственности мусульманина — оберегание им своего тела и органов чувств от запретного. Мусульманин не забывает о том, что всё благо, постигающее его самого, его семью и имущество, исходит от Всевышнего Аллаха, и благодарит Его. Он понимает, что должен выбирать для себя наиболее полезное как в религии, так и в мирской жизни, включая семейную жизнь и воспитание детей.

Ещё одно проявление ответственности — это соблюдение прав друзей и товарищей. Мусульманин не должен разглашать чужие тайны. Сколько горя и бед принесли людям разглашение тайн, злословие, сплетни и слежка друг за другом… Другое очень важное проявление ответственности — сохранение и возвращение доверенного и оставленного на хранение, а также своевременная уплата долгов.

К проявлениям ответственности также относятся соблюдение прав других и исполнение своих обязанностей должным образом. Если мусульманин будет пренебрегать своими обязанностями, нормальная жизнь общины нарушится и распространятся нечестие и пороки.

Ещё одно проявление ответственности — учёные мусульманской общины должны просвещать людей и обучать их религии, ни в коем случае не скрывая знание. Они должны направлять их и наставлять, а также побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, исполняя веление Всевышнего.

Одно из величайших проявлений ответственности — ответственность за свои слова, ведь слово обладает огромной силой и властью. Слова объединяют людей, создают государства, покоряют сердца, сберегают имущество. Как часто бывает, что человек произносит слово, которому сам не придаёт значения, а в итоге из-за этого слова попадает в Ад.

Слово может разрушить до основания то, что кажется незыблемым. Одно слово, которое человек говорит, не подумав, может внести раскол в общину, разрушить семью, разлучить отца с сыном, брата — с братом, мужа — с женой и поссорить соседа с соседом. Слово может превратить любовь в ненависть и стать причиной разрыва отношений между людьми и родственных связей. Когда люди становятся безответственными, они перестают доверять друг другу и жизнь общества приходит в упадок.

Сохранить это доверие — значит уберечь общество от всестороннего разложения, и ответственность за это ложится на каждого его члена. Во времена праведного халифа ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) командующий войсками мусульман в Ираке Са‘д ибн Абу Ваккас (да будет доволен им Аллах) захватил столицу персидского шаха. Из его дворца мусульмане вынесли огромные богатства. Им достались золото, серебро, прекрасные кони, скот и земельные угодья. Са‘д отправил военную добычу ‘Умару, халифу мусульман, и она была доставлена в целости и сохранности. Никто из мусульман ничего не присвоил, хотя у них и были все возможности для этого. Когда они пришли к ‘Умару, он сказал: «Поистине, люди, которые принесли это, честны и достойны доверия!» ‘Али (да будет доволен им Аллах) сказал ему: «О повелитель верующих! Ты воздерживаешься от запретного, и твоя паства воздерживается от запретного, а если бы ты позволял себе брать то, на что у тебя нет права, они поступали бы точно так же!»

Каждый человек, занимающий важный руководящий пост, должен помнить о своей ответственности и о том, что он — пример для своих подчинённых. Глава семьи также является примером для членов своей семьи, поэтому он должен бояться Аллаха и исполнять обязанности, которые возложил на него Всевышний Аллах.

Давайте проникнемся смыслом этого великого хадиса и постараемся претворить его в жизнь. Блажен тот, кто исполнит завет Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и горе тому, кто был нерадив и небрежен.