Не приходится сомневаться в том, что жизнь нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) была воплощением ислама, претворением в жизнь каждого его предписания и закона. Его уникальный подход к людям и уникальная реакция на обстоятельства, в которых он оказывался, делают из Пречистой Сунны настоящее сокровище для тех, кто желает выстроить отношения с людьми и найти кратчайший путь к их сердцам. Его слова, дела и одобрения — это богатейшее наследие для каждого, кто стремится найти истину и изменить мир в лучшую сторону.
Жизненный путь Пророка (мир ему и благословение Аллаха) был полон непростых испытаний, но он был до конца верен идеалам, которые проповедовал и которые мы находим в Книге Аллаха. На своём примере он показал, что эти совершенные принципы осуществимы на практике, и в их соблюдении нет ничего невозможного, и они подходят для упорядочивания жизни всех людей. Великая теория и не менее великая практика!
Каждый эпизод из жизни Посланника (мир ему и благословение Аллаха) — это урок благонравия. Он никогда не гневался ради себя и не позволял эмоциям взять верх над собой. Он не был мстительным и раздражительным, всегда был приветлив и часто улыбался, умел слушать и проявлял неподдельный интерес к собеседнику. Посланник (мир ему и благословение Аллаха) избегал излишнего усердия и нерадивости, не обременял своих последователей и всегда выбирал легчайший путь, если в этом не было греха. Он был добр, стеснителен, мягок в общении. Описывая его нрав, мать верующих ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах), говорила: «Его нравом был Коран» [Ахмад].
Благодаря своему богатейшему внутреннему миру он достиг вершин человеческого совершенства. Его выбор всегда определяло благонравие, и не случайно Всевышний Аллах назвал его нрав превосходным (сура 68 «Перо», аят 4), а сам он говорил: «Поистине, я был послан для того, чтобы усовершенствовать нравственные достоинства» [Хаким; Байхакы].
Одним из таких достоинств, которое в той или иной форме проявлялось во всем поведении Посланника (мир ему и благословение Аллаха), было милосердие. Это качество влияло на его поступки и решения даже в таких ситуациях, которые трудно связать с милосердием. Ведь в этом заключалась одна из целей его пророческой миссии, о чём поведал Всевышний Аллах: «Мы послали тебя только как милость для миров» (сура 21 «Пророки», аят 107)
.
Всю свою жизнь Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) руководствовался этим принципом. Он не был избирательным в своём милосердии и находил ему применение по отношению ко всем и вся. Говоря о значимости этого качества, он вкладывал в свои короткие речения огромный смысл, который на многие века определил духовную направленность ислама как такового. Возьмём хотя бы его слова: «Не будет помилован тот, кто не проявляет милосердия к другим» [Бухари; Муслим].
Это были не просто слова! Посланник (мир ему и благословение Аллаха) никогда не говорил то, чего не делал сам. Он был милосерден и сострадателен по отношению к малым и старым, мужчинам и женщинам, близким и чужим, друзьям и врагам, к людям и животным. Он был милосерден к тем, кого знал, и к тем, кого не знал. Его милосердие было естественным и проявлялось при любых обстоятельствах.
Понятно, что в наибольшей мере его заботливое и милосердное отношение ощущали на себе сподвижники, разделявшие с ним все тяготы пророческого призыва. Это было милосердие, свободное от всяких страстей. Милосердие, за которым не скрывались корысть или личные интересы. Всевышний Аллах сказал: «К вам явился Посланник из вашей среды. Ваши страдания тяжки для него. Он старается для вас. К верующим он добр и милосерден» (сура 9 «Покаяние», аят 128)
.
Нам трудно прочувствовать эти великие слова и заложенный в них огромный смысл, потому что обычные люди не умеют так любить ближнего. Посланник (мир ему и благословение Аллаха) любил своих сподвижников (да будет доволен ими Аллах) и ценил их отношение к себе. Он понимал, на какие жертвы они пошли ради него, и заботился о них больше, чем они сами. Он молился за них больше, чем они молились за себя, и старался ради них больше, чем они старались ради себя. Поэтому Всевышний Аллах сказал: «Пророк ближе к верующим, чем они сами» (сура 33 «Сонмы», аят 6)
.
Вне всяких сомнений, милосердное отношение Пророка (мир ему и благословение Аллаха) к своим сподвижникам самым благоприятным образом отразилось на всей мусульманской общине, потому что его слова и действия в отношении сподвижников касались не только их и распространялись не только на них. Они были законом, установленным для того, чтобы действовать и соблюдаться до самого Судного дня. Изучая жизнеописание Пророка (мир ему и благословение Аллаха), мы находим много удивительных подтверждений этому.
Будучи требовательным к себе, Посланник (мир ему и благословение Аллаха) был снисходителен к остальным мусульманам. Предпочитая бедность для себя и своих ближайших родственников, он старался, чтобы остальные мусульмане не испытывали нужды. Он говорил: «Облегчайте, а не затрудняйте, несите радостную весть, а не внушайте отвращение» [Бухари; Муслим].
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разъяснял своим последователям путь к счастью в этой жизни и к спасению после смерти. Он призывал их придерживаться золотой середины, не впадая в крайности, и использовал личный пример для утверждения этого правила в сознании мусульман.
Из милосердия и сострадания к верующим он нередко отказывался от совершения поступков, которые были ему по душе, чтобы они не были вменены в обязанность его общине. Из милосердия и сострадания к верующим он предостерегал их от посвящения себя целиком молитве или посту.
Несмотря на то, что приближение к Аллаху и поклонение Ему — дело похвальное и желательное, и даже обязательное, Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) опасался, что, потеряв чувство меры, верующие могут лишиться душевного равновесия, и тогда поклонение наскучит им, или же доведут себя до изнеможения и истощения, возлагая на себя непосильное. Он понимал, что если верующие будут отдавать все силы и время молитве и чтению Корана, то они не сумеют выполнять свои обязанности перед семьёй и обществом.
Вообще, когда дело касалось общественных интересов, милосердие нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) проявлялось сильнее всего. Среди его последователей были старые и молодые, мужчины и женщины, сильные и слабые, богатые и бедные, и он, как никто другой, входил в положение каждого. Он торопился завершить молитву, когда слышал плач младенца, из сострадания к его матери. Он призывал навещать больных и помогать бедных, освобождать рабов и давать отсрочку должникам.
Подавая прекрасный пример своим сподвижникам, он уделял внимание тем, кто приходил к нему за советом, и старался помочь тем, кто просил о помощи. Если же он не имел возможности раздать милостыню или помочь делом, то он поддерживал просителей добрым словом и от всей души молился за них. Он расширил понятие милостыни для мусульман таким образом, что оно стало включать в себя многие поступки, никак не связанные с дирхемами и динарами. Его целью было распространение милосердия среди людей, чтобы среди них не осталось страдающих и безразличных.
В одном из хадисов говорится: «Улыбка брату твоему при встрече записывается тебе как милостыня, и побуждение к одобряемому и удержание от порицаемого — милостыня, показать дорогу человеку в местности, в которой легко заблудиться, — милостыня, помочь своим зрением тому, кто плохо видит, — милостыня, убрать с дороги камень, колючку или кость — милостыня, и вылить ведро своё в ведро брата твоего — милостыня» [Тирмизи].
Такие прекрасные наставления могли исходить только из сердца, наполненного милосердием и человеколюбием. И действительно, в сердце Посланника (мир ему и благословение Аллаха) не было злобы к кому бы то ни было. Даже питая отвращение к идолопоклонству, он не прекращал попыток наставить на прямой путь своих неверующих соплеменников и находил в себе силы молить Аллаха об их наставлении на прямой путь. Он не желал этим людям погибели, потому что знал о том, каким суровым будет расчёт и каким мучительным будет наказание. И его мягкий нрав топил лёд недоверия в сердцах многих из его заклятых врагов, которые раскаивались и обращались в религию Аллаха.
В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима сообщается, что когда один из вождей племени бану ханифа по имени Сумама ибн Усаль попал в плен к мусульманам, его привязали к столбу мечети. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вышел к нему и спросил: «Что скажешь, Сумама?» Тот ответил: «У меня всё хорошо, о Мухаммад, ибо, если ты убьёшь меня, убьёшь человека, пролившего кровь; если окажешь мне милость, то окажешь её человеку благодарному; если же ты хочешь денег, то требуй, сколько пожелаешь”. Сумама провёл в мечети два дня, а на третий день Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел отпустить его. После этого Сумама направился в пальмовую рощу, которая находилась поблизости от мечети, искупался, а затем вернулся в мечеть и сказал: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха! О Мухаммад! Клянусь Аллахом, не было на земле лица, более ненавистного для меня, чем твоё лицо, но теперь оно стало для меня самым любимым из всех лиц! Клянусь Аллахом, не было религии, более ненавистной для меня, чем твоя религия, но теперь твоя религия стала для меня самой любимой! Клянусь Аллахом, не было города, более ненавистного для меня, чем твой город, но теперь этот город стал для меня самым любимым!»
Столько лет Сумама питал ненависть к Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) и его последователям, не желая ничего слышать о его религии! И всего двух дней, проведённых в обществе мусульман, хватило для того, чтобы он убедился в собственной неправоте и полюбил Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) всей душой. Не чудеса и не нужда собирали толпы последователей вокруг этого удивительного человека, а только доброта, милосердие и неуклонное следование истине.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) передал людям Божественное послание и выполнил возложенную на него миссию. Он разъяснил людям всё, что необходимо знать для следования прямым путём, и предостерёг их от всевозможных силков, которые шайтан расставляет для них. Он не воспользовался своей мольбой, которая обязательно была бы принята, и приберёг её на день воскрешения, чтобы заступиться за свою общину. Он заслужил нашу благодарность и поддержку, любовь и похвалу, и самое малое, что мы можем сделать, — это помолиться за него и за его праведных потомков и последователей.
Да благословит Аллах и да приветствует нашего Пророка Мухаммада, пречистых членов его семьи, его сподвижников и всех следующих его путём!