Один из самых опасных сердечных недугов — зависть. Этот тяжкий грех пожирает благие дела подобно тому, как огонь пожирает дрова, и приносит много бед. Завистник будто восстаёт против предопределения Аллаха и ставит под сомнение мудрость Всевышнего, Который наделяет благами кого пожелает.

Последствия зависти могут оказаться очень тяжёлыми и даже необратимыми, и это настоящая трагедия, когда зависть распространяется среди верующих и, особенно, среди искателей знания. Отнимая у человека время и силы, она побуждает его к высокомерию, злобе, несправедливости, злословию и пристрастности в оценках. Это грех, влекущий за собой множество других грехов. Поэтому наш благородный Посланник (мир ему и благословение Аллаха) учил: «Откажитесь от взаимной ненависти, не завидуйте друг другу, не поворачивайтесь друг к другу спиной и будьте, рабы Аллаха, братьями!» [Бухари; Муслим].

Что же такое зависть, какая она бывает и как защититься от завистника? Завистью называется желание того, чтобы человек не приобрёл какое-то благо либо лишился того блага, которое он имеет.

В коранической суре «Рассвет» упоминается о зле завистника, «когда он завидует». Почему сказано именно так? А потому что бывает, что зависть рождается в душе человека, но он подавляет её и не вредит другому ни сердцем, ни языком, ни руками. Он просто ощущает нечто в своём сердце, но продолжает относиться к брату своему так, как это угодно Аллаху. Это испытывает почти каждый, за исключением тех, кого Аллах уберёг от этого.

Известного своей богобоязненностью и глубоким пониманием религии аль-Хасана аль-Басри (да помилует его Аллах) как-то спросили: «Завидует ли верующий?» Он ответил: «Неужели ты забыл про братьев Юсуфа (мир ему)?»

Верующий может почувствовать зависть, но он не подчиняется этому чувству, а наоборот, борется с ним, будучи покорным Аллаху, из страха и стыда перед Ним. Он возвеличивает своего Господа и не позволяет себе заглядываться на милости, которыми Он одаривает Своих рабов. Ему неприятно то, что он ощущает в душе, и он борется с самим собой. Он ищет спасения у своего Господа и молит Его очистить его сердце и наполнить его смирением и удовлетворённостью. А ещё он обращается к Аллаху с искренними мольбами за того, кому он завидует, и испрашивает для него ещё большее благо. Такой человек не совершает греха, потому что он не завидует и не позволяет зависти овладеть его душой.

Можно назвать три степени зависти, первая из которых — желание, чтобы другой лишился каких-то благ — описана выше. Вторая степень — это желание, чтобы другой и дальше оставался без благ. Завидующий такой завистью не желает, чтобы Аллах одаривал Своего раба благом, а желает ему оставаться в прежнем положении — невежественным, бедным, слабым, с сердцем, отдалившимся от Аллаха, и слабой верой. Он желает, чтобы другой человек продолжал находиться в таком состоянии, сохраняя свои изъяны и пороки. Такой человек завидует тому, чего ещё нет, тогда как первый завидует тому, что уже осуществилось.

Есть ещё третья степень зависти — та, которую мы привыкли называть белой завистью. Она коренным образом отличается от обычной зависти и подразумевает желание иметь такое же благо, как у другого. При этом человек не желает, чтобы тот, кому он завидует, лишился этого блага. В этом чувстве нет ничего страшного, и испытывающий его не заслуживает порицания. Оно сродни соперничеству в добрых делах, а Всевышний Аллах сказал: «В этом пусть состязаются состязающиеся» (сура 83 «Обвешивающие», аят 26).

Это безобидная зависть, к которой человека побуждают великодушие, любовь к благу и желание быть похожим на тех, кому Аллах оказал большую милость, и войти в их число, причём ему хочется быть впереди, во главе, а не замыкать их процессию. Это стремление заставляет его состязаться и соревноваться с праведными людьми и при этом продолжать любить тех, кому он завидует, и желать, чтобы милости, дарованные им Аллахом, оставались при них. Это чувство не имеет ничего общего с порицаемой завистью.

Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Завидовать можно только двоим: человеку, которому Аллах даровал богатство и предоставил ему возможность расходовать его должным образом, и человеку, которому Аллах даровал мудрость, и он выносит решения в соответствии с ней и обучает ей людей» [Бухари; Муслим].

Эта зависть — состязание, в котором завистник требует от своей души уподобиться тому, кому он завидует, и это не та порицаемая зависть, которая заставляет человека желать, чтобы обладающий каким-нибудь благом лишился этого блага. Однако в нашем мире много людей, которые завидуют отнюдь не белой завистью, и раздражаются, когда Аллах одаряет кого-либо из их знакомых, и начинают желать, чтобы те лишились этого блага.

Как же верующему уберечься от зла таких людей? Великий учёный ислама и врачеватель сердец имам Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) предлагает нам десять надёжных рецептов, которыми может воспользоваться каждый из нас.

Первое средство — испрашивание у Аллаха защиты от зла завистника. Всевышний Аллах близок к людям и внимает их мольбам, когда они обращаются к Нему за помощью, и как же прекрасно Он отвечает на наши мольбы! Кто вообще способен навредить человеку, если его оберегает Аллах, и кто защитит его, если Аллах лишит его Своей поддержки?!

Второе средство — богобоязненность, исполнение велений Господа и соблюдение Его запретов. Кто боится Аллаха, избегает грехов и блюдёт благочестие, того Он оберегает, и об этом недвусмысленно сказано в Коране: «Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то их козни не причинят вам никакого вреда» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 120).

Ещё одно важное средство — терпение по отношению к завистнику. Не следует препираться с ним, жаловаться на него или даже в мыслях своих обижать его. Если человек стремится победить завистника, то лучше всего делать это посредством терпеливого отношения к нему и упования на Аллаха.

Соответственно, следующий рецепт — это упование на Аллаха. Вот одна из наиболее действенных причин, посредством которых верующий может защитить себя от обид и несправедливости. Всевышний Аллах сказал: «Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его» (сура 65 «Развод», аят 3). Пока Всевышний Аллах защищает и оберегает человека, никакой завистник не навредит ему, если не считать вреда незначительного и неизбежного, подобного зною, холоду, голоду и жажде.

Другое средство защиты — освобождение сердца от переживаний и мыслей о завистнике. Верующий должен отбрасывать мысль о нём всякий раз, когда она посещает его, стараться не обращать на него внимания и не бояться его. Это одно из лучших лекарств и эффективный способ уберечься от его зла. Положение такого верующего можно сравнить с положением того, кого преследует враг, чтобы схватить его и причинить ему вред: если он не будет встречаться с ним и вступать в противостояние, а отстранится от него, то враг не сможет причинить ему вред. Если же они сойдутся в схватке, то может произойти неприятное.

Следующий рецепт — устремлённость к Аллаху, искренность по отношению к Нему и превращение любви к Нему и покорности Ему в предмет своих размышлений и мечтаний. Если верующий занят подобными размышлениями, то он не позволит своему сердцу предаваться размышлениям о завистнике, покушающемся на него, и не будет строить планы о том, как отомстить ему?

Ещё одно средство, также очень важное — раскаиваться перед Аллахом в грехах, которые стали причиной того, что завистник появился на нашем жизненном пути. Ведь Аллах даёт власть над Своим рабом его недругам и посылает ему трудности по причине совершённых им грехов. Об этом говорится в Священном Коране: «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки» (сура 42 «Совет», аят 30).

Ещё одно замечательное средство — подавать милостыню и совершать как можно больше добрых дел. Благодеяния самым удивительным образом защищают верующего от зла завистников и от многих других неприятностей. И если зло касается человека, активно делающего добро, то лишь слегка, и Аллах не оставляет его без Своей помощи и поддержки, и испытания завершаются для него благополучно.

Следующий совет, пожалуй, самый трудный для души. Использовать его удаётся лишь тем, кого Аллах одарил великим благом. Это отражение атак завистника посредством благодеяния по отношению к нему. Чем больше зла и зависти исходит от него, тем больше добра ты делаешь ему, тем больше благих советов даёшь ему, тем большее сострадание проявляешь к нему. Как сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха) одному из мусульман, который делал добро своим родственникам в ответ на их худое обращение с ним: «С тобой постоянно будет помощник от Аллаха до тех пор, пока ты поступаешь так» [Муслим].

Последнее из десяти средств — это ось, вокруг которой вращаются все вышеназванные причины. Это чистое единобожие и обращение мыслей от причин к Создателю этих причин, Могущественному, Мудрому. Ведь причины — всего лишь инструменты, и они подобны движениям ветров: они в руках своего Создателя и Творца и не причиняют ни вреда, ни пользы иначе как с Его дозволения.

Если раб Аллаха исповедует чистое единобожие, из его сердца уходит страх перед кем бы то ни было, кроме Него, и любой недруг представляется ему слишком ничтожным для того, чтобы бояться его наряду с Всевышним Аллахом. Он боится только Аллаха, много поминает Его и перестаёт занимать себя мыслями о завистнике. Свою любовь, страх, упование он обращает только к Аллаху, занимая себя только Им, и считает, что думать о завистнике, бояться его и занимать себя им — значит наносить ущерб своей вере.

О Аллах, Господь миров! Убереги нас от завистников и их зла, и отдали зависть от наших сердец, и помоги нам искренне радоваться за наших братьев и сестёр по вере, у которых есть то, чего нет у нас!