Спросите любого человека, вне зависимости от его вероисповедания, с чем ассоциируется у него ислам, наверняка в числе первых ассоциаций он назовёт Коран. И это неудивительно. Ведь это Книга Аллаха, послание Всевышнего Господа к человечеству. Это фундамент ислама, главный источник его законов, уникальный сосуд, из которого мы черпаем учение ислама. Коран — сердцевина и суть нашей религии. Это, бесспорно, главная книга в нашей жизни.
Но как каждый из нас относится к ней? Отводим ли мы последнему Писанию Всевышнего достойное место в нашей жизни? Достаточно ли времени посвящаем его чтению, изучению, заучиванию, размышлению над ним?
Это вопросы, которые нам, вероятно, стоит задавать себе чаще, чем мы это делаем. Что же такое для нас Коран? Верное руководство от Всевышнего, бесценный дар Господа человечеству, светоч и главная веха на нашем жизненном пути? Или же книга, которой отведено место на полке, но не в наших сердцах, и о которой мы вспоминаем намного реже, чем следовало бы?
Книга Аллаха — путь к богобоязненности, духовному раскрепощению и подлинному достоинству. Она спасает человека от пресмыкания перед творениями и приводит его к поклонению только Аллаху, Господу всех творений. Она избавляет от сомнений и наполняет грудь убеждённостью и твёрдой верой. Зять нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) ‘Али ибн Абу Талиб сказал о Коране: «Это — советчик, который не обманывает, проводник, с которым не заблудишься, рассказчик, который не лжёт. Любой из тех, кто проведёт время в обществе Корана, непременно встанет с увеличением и уменьшением: его приверженность прямому пути увеличится, а его слепота — уменьшится. И знайте, что он — заступник и обладатель заступничества, говорящий и подтверждающий. За кого заступится Коран в Судный день, тот не останется без заступничества. Ищите в нём путь к вашему Господу, ищите у него совета, как вам справиться с собственной душой, и считайте любое из ваших мнений сомнительным до тех пор, пока его не подтвердит Коран, и пусть это поможет вам справляться с собственными страстями».
Сегодня многие мусульмане оставляют Коран. Они не придают значения чтению его аятов и не размышляют над ними. Они не исполняют веления Корана и не соблюдают его запреты, не чтят установленные им ограничения. Даже если и читают его изредка, то кладут на полку повыше, начинают с нескольких аятов свою речь на религиозных собраниях или заглядывают в него в связи со свадьбой или похоронами.
Есть и такие мусульмане, которые часто читают Коран или даже знают его наизусть, но не живут в соответствии с его заповедями, не приобретают благородных качеств, которые он восхваляет, не чувствуют, как велика милость Аллаха к ним, не избегают того, от чего предостерегает их Коран.
Здесь уместно будет вспомнить слова благородного сподвижника ‘Абдуллаха ибн ‘Умара. Он вырос среди мусульман, прошедших школу Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), и прожил долгую жизнь, застав период стремительного распространения ислама. Сравнивая первых мусульман с многими из тех, которые уверовали после них, он говорил: «Некоторые достойные сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) знали наизусть всего лишь одну суру из Корана или около того, однако они поступали согласно Корану. А пришедшие после них читают Коран — даже дети и слепые, но не поступают согласно ему» [Тафсир аль-Куртуби].
Первые мусульмане ценили Коран по достоинству и стремились воспользоваться милостью, которую Аллах Всевышний оказал им. Внук Пророка (мир ему и благословение Аллаха) аль-Хасан ибн ‘Али сказал: «Те, которые жили до вас, считали Коран посланиями от своего Господа, и они внимательно читали эти послания по ночам, а днём поступали согласно им, связывая с ними свои помыслы и сердца».
И их последователи считали чтение Корана достоинством и почётом. Известный мусульманский учёный Ибн ас-Салях (да помилует его Аллах) сказал: «Чтение Корана — почёт, который Аллах оказал человечеству. Сообщается, что ангелам не было даровано ничего подобного, и что они стремятся услышать его от людей».
Верующие, которые читают и заучивают Коран, размышляют над его аятами и поступают согласно им, являются лучшими среди мусульман. Более того, они — приближённые Аллаха, которым Он оказал особую милость и для которых Он приготовил щедрую награду. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшим из вас является тот, кто учил Коран и обучал ему других» [Бухари].
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Поистине, у Аллаха есть приверженцы из числа людей». Люди спросили: «Кто же они, о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Приверженцы Корана — это приверженцы Аллаха и Его приближённые» [Ахмад; Насаи].
Эти аяты и хадисы подтверждают, что приверженцы и знатоки Корана — лучшие из лучших. Они несут знамя ислама и являются лицом нашей уммы. Кади Ияд (да помилует его Аллах) сказал: «Носитель Корана — носитель знамени ислама. Он не должен пустословить и лгать вместе с людьми, повторять их ошибки и предаваться бесполезным развлечениям вместе с ними, и должен возвеличивать Всевышнего Аллаха».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Коран встретит своего обладателя в День воскресения, когда его могила разверзнется, в образе измождённого человека, и скажет ему: “Узнаёшь ли ты меня?” Он скажет: “Нет, я не узнаю тебя”. Тогда он скажет: “Я твой товарищ — Коран. Я вызывал у тебя жажду в полуденный зной и лишал тебя сна по ночам. И, поистине, положение каждого торговца таково, какой была его торговля. И, поистине, сегодня я заменю тебе всякую торговлю”. И ему будет дарована власть в правую руку, а вечность — в левую. На голову его возложат венец величия, а его родители будут облачены в одеяния, подобных которым нет в этом мире. Они спросят: “За что нас облачили в это?” Им скажут: “За то, что ваш сын обучился Корану”. А потом ему скажут: “Читай и возвышайся в степенях Рая и его покоях,” — и он будет возвышаться до тех пор, пока будет продолжать читать, как обычным голосом, так и нараспев» [Ибн Маджа].
Поэтому наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел нам уважать мусульманина, дожившего до седин, справедливого правителя и носителя Корана, который не предаётся излишеству и не пренебрегает его заповедями, и всё это относится к возвеличиванию Аллаха (Абу Дауд).
Человек, который много читал Коран, размышлял над его аятами и заучивал их наизусть, не потерял время даром. И недугу никогда не одолеть сердце, которое жило вместе с Кораном, и не найти ничего приятнее и полезнее для нашего слуха, чем Коран, читаемый нараспев. А чего может ожидать от Господа человек, который не принесёт с собой в Судный день ничего из Корана? Такой человек подобен разрушенному дому.
Почитайте Книгу вашего Господа, живите Кораном и с Кораном и лечите с помощью него ваши недуги — этому учит нас наша религия. Вера и благие дела — это величайшая торговля, и чтение Корана входит в торговлю, которая принесет прибыль: «Поистине, те, которые читают Писание Аллаха, совершают молитву и расходуют [на благое] из того, чем Мы наделили их, тайно и открыто, надеются на торговлю, которая не окажется безуспешной» (сура 35 «Творец», аят 29)
.
Богобоязненный Мутарриф ибн ‘Абдуллах, читая этот аят, говорил: “Это — аят чтецов Корана”». Но только ли чтение требуется от нас? Ценность чтения Корана — в размышлении над ним и влиянии, которое оно оказывает на человека, на его поведение, образ жизни поступки. Поистине, Коран ниспослан для того, чтобы мы размышляли над ним и действовали согласно ему: «Это — благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом вспомнили» (сура 38 «Сад», аят 29)
.
Аль-Бика‘и (да помилует его Аллах) сказал, комментируя этот аят: «Пусть люди смотрят на следствия каждого аята и смотрят, на что он указывает, и на глубокий смысл, заключённый в нём. Этот смысл человек понимает лишь после внимательного изучения аята и длительного размышления над ним. А человек, ограничивающийся заучиванием букв, из которых он состоит, подобен тому, у кого есть дойная верблюдица, дающая много молока, но он не доит её, и тому, у кого есть молодая плодовитая кобыла, однако он не заботится о том, чтобы получать от неё жеребят. Такой человек может в любую минуту нарушить установленные им границы и оказаться в явном убытке».
Всевышний сказал: «Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах замки?» (сура 47 «Мухаммад», аят 24)
.
Комментируя этот и подобные ему аяты, имам аль-Куртуби (да помилует его Аллах) сказал: «Они указывают на обязательность размышления над Кораном с целью познания заключённого в нём смысла».
Как же нужно размышлять над Кораном и как можно получить от него наибольшую пользу? Ответ на этот вопрос даёт Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) в своей книге «Фаваид». Вот замечательное правило, которое он сделал жемчужиной своей книги: «Если ты желаешь получить пользу от Корана, сосредоточься, когда будешь читать и слушать Коран, и слушай внимательно. Внимай ему так, словно эти слова говорит тебе Тот, Кто произнёс их изначально, ибо, поистине, Коран — Его обращение к тебе через Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах сказал: “Поистине, в этом заключено напоминание для тех, у кого есть сердце, кто прислушивается с сосредоточенным сердцем” (сура 50 "Каф", аят 37)
».
Далее Ибн аль-Каййим говорит: «Коран воздействует на живое сердце. Но есть ещё непременное условие — внимательность и сосредоточенность при прослушивании и отсутствие препятствий, то есть сердце не должно ни на что отвлекаться и должно сконцентрироваться на Коране, чтобы понять и полностью усвоить услышанное. Если имеется всё перечисленное, то Коран оказывает на человека должное воздействие, приносит ему пользу и становится напоминанием».
Сказанное означает, что каждый из нас должен читать и изучать Коран в соответствии со своими возможностями. Очень важно не только научиться правильно читать его, но и постараться понять смысл, заключённый в его чудесных аятах, в том числе и знакомясь с тафсирами и трудами мусульманских учёных, посвящённых Корану. Хвала Всевышнему, сегодня в нашем распоряжении столько средств, способных помочь нам в этом великом и важном деле!
А ознакомившись с кораническими предписаниями, мы должны претворять их в жизнь, осуществлять, воплощать, применять на практике. Наш любимый Пророк (мир ему и благословение Аллаха) — эталон для нас, а его нравом, как мы знаем, был Коран. Разве это не повод задуматься?
О Аллах, помоги нам читать, изучать и понимать Коран, размышлять над его аятами, получать пользу от него и жить в соответствии с ним!