Что приходит на ум, когда мы слышим слово «скупость»? Конечно, понятие это нам знакомо, и значение этого слова известно, да и примеров скупости мы можем привести немало.

Возьмём хотя бы поведение собаки, грызущей кость. С каким упоением и сосредоточенностью она это делает. Кажется, что она всецело поглощена этим занятием. Но стоит только сделать шаг в её сторону, покушаясь на это сокровище, как животное оскалится, постарается подмять кость под себя и всем своим видом покажет, что делиться не намерено. Даже малую часть своей заветной добычи она будет оберегать от нас так же, как и всю добычу целиком.

Мы удивляемся поведению этой собаки, но многим из нас не приходит в голову, что бывают в нашей жизни моменты, когда мы ведём себя точь-в-точь как она. Порой в окружающем нас мире мы видим отражение самих себя, и это не иначе как милость Создателя к нам: показывая нам наши ошибки и проступки, Он помогает нам исправить их.

Как трудно бывает побороть в себе скупость и расстаться с тем, к чему мы испытываем сильную тягу, хотя мы знаем, что пожертвовав эту малость ради Аллаха, мы можем получить во много раз больше в мире вечном. Мы жалеем своё имущество, стараемся сберечь его даже тогда, когда у нас есть все возможности расходовать его так, чтобы оно принесло нам огромную прибыль в Судный день.

Коран предупреждает нас: «Пусть те, которые скупятся расходовать то, что Аллах даровал им по милости Своей, не думают, что поступать так лучше для них. Нет, это хуже для них. В День воскресения их шеи будут [в наказание] обвиты тем, что они жалели» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 180).

Мы легко замечаем скупость в окружающих, и созерцание её проявлений, скорее всего, оставляет неприятный осадок в душе любого из нас. Скупой человек вызывает антипатию даже у тех, кто далёк от религии. А что говорить о верующих, которые стараются следовать Книге Аллаха и Пречистой Сунне, исполняют веления Всевышнего и сторонятся Его запретов?

Но успешно бороться с этим пороком совсем не просто. Прежде всего, необходимо осознать, что скупость — это серьёзный недуг сердца, требующий лечения и не проходящий сам по себе, и каждый из нас в той или иной мере страдает от него. Всевышний Аллах сказал: «Душам свойственна скупость, но если вы будете добродетельны и богобоязненны, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (сура 4 «Женщины», аят 128).

А раз так, не пора ли нам вплотную заняться своим сердцем, чтобы очистить его от любых низких качеств и украсить добродетелями, которые любимы нашим Господом? Тем более что скупость фигурирует в Коране и Сунне как качество, присущее лицемерам.

Всевышний Аллах сказал о лицемерах: «Среди них есть такие, которые обещали Аллаху: “Если Он одарит нас из Своих щедрот, то мы непременно станем раздавать милостыню и будем одними из праведников”. Когда же Он одарил их из Своих щедрот, они стали скупиться и отвернулись с отвращением» (сура 9 «Покаяние», аяты 75).

А в другом аяте сказано: «Лицемеры и лицемерки подобны друг другу. Они побуждают к порицаемому, удерживают от одобряемого, и сжимают свои руки [скупятся делать пожертвования]!» (сура 9 «Покаяние», аят 67).

Это значит, что лицемеры похожи друг на друга в своём нежелании расходовать имущество на добрые дела и помогать беднякам и непохожи на верующих, которые ищут возможность снискать довольство Аллаха и соперничают друг с другом в добрых делах. Пожалуй, каждому из нас стоит спросить себя: на какую из этих двух групп похож я? Не вообще, а сегодня. Благодарен ли я Всевышнему Аллаха за бесчисленные милости, которыми Он одарил меня? Не поскупился ли я на милостыню, которая не сделала меня богаче? Не уподобился ли я лицемерам, которые попадут на самую низкую ступень Ада?

Благородный сподвижник, прислуживавший Пророку (мир ему и благословение Аллаха) около десяти лет, Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Три вещи губительны: скупость, которой покоряются, влечения, которым следуют, и самолюбование» [Шу‘аб аль-иман].

Скупость действительно губит сердце, и её пагубное влияние ощущает на себе каждый, кто позволяет этому качеству влиять на свои решения. Сродни ей алчность, хотя между этими двумя пороками есть небольшая разница. Алчность — это жадное стремление к чему-то и неуёмное желание обрести это. А скупость — это отказ расходовать после обретения имущества, чрезмерная любовь к нему и удерживание его. То есть алчность бывает до обретения имущества, а скупость — после.

Скупость — плод алчности, ибо она влечёт за собой скупость. Алчность таится в душе, и скупой подчиняется своей алчности. А тот, кто не проявляет скупости, не подчиняется алчности и избавлен от зла её. Поэтому в Коране сказано: «А уберегшиеся от собственной алчности суть преуспевшие» (сура 59 «Сбор», аят 9).

Противоположность скупости — щедрость, и это прекрасное качество оказывает весьма благотворное влияние на нашу жизнь — как земную, так и вечную. Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал: «Щедрый человек близок к Всевышнему Аллаху, к Его творениям, к своей семье и к Раю и далёк от Огня, а скупой далёк от Аллаха и Его творений и далёк от Рая, но близок к Огню. Щедрость человека заставляет даже чужих полюбить его, тогда как скупость делает его ненавистным даже для его собственных детей».

Недолгое размышление над этими словами великого учёного помогает понять крайне важную истину: имущество верующего должно быть в его руках, а не в его сердце. Делать щедрые пожертвования искренне ради Всевышнего — одно из величайших наслаждений, которые можно испытать в этом мире, и уникальный путь к довольству Господа и счастью в обоих мирах. Иначе говоря, это один из тех маленьких, но очень важных билетов в Рай, который каждый из нас может приобрести за небольшие деньги.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) — а искреннее советчика нам не найти — дал нам благой совет: «Защитите себя от Огня — хотя бы с помощью половинки финика» [Бухари].

Даяние может быть и небольшим. Аллах не обременил нас Своими приказами и вознаграждает за всякое добро, большое и маленькое. Выплачивать закят, подавать милостыню, помогать попавшему в беду, накормить голодного, поддержать вдову или сироту, внести свой вклад в богоугодное дело, поучаствовать в полезном социальном, благотворительном или образовательном проекте, помочь организации или группе людей, которые трудятся на благо нашей уммы — сколько шансов получить награду от Всевышнего Господа и доставить радость себе и другим!

Но если человек не верит в обещание своего Господа, боится лишиться благ, которые были дарованы ему, и по-настоящему полагается только на своё богатство, то разве улыбка насытившегося ребёнка или благодарный взгляд бедняка доставят ему радость?! Поистине, нет более низкого поведения, чем поведение того, кто скупится даже на доброе слово или небольшую милостыню. Хотим ли мы носить в сердце этот недуг и страдать от него, а в Судный день отвечать за то, что упорно не хотели признавать его наличие и бороться с ним?

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который был эталоном для нас, просил Всевышнего уберечь его от скверных качеств и пороков, среди которых была и скупость. Он говорил: «Не войдёт в Рай скупец, копящий богатства и воздерживающийся от даяния» [Абу Дауд]. А значит, и мы должны избавляться от этого качества, которое мешает делать добро и подниматься к небесам высокой нравственности.

Почему нужно бояться бедности, если наш удел предопределён и отмерен? Почему не расходовать имущество так, чтобы оно приносило пользу нам самим и другим людям, если любое искреннее даяние Всевышний Аллах принимает как прекрасный заём? Коран так часто побуждает нас вести прибыльную торговлю с Аллахом и расставаться ради Него с тем, что нам дорого и к чему мы успели привязаться: «Вы не обретёте благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом» (сура 3 «Семейство Имрана», аят 92).

В другом аяте сказано: «О вы, которые уверовали! Делайте пожертвования из приобретённых вами благ и того, что Мы взрастили для вас на земле, и не стремитесь раздать в качестве пожертвования скверное, чего бы вы сами не взяли, не зажмурив глаза. И знайте, что Аллах — Самодостаточный, Достойный хвалы» (сура 2 «Корова», аят 267).

О вы, которые уверовали в Меня и последовали за Моими посланниками! Расходуйте из дозволенного и благого, которое вы приобрели, и из всего того, что Мы вывели для вас из земли. Не отдавайте беднякам худшее из вашего имущества, ведь если бы вам самим дали такое, вы не взяли бы его, не закрыв глаза на его плохое качество. Неужели вы считаете приемлемым для Аллаха то, чем недовольны сами? Знайте же, что Аллах, Который дарует вам удел, не нуждается в ваших пожертвованиях. Он богат и достоин хвалы [Ат-тафсир аль-муйассар].

Всё это, однако, не означает, что мы должны отдавать самое лучшее другим или даже обрекать своих близких на жалкое существование. Ислам — это религия умеренности и «золотой середины» во всём. И такой аспект жизни мусульманина как расходование средств — не исключение. Вот что говорится в Коране об истинно верующих: «Делая пожертвования, они не излишествуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями» (сура 25 «Различение», аят 67).

Верующий знает цену материальному благополучию и расходует своё имущество в первую очередь на себя и на свою семью, но при этом он избегает расточительства и роскоши, чтобы любовь к мирским благам не проникла в его сердце и не превратилась в препятствие на пути к Всевышнему Аллаху. Наряду с этим, он по мере своих возможностей помогает своим родственникам, соседям и беднякам, которых он знает или не знает, и не скупится отдать то, что ему нравится, или даже то, в чём он сам нуждается, если это спасёт другого человека от большой нужды или беды.

Всевышний Аллах сказал: «Шайтан угрожает вам бедностью [и побуждает к скупости] и велит творить мерзость. Аллах же обещает вам [за ваше расходование] прощение от Него и милость. Аллах — Объемлющий, Знающий» (сура 2 «Корова», аят 268).

Шайтан хочет видеть нас жадными и скупыми. Он внушает нам страх перед бедностью, побуждает нас цепляться за жалкие мирские блага и придумывать всевозможные отговорки, лишь бы не расходовать накопленное богатство и не делиться им с другими. Стоит ли угождать нашему злейшему врагу?

Пусть же Всевышний Аллах поможет каждому из нас бороться со скупостью и расходовать на благое ради Него, в стремлении к Его довольству и в надежде на Его награду!