Кто из нас время от времени не ощущает чёрствости в сердце и не просит Всевышнего об избавлении от этого качества? Кто не мечтает оказаться рядом с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) в благоухающих райских садах? А откажется ли кто-нибудь получить запись о совершении множества благих дел, не приложив для этого больших усилий? Мечтающему обо всём этом сразу предоставляется уникальная возможность достичь желанной цели. В чём же заключается эта возможность и как ею воспользоваться?

Этот замечательный шанс выпадает тем, кто решается взять на себя заботу о сироте — то есть постараться заменить ему родителей, делать ему добро, опекать его. К заботящимися о сироте можно отнести всех тех, кто искренне старается установить тёплые и близкие отношения с сиротой, улыбается ему, гладит по голове, скрашивает его одиночество. Относится сюда и тот, кто говорит этому лишённому родительской любви и внимания ребёнку добрые, ласковые слова и занимает его чем-нибудь интересным и полезным, тем самым доставляя ему радость и поднимая настроение.

В исламе сиротой считается не достигший совершеннолетия ребёнок, лишившийся отца. А это значит, что каждый, кто женился на вдове с ребёнком и старался растить, обеспечивать и воспитывать пасынка или падчерицу как собственное чадо, имеет шанс обрести награду, которая обещана за заботу о сиротах. Не имеющий возможности собственноручно воспитывать и растить сироту может сделать благое дело, помогая детским приютам и семьям, в которых есть сироты.

Следует отметить, что забота о сироте относится в исламе к наиважнейшим благим поступкам. Всевышний Аллах повелел делать добро сиротам в нескольких аятах Своей Книги. Например, Всевышний сказал: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. И делайте добро родителям, родственникам, сиротам…» (сура 4 «Женщины», аят 36).

Этот аят называют «аятом десяти прав», потому что в нём перечислены десять прав: право родителей, право сироты, право бедняка, право близкого соседа, право дальнего соседа, право спутника, право странника и право невольника.

Если говорить о праве Всевышнего Аллаха, то это — величайшее право и первейшая обязанность. Имеется в виду право Аллаха на то, чтобы мы поклонялись Ему одному, никого не придавая Ему в сотоварищи. Именно для этого мы и сотворены.

Кто не поклоняется Аллаху, тот становится рабом шайтана, своих страстей, прихотей и желаний или же идолов и кумиров. Человек в любом случае является рабом — либо Господа, либо кого-то или чего-то другого, однако быть рабом Господа — честь и почёт, а быть рабом других — позор, унижение и убыток.

За правом Всевышнего Аллаха следует право родителей. Они имеют право на то, чтобы человек относился к ним почтительно, защищал их, не причинял им вреда и не обижал их ни словом, ни делом. Это право даровано им потому, что они сделали для нас очень много в то время, когда мы ещё не могли позаботиться о себе сами, не могли защитить себя и не отличали то, что приносит пользу, от того, что причиняет вред. Они воспитывали нас и ухаживали за нами, когда мы были маленькими, и Всевышний велел нам благодарить их за это.

За правом родителей следует право остальных родственников — как со стороны отца, так и со стороны матери. Это — дедушки и бабушки, дяди и тёти по отцу и по матери, а также братья и сёстры. Все они имеют право на то, чтобы мы поддерживали с ними связь, делали им добро, интересовались их делами, навещали их, помогали им деньгами и так далее.

За правом родственников следует право сирот. Они имеют право на хорошее отношение и сострадание, а также обеспечение, сохранение их имущества и воспитание, и за исполнение этой обязанности человека ожидает великая награда.

Всевышний Аллах сказал: «Они спрашивают тебя о сиротах. Скажи: “Делать им добро — хорошо. Если вы объедините свои дела, то ведь они — ваши братья”» (сура 2 «Корова», аят 220).

Всевышний сделал благодеяние по отношению к сиротам одним из величайших способов приближения к Нему и отнёс его к величайшим благим делам. Так, Господь сказал: «Благочестие не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал молитву, выплачивал закят, соблюдал договоры после их заключения, проявлял терпение в нужде, в болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Они и есть богобоязненные» (сура 2 «Корова», аят 177).

А Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил, что пекущиеся о сиротах будут вместе с ним в Раю, ширина которого — ширина небес и земли. Он сказал: «Я и пекущийся о сироте будем в Раю вот так». И он вытянул указательный и средний пальцы, оставив между ними небольшое пространство.

Эти слова означают, что такой человек попадёт в Рай, как и Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), однако, поскольку степень Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) недостижима, он сможет только приблизиться к ней [Файд аль-Кадир].

Ибн Батталь сказал: «Слышавшим этот хадис следует поступать согласно ему, дабы оказаться вместе с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) в Раю, ведь нет положения лучше этого».

Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сообщил благую весть всякому, кто делает добро сиротам, — пусть даже он просто ласково проведёт рукой по голове сироты, — обещая ему запись о совершении множества благих деяний. Он сказал: «Если кто-то погладит сироту по голове, сделав это только ради Аллаха, то за каждый волос, которого коснётся рука его, ему запишется совершение одного благого дела. И я и тот, кто делает добро сироте, будь то девочка или мальчик, будем в Раю как вот эти». При этом он показал два пальца, немного отведя их друг от друга.

Благодеяние и хорошее отношение к сироте — путь к спасению. Мы знаем, что в Судный день людей ждут великие ужасы и тяжкие испытания. Однако тот, кто в земной жизни обеспечивал сирот и заботился о них, будет избавлен от этих мучений: «Он не стал преодолевать крутую тропу. Откуда ты мог знать, что такое крутая тропа? Это — освобождение раба или кормление в голодный день сироты из числа родственников…» (сура 90 «Город», аяты 11–15).

Сострадание и милосердие к сироте — действенное лекарство от жестокосердия. Один человек пожаловался Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на своё жестокосердие, и Посланник (мир ему и благословение Аллаха) наказал ему гладить головы сирот. В другой раз он похвалил женщин-курайшиток за их заботу о сиротах: «Лучшие из женщин, ездивших на верблюдах, — женщины Курайша. Они лучше всех заботятся о сиротах, когда те ещё малы, и очень бережно относятся к имуществу своих мужей».

Когда погиб двоюродный брат Пророка (мир ему и благословение Аллаха), благородный сподвижник Джа‘фар ибн Абу Талиб, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) позаботился о его детях. И когда мать их упомянула об их сиротстве и нужде, он сказал: «Неужели ты опасаешься для них бедности, несмотря на то, что я — их опекун в этом мире и в мире вечном?»

Забота о сироте предполагает и заботу о его имуществе. Всевышний Аллах предписал оберегать, приумножать и никоим образом не посягать на имущество сироты. В Коране сказано: «Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет совершеннолетия. И будьте верны своим обещаниям, ибо за обещания вас призовут к ответу» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 34).

Если вы распоряжаетесь имуществом несовершеннолетних, которые оказались на вашем попечении после смерти родителей, то делайте это исключительно наилучшим для них образом. Приумножайте их имущество и поступайте так до тех пор, пока сироты не достигнут совершеннолетия и не научатся разумно распоряжаться своим имуществом. Исполняйте всякое обязательство, которое взяли на себя. Поистине, Аллах спросит в Судный день с каждого дававшего обещания и вознаградит его, если он исполнял эти обещания, и подвергнет его наказанию, если он не исполнял их и поступал вероломно [Ат-тафсир аль-муйассар].

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) предостерегал от несправедливого отношения к сиротам и от того, чтобы пользоваться их слабостью и присваивать принадлежащее им имущество. Он сказал: «Избегайте семи губительных грехов». Люди спросили: «О Посланник Аллаха, а что это за грехи?» И он назвал среди них присвоение имущества сироты.

Более того, он заботился о будущем сирот и практично подходил к этому вопросу, опасаясь того, что если с лежащего без использования имущества сироты ежегодно выплачивать закят, то оно со временем уменьшится, или же оно уменьшится в результате инфляции с течением времени. Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть покровитель сироты, у которого есть имущество, ведёт торговлю на его средства и не оставляет их, а иначе закят будет уменьшать его имущество».

Заботе о сиротах уделяли немалое внимание и другие пророки. Так, пророк Дауд (мир ему) говорил: «Будь для сироты словно милостивый отец» [Сахих аль-адаб аль-муфрад]. В этих словах содержится призыв заботиться о сироте, ибо заботящийся о нем заменяет своему подопечному отца, насколько это в его силах.

А милосердие нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), как мы знаем, было поистине необъятным. Он объявил во всеуслышание, что наследство, оставленное умершим, достаётся наследникам умершего, тогда как бремя долга или заботы об осиротевших детях он — Пророк (мир ему и благословение Аллаха) — принимает на себя. Он прекрасно относился к детям вообще, и не приходится сомневаться в том, что его отношение к сиротам было особенно милосердным.

Имели обыкновение заботиться о сиротах и лучшие люди после пророков. Это сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Они брали пример со своего учителя и следовали его заветам. Известно много случаев, демонстрирующих их внимание к сиротам и стремление обеспечить их всем необходимым. ‘Абдуллах ибн ‘Умар, например, никогда не ел, не разделив трапезу с сиротой [Сахих аль-адаб аль-муфрад].

Многие люди полагают, что забота о сироте подразумевает только его содержание. Не приходится сомневаться в ошибочности этого мнения, хотя награда за содержание сироты действительно велика, как и награда за расходование на угодное Аллаху и на совершение благих дел вообще.

Понятие заботы о сироте намного шире простого материального обеспечения. Берущий на себя заботу о сироте старается заменить ему родителей. А быть родителями — это, несомненно, намного больше, чем просто покупать ребёнку еду и одежду и предоставлять ему крышу над головой.

Опекун, как и родитель, должен позаботиться о психоэмоциональном и физическом развитии ребёнка, правильном формировании его личности, его образовании, в том числе и религиозном, и его здоровье, а также дать ему хорошее воспитание и постараться, чтобы из его воспитанника получился, с позволения Аллаха, человек с большой буквы.

Поистине, забота о сироте — очень короткий путь в Рай. Всевышний Аллах сказал об обитателях райских садов: «Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря на любовь к ней. Они говорят: “Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности! Мы боимся от своего Господа того Мрачного и Томительного дня”. Аллах защитит их от зла того дня и одарит их процветанием и радостью. А за то, что они проявили терпение, Он воздаст им Райскими садами и шелками» (сура 76 «Человек», аяты 8–12).

Давайте же не забывать то, чему учат нас эти коранические аяты, а также наставление последнего из пророков Всевышнего: «Ты хочешь, чтобы сердце твоё смягчилось и ты достиг желаемого? Проявляй милосердие к сироте, гладь его по голове, корми его из своей еды, и сердце твоё смягчится, и ты достигнешь желаемого» [Табарани].

О Аллах! Даруй нам терпение, предоставь нам возможность заботиться о сиротах и даруй нам благодать в наших детях и воспитанниках!