Всевышний Аллах по милости Своей сделал некоторые периоды времени особенно благодатными, что даёт нам возможность умножать свою награду, не прилагая для этого больших усилий. К этим замечательным периодам относится благословенный месяц рамадан, особенно последняя его декада. Относится к ним и первая декада месяца зу-ль-хиджжа, когда верующие, прибывшие в Мекку со всех концов света, совершают обряды хаджа. Это дни, исполненные благодати, о которых Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самые лучшие из благих дел — совершаемые в эти десять дней» [Бухари].

На эту декаду выпадает и благословенный день стояния паломников на Арафате, о котором наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет другого такого дня, когда Аллах освобождал бы от Огня больше Своих рабов, чем в день Арафата» [Муслим]. Он также говорил: «Лучшая мольба — это мольба в день Арафата» [Малик].

Наполнить этот день благими делами имеют возможность не только паломники, внявшие призыву Всевышнего Господа. Многие верующие, которые не совершают хадж, проводят первые десять дней этого месяца в посте, и особенно много блага приносит пост в день Арафата. В хадисе сказано, что постящемуся в этот день «прощаются прегрешения за прошедший и будущий год» [Муслим].

На эту же декаду выпадает и другой великий день — Ид аль-адха, или Праздник жертвоприношения. Это главный из двух мусульманских праздников, венчающий усердное поклонение в предыдущие дни и дарящий надежду на прощение и милость Аллаха.

Как видим, десять прекрасных дней, о которых мы говорим, неразрывно связаны с хаджем — этим благодатным путешествием, которое обязан совершить хоть раз в жизни каждый верующий, имеющий такую возможность.

Что же такое хадж? Просто интересная во многих отношениях и увлекательная поездка в Мекку? Или же одно из ключевых событий в жизни мусульманина, оставляющее неизгладимый след на его внутреннем мире и на его отношении к жизни и к людям?

Как показывает практика, хадж может стать — а для некоторых и становится — поворотным моментом в жизни. Именно после совершения хаджа многие мусульмане по-настоящему задумываются о религии, о своём предназначении и месте в этом мире, о мудрости Всевышнего, которой наполнены Его веления и запреты, и о необходимости неукоснительно соблюдать эти предписания и законы. Играют свою роль и особая атмосфера, и встреча с множеством единоверцев, и отдаление от повседневной суеты и, конечно же, благодать поминания Всевышнего и поклонения Ему, которая пронизывает хадж от начала до конца.

Хадж — это повод вырваться из оков повседневности и посмотреть с высоты полёта духовности на свою жизнь, на самого себя. Это шанс увидеть то, чего мы раньше не замечали, оценить наши поступки и устремления, понять, что по-настоящему имеет значение, а что навсегда останется лишь мишурой, к тому же ненадёжной и недолговечной.

У хаджа множество особенностей и достоинств, делающих этот обряд уникальным, единственным в своём роде. Мало кто задумывается об этом, но, помимо прочего, хадж примечателен и тем, что он представляет собой нашу жизнь в миниатюре. Паломники исполняют определённые предписания в течение короткого периода времени. Но такой же должна быть и жизнь верующего целиком — наполненной покорностью Всевышнему, поклонением Ему, совершением благих деяний, исполнением Его велений и соблюдением Его запретов.

И как хадж теряет смысл без соблюдения ритуалов, которым нас обучил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), так и благие устремления в течение остальной жизни не приносят пользы, пока верующий не последует примеру Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Он совершил хадж вместо со своими сподвижниками и сказал: «Перенимайте от меня ваши обряды» [Муслим; Абу Дауд; Насаи]. Так же и вся его жизнь была прекрасным примером для тех, кто надеется на вознаграждение Всевышнего и тоскует по встрече с Ним, кто предпочитает вечное преходящему и много поминает Аллаха.

Конечно же, поминание Аллаха — это дух хаджа. И это же поминание должно наполнять и озарять всю земную жизнь верующего до его последнего вздоха. Оно придаёт силы и избавляет от печали, освежает разум и смягчает сердце, умножает блага и спасает от одиночества, защищает от грехов и помогает заслужить довольство Милостивого. Тех, которые поминают Аллаха про себя, Всевышний Аллах поминает про Себя, а тех, кто поминает Его среди людей, Всевышний Аллах поминает среди приближённых ангелов, и если бы это было единственной пользой от поминания Его, этого было бы достаточно для людей разумеющих.

Есть в хадже определённые предписания, касающиеся внешнего вида паломника. Но такого рода предписания верующий должен исполнять и на протяжении всей своей жизни. Это относится, например, к ношению хиджаба мусульманками и отказу от ношения золота и шёлка мужчинами. Казалось бы, имеет ли значение внешний облик верующего, если Аллах Всевышний смотрит на наши сердца и поступки? Но если задуматься над смыслом этих предписаний, становится ясно, что их соблюдение отражается на внутреннем мире человека, оберегает его от тщеславия и высокомерия, имеет значение не только для него, но и для оздоровления той среды, которая окружает его.

Наконец, паломник сталкивается с разного рода трудностями, которые учат его не хмуриться из-за мелких неприятностей и ценить даже маленькие радости. Этот опыт помогает нам легче преодолевать бесчисленное множество трудностей, с которыми мы сталкиваемся на улице, в общественном транспорте, на работе. Ведь в каждой из таких ситуаций обязательно можно усмотреть возможность сделать что-то доброе, помочь кому-либо и заслужить награду от Всевышнего.

Хадж прекрасно демонстрирует, что в соблюдении предписаний религии нет ничего невозможного и непосильного: если мы способны образцово исполнять Его веления и следовать Его Посланнику (мир ему и благословение Аллаха) в течение этих нескольких дней, то что мешает нам наполнить такой покорностью и таким духом всю оставшуюся жизнь?

Стояние на Арафате напоминает нам о мире вечном. Ведь как мы стоим на Арафате, поминая Аллаха и взывая к Нему с самыми горячими мольбами, так и предстанем мы перед Ним в Судный день, когда не будет деяний, а будет только расчёт, и каждый из нас узнает, какая судьба уготована ему в вечности. А как не хватает нам подобного напоминания, когда, увлекаемые земной суетой и пребывающие в плену у бесконечного множества срочных, неотложных, как нам кажется, дел, мы порой забываем о самом важном!..

Всевышний Аллах сказал: «Возвести людям о хадже, и они будут прибывать к тебе пешком и на всех поджарых верблюдах с самых отдалённых дорог. Пусть они застанут то, что приносит им пользу [в том числе прощение грехов и награду от Всевышнего], и поминают имя Аллаха в установленные дни над [жертвенной] скотиной, которой Он наделил их. Ешьте от них и кормите несчастного бедняка! Затем пусть [паломники] завершат свои обряды, исполнят свои обеты и обойдут вокруг древнего Дома. Вот так! Кто почитает святыни Аллаха, тот поступает во благо себе перед своим Господом» (сура 22 «Хадж», аяты 27-30).

Во время хаджа исчезают социальные различия между людьми. Их внешний вид больше не указывает на их положение в обществе и уровень благосостояния. Все паломники выглядят одинаково: богач и бедняк, старик и юноша, религиозный деятель и военный, человек, занимающий руководящий пост, и простой рабочий. Облачаясь в ихрам, они становятся просто паломниками, людьми, которые равны перед Всевышним. Такие разные, они одеты в одинаковые одежды, подчиняются одному порядку и совершают одни и те же действия в одно и то же время.

Совершая эти обряды в атмосфере равенства и братства, мусульмане лучше осознают милость, которую Всевышний Аллах оказал им. Они будто ощущают те духовные узы, которые связывают их, людей незнакомых, но таких близких и значимых друг для друга, собравшихся из разных стран и континентов с одной единственной целью — исполнить веление Господа и снискать Его довольство. Их объединяет вера в Него, а это лучшее из того, что может объединять людей. Вера сделала мусульман разного цвета кожи, говорящих на разных языках и воспитанных в разных культурах, подобием единого организма или прочного здания.

Помимо чудесной атмосферы, в которую попадает паломник, он приобретает ещё и бесценный дар Всевышнего — прощение совершённых прежде грехов. Благородный сподвижник Абу Хурайра передаёт, что Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто совершил хадж, не сквернословя и не совершив ничего греховного и недостойного, вернётся домой таким же, каким был он в тот день, когда мать родила его» [Бухари; Муслим]. В другом хадисе сообщается, что за безупречно совершённый хадж нет более достойной награды, чем Рай [Бухари; Муслим].

Конечно же, далеко не каждый паломник возвращается домой, сбросив с себя тяжёлое бремя грехов и заслужив такую великую награду. Удаётся это лишь тем, кто собирается в путь сознательно, понимая, что он делает, как и зачем. Поэтому перед совершением хаджа следует тщательно изучить положения, касающиеся этого обряда, и постичь смысл действий, которые предстоит совершить. Ведь каждое действие в хадже неслучайно и исполнено великого смысла, и паломник должен понимать это. Упуская из виду этот важный момент, многие лишаются части того великого блага, которое открывается перед ними.

А как важно осознавать, что сама возможность совершить это путешествие относится к числу величайших благ нашего Господа! Ведь далеко не каждому предоставляется такая возможность, и мусульманин просто обязан не только от всего сердца благодарить Аллаха за эту милость, но и воспользоваться ею наилучшим образом, чтобы его старания принесли ему пользу и приблизили его к заветной цели.

Готовиться к хаджу следует заранее, и прежде всего — душой и сердцем. Ведь кто знает, представится ли ему ещё одна возможность посетить священные земли в эти благодатные дни. Быть может, этот хадж окажется единственным в его жизни, а значит, и совершать его следует так, будто он последний. И тогда можно надеяться на прощение грехов и духовное обновление: «Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом. Берите с собой припасы, но лучший припас — богобоязненность. Бойтесь же Меня, о обладающие разумом!» (сура 2 «Корова», аят 197).

О Аллах, дай нам возможность совершить это благословенное паломничество и исполнить его обряды наилучшим образом! И сделай хадж одним из тех событий, которые делят жизнь на «до» и «после» и несут очищение, прощение и свет!