До сих пор некоторые считают, что сын лучше дочери. Его рождению радуются больше, чем рождению девочки. Его воспитанию уделяют больше внимания. На него тратят больше сил и средств. На него возлагают больше надежд. Самому его существованию придают больше значения. Это традиция, уходящая корнями в глубокую древность.
Подобное явление имело место и в Аравии, на родине нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), до появления ислама. Об этом свидетельствует упомянутый в Коране страшный обычай хоронить живьём новорождённых девочек. В те далёкие времена находились отцы, которые избавлялись от дочерей таким жестоким способом: «Когда кому-либо из них сообщают весть о [рождении] девочки, лицо его чернеет, и он сдерживает свой гнев. Он прячется от людей из-за дурной вести [и пребывает в растерянности]: оставит ли он себе ребёнка с позором или же закопает [живьём] в землю? Воистину, скверны их решения!» (сура 16 «Пчёлы», аяты 58–59)
.
К счастью, те времена давно миновали. Всевышний направил к людям Своего последнего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который отменил этот бесчеловечный обычай. Это уже было огромным достижением. Но на самом деле он сделал гораздо больше. Он изменил бытовавшие среди его современников представления о женщине и её роли.
Пророк милосердия (мир ему и благословение Аллаха) прочитал людям слова Всевышнего: «Он дарует, кому пожелает, потомство женского пола, и дарует, кому пожелает, потомство мужского пола. Или же Он сочетает потомство мужского и женского полов, а того, кого пожелает, Он делает бесплодным. Воистину, Он — Знающий [о том, что создаёт], Способный [сотворить всё, что пожелает]» (сура 42 «Совет», аяты 49–50)
.
И сын, и дочь — дар Всевышнего, и в каждом ребёнке — благо и благодать. За заботу о дочерях и хорошее отношение к ним наша религия обещает великую награду. Растить девочку, воспитывать и обучать её — очень достойное дело. И в нашем распоряжении множество хадисов, подтверждающих это.
Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) как-то сказал: «У кого было три дочери и он терпеливо переносил все заботы, связанные с ними, в радости и в горе, того Аллах введёт в Рай за его милосердие к ним». Один человек спросил: «А если их две, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «И две». Другой человек спросил: «А если она одна, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «И одна» [Ахмад].
В другом хадисе сообщается, что Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Для того, у кого было три дочери и он предоставлял им кров, обеспечивал их всем необходимым и проявлял милосердие к ним, Рай станет обязательным». Один человек из числа присутствующих спросил: «И две, о Посланник Аллаха?» Он сказал: «И две» [Адаб муфрад].
А любимая жена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) ‘Аиша рассказывает историю, которая наглядно показывает, сколь достойным и благородным делом является воспитание дочерей и забота о них: «Однажды какая-то женщина, просившая подаяние, зашла ко мне с двумя своими дочерями. У меня не нашлось ничего, кроме одного финика, который я и дала ей. Она разделила этот финик между своими девочками, а сама не отведала ни кусочка, после чего встала и вышла. А потом ко мне зашёл Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Я рассказала ему об этом, и он сказал: “Девочки послужат защитой от Огня для того, кому они были посланы в качестве испытания и он заботился о них должным образом и делал им добро”» [Бухари; Муслим].
Из хадиса следует, что Всевышний посылает верующим дочерей не только как великое благо, но и в качестве испытания: как поведут они себя, когда на них ляжет ответственность за воспитание и обучение девочки? А ответственность эта важна и огромна. Но если нести её надлежащим образом, то и результат может превзойти все ожидания. Ведь награду за благие дела дарует нам Тот, Чья щедрость поистине безгранична.
А в другой версии сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, за это Аллах сделал Рай обязательным для неё!» [Муслим].
Наградой для этой женщины за её жалость и любовь к дочерям и заботу о них стал Рай. А есть ли награда большая и более желанная?..
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) учил: «У кого было три дочери или три сестры, и он делал им добро, тот войдёт в Рай благодаря им» [Адаб муфрад].
Люди, отодвигающие дочь на второй план и уделяющие львиную долю внимания сыну, не только игнорируют приведённые хадисы, но и забывают простую, но важную истину. И мужчину, и женщину в первые годы их жизни воспитывает именно мать, и исключения из этого правила крайне редки. А что может дать своим детям женщина, о воспитании и обучении которой в своё время никто не позаботился? Не обладающий чем-то не способен дать это другим. Если мать плохо воспитана, неграмотна и невежественна, то что помешает её детям перенять от неё всё это? Верно и обратное: грамотная, образованная, обладающая множеством полезных навыков и широким кругозором мусульманка может заменить своим детям десяток учителей, наставников и воспитателей. И примеров, подтверждающих это, великое множество.
Пренебрегающий дочерью, её воспитанием и образованием совершает преступление не только против неё, но и против собственных внуков, а может быть и против многих последующих поколений. Что, если именно это пренебрежение станет причиной отсутствия у дочери понимания религии, любви к ней и иных качеств, которые должны быть у мусульманки? И что, если именно отсутствие у неё этих качеств станет причиной того, что её дети отклонятся от истинного пути, а то и вообще станут сбивать с него других людей? Одна мысль о том, что за всё это придётся ответить в Судный день, должна внушать ужас верующему.
Роль матери в воспитании ребёнка, формировании его личности, его убеждений и его отношения к религии поистине огромна. И недаром ислам отводит матери столь высокое положение, которое выше даже положения отца. Однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришёл какой-то человек и спросил: «О Посланник Аллаха, кто больше всего заслуживает хорошего отношения с моей стороны?» Он ответил: «Твоя мать». Человек спросил: «А затем кто?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Твоя мать». Человек спросил: «А затем кто?» Он ответил: «Твоя мать». Тот снова спросил: «А затем кто?» И лишь тогда он сказал: «Твой отец».
В мусульманской семье дочь должна быть любима. О ней должны заботиться, её должны ценить и оберегать. Её рождению должны радоваться. Живя в доме родителей, братьев или других родственников, которые согласно Шариату обязаны содержать её, она не должна чувствовать себя обузой или нежеланным гостем. Родительский дом должен навсегда остаться её домом, двери которого открыты для неё, как до замужества, так и после. Она — полноправный член семьи, и никто не смеет оскорблять её, унижать или наносить ей обиды. И ислам защитил её от того, чтобы ей в одиночку преодолевать препятствия, возникающие на её жизненном пути, потому что Господь повелел её семье оберегать и беречь её. Это элементарные истины, которые сегодня известны большинству мусульман и не оспариваются ими. Но вопрос о воспитании и обучении девочек и внимании к ним по-прежнему остаётся нерешённым.
Дочь — такое же продолжение нас самих, как и сын. И она — будущая мать наших внуков и бабушка наших праправнуков. И то, как мы относимся к ней, что вкладываем в неё, чему учим её, как мы её воспитываем, отразится и на будущих поколениях.
Женщина-мусульманка сыграла огромную роль в прошлом. Продолжает она это делать и сегодня. Полторы тысячи лет назад великие матери воспитывали великих сыновей. Достаточно вспомнить мать благородного сподвижника аз-Зубайра ибн аль-Аввама — тётку Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) Сафию. Или мать будущего халифа Муавии ибн Абу Суфьяна, которой как-то сказали: мол, у твоего сына есть все шансы возглавить свой народ, — а она сказала в ответ: «Да лишусь я его, если он возглавит только свой народ!» Такие ожидания были у этих женщин от своих детей, такие высокие планки ставили они для них, подвигая их на великие дела, воспитывая в них стремление совершенствоваться и достигать высот в том, что они делают. И у великих матерей вырастали великие сыновья.
А сколько было мусульманок, сыгравших большую роль в распространении религиозного знания! Одной из них была мать правоверных ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах), которая впитывала знание на протяжении тех лет, которые успела прожить с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), а потом щедро делилась им на протяжении всей оставшейся жизни. Рядом с её именем достойно стоит имя ‘Амры бинт ‘Абд ар-Рахман аль-Ансарии, которая добилась признания учёных мужей из поколения табиев и в самом центре исламской цивилизации того времени — Медине. О её глубоких познаниях и правдивости говорили такие знатоки хадисов, как Суфьян ибн ‘Уйайна, ‘Али ибн аль-Мадини и Яхья ибн Ма‘ин.
Возникает вопрос: а какими мы хотим вырастить своих дочерей? Ведь от нашего воспитания во многом зависит то, какими жёнами и матерями они будут и станут они причиной нашего спасения в Судный день. Что сможет дать эта девочка миру, когда вырастет? И каким будет её отношение к нам, родителям? Какой сестрой по вере будет она для других мусульман? Каким будет её вклад в развитие, благополучие и процветание нашей уммы? Это определяется в действительности каждой минутой нашего общения с дочерями, словами, которые мы говорим, примером, который мы подаём, знанием, которое мы закладываем, пищей для ума, которую мы преподносим, образованием, которое мы обеспечиваем, обстановкой, которую мы создаём.
Полезное знание нужно девочке не меньше, чем мальчику. Ведь в Судный день ей, как и ему, придётся отвечать за своё исповедание религии. То же самое можно сказать и о благонравии, которое обычно становится следствием хорошего воспитания. Мирские навыки, образование ей тоже очень нужны, особенно учитывая сегодняшние реалии — чтобы она могла приносить пользу, учить других, и в первую очередь собственных детей, а также зарабатывать на жизнь, если в этом возникнет необходимость. Женщины-специалисты — учителя, врачи, медсёстры и представительницы многих других важных и нужных профессий — жизненно необходимы мусульманской умме. Хорошее образование облегчает жизнь нашим дочерям и помогает им приносить пользу обществу.
Родители девочек должны принять этот дар Всевышнего с благодарностью и нести возложенную на них ответственность наилучшим образом. Воспитание дочери — великое дело, которое каждый из нас делает прежде всего для самого себя, чтобы обнаружить его на чаше весов со своими благими деяниями в Судный день.
О Аллах, помоги нам воспитывать наших дочерей наилучшим образом и уделять им достаточно внимания, дабы они приносили пользу нам и нашей умме! И сделай их отрадой для нас и даруй нам награду за них в День воздаяния!