Мусульманская вера имеет много особенностей, делающих еë привлекательной для людей разного возраста и образа жизни. Она примечательна ещё и тем, что ислам — религия золотой середины. Всевышний Аллах обращается к нам в Своей Книге: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины» (сура 2 «Корова», аят 143)
.
О том же сообщает нам и Пречистая Сунна. Имам аль-Бухари приводит такие слова нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, религия легка, и она непременно одолеет того, кто станет тягаться с ней, [взваливая на себя непосильное], так что следуйте прямым путём, старайтесь приблизиться [к такому следованию, если не способны следовать им неуклонно,] радуйтесь [ожидающей вас награде] и используйте [для совершения благих деяний] утро, вечер и часть ночи». А в другой версии добавлено: «Придерживайтесь умеренности, и вы достигнете цели».
Таким образом, жизнь мусульманина должна проходить под девизом золотой середины и умеренности. Что это означает на практике? Наша жизнь подобна извилистой реке, и задача заключается в том, чтобы на протяжении всего нашего земного существования не терять бдительности и плыть примерно по середине реки, не приближаясь к скалистым берегам, о которые наше хрупкое судёнышко рискует разбиться в щепки — а именно это происходит, когда люди религиозные начинают впадать к крайности. Крайности — это зло. Всегда и во всём.
Непонимание сути этой умеренности, неспособность оценивать последствия своих поступков и сохранять хрупкое равновесие между земным и вечным может привести — и часто приводит — к настоящим трагедиям. Впадая в крайности, человек ломает собственную жизнь и оставляет нереализованным огромный заряд созидательной энергии, которую рождает в нëм вера, либо, того хуже, превращает его из созидательного в разрушительный и начинает творить зло, часто сам того не ведая.
Мы испытываем боль, видя, что делает с нашими единоверцами уход в крайности. Но ещё больнее видеть, как это происходит с подрастающим поколением по вине недальновидных или смотрящих на мир однобоко родителей. Конечно, все мы желаем своим детям только лучшего. Но одного желания мало. Важно разуметь, в чём заключается благо для наших детей, и очень чётко представлять и обучать их тому, что любое благо заключается в следовании путём Пророка (мир ему и благословение Аллаха) без излишеств и упущений.
Однако в наши дни всë чаще можно видеть, как религиозный пыл при отсутствии правильного понимания религии играет с людьми злую шутку. Впадая в крайность, некоторые родители-мусульмане считают, что ребёнку нужно только шариатское знание, а остальное неважно. Речь не идёт о тех родителях, которые в образовании своих детей делают упор на изучение Корана и религиозных дисциплин. Такое стремление похвально, и в определённой мере даже обязательно. Но кем вырастет ребёнок, если ему с малых лет внушают, что мирские знания и умения нужны как летошний снег и что он как-нибудь проживёт, потому что удел отмерен всем?
Утверждение о том, что мирским знанием можно пренебречь — очень опасная крайность, которая может иметь страшные последствия для наших детей. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) учил: «Никто из вас никогда не ел лучшей еды, чем та, которую он зарабатывает трудом рук своих, и, поистине, пророк Аллаха Дауд питался тем, что зарабатывал трудом рук своих» [Бухари].
«Пусть никто из вас не сидит сложа руки, отказываясь добывать хлеб насущный и ограничиваясь словами: “О Аллах, даруй мне пропитание!” Ведь вы знаете, что небеса не проливают золотых и серебряных дождей!» — предупреждал второй праведный халиф ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах).
Даже у пророков были ремёсла, и они зарабатывали себе на жизнь, подавая пример своим последователям. В «Сахихе» Муслима сообщается, что пророк Закария был плотником. Есть предания о том, что пророк Идрис был первым, кто начал шить одежду, а до того люди носили одежды из шкур животных [Фатх аль-Бари]. В тафсирах сообщается, что пророк Дауд был первым, кто начал изготавливать кольчуги из колец [Тафсир аль-Куртуби].
Иметь своё ремесло и приносить людям пользу посредством приобретённых навыков — достоинство, а не порок. Лучший из людей (мир ему и благословение Аллаха) вспоминал, как пас овец, и упоминал о том, что все пророки занимались этим. Позже он преуспел в торговле, самостоятельно зарабатывая себе на жизнь. То же самое можно сказать о его сподвижниках, среди которых были и земледельцы, и скотоводы, и торговцы, и плотники, и кузнецы, и врачеватели, и писцы. И они зарабатывали на жизнь своим трудом и считали позором ходить с протянутой рукой. Они не желали быть обузой для своих единоверцев. Напротив, они стремились зарабатывать больше, чтобы помогать нуждающимся и поддерживать своих братьев по вере с более скромным достатком или недееспособных. Они помнили слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Оставить наследников своих состоятельными лучше для тебя, чем оставить их нищими, вынужденными просить у людей» [Абу Дауд].
Они не относились к этому знанию и этим навыкам презрительно под предлогом того, что всё это «мирское». И они понимали приказ Всевышнего «оберегайте себя и свои семьи от Огня» не поверхностно, в отличие от многих мусульман сегодня. Как бы достигла исламская цивилизация невиданных высот и принесла столько пользы людям, если бы верующие считали мирское знание недостойным внимания? Как раз наоборот, именно исламский дух любознательности, трудолюбия и стремления к совершенству помог мусульманам осуществить этот прорыв.
Всевышний сказал: «Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому как Аллах сотворил добро тебе, и не стремись распространять нечестие на земле» (сура 28 «Рассказ», аят 77)
.
Но вместо трудолюбивых и способных людей, готовых созидать и преображать, мы имеем неграмотную, неприспособленную к жизни, неспособную идти в ногу со временем и обеспечивать себя молодёжь. Как следствие — трудности с поиском работы и с созданием семьи, которую необходимо обеспечивать, неспособность реализовать себя и быть по-настоящему счастливым.
У одних со временем получается преодолеть этот стереотип, и они осознают важность разных мирских умений и профессии, но на приобретение необходимых навыков у них уходит гораздо больше сил и времени, чем если бы они посвятили этому время в школьном и студенческом возрасте. А в глазах других «мирские» науки так и останутся недостойными внимания, и они по-прежнему не могут найти себя и устроить свою жизнь, как правило, оставаясь обузой для своих родственников или других мусульман. Возможны и другие последствия — озлобленность, трудности в общении с мусульманами, избежавшими этой крайности, зависть, радикализм, несущие беды нашей общине.
С каждым годом мусульмане страдают от этих страшных явлений всё больше и больше. Если порождения невежественной религиозности возникали в благодатную эпоху сподвижников, то что говорить о нашем времени, когда правильного понимания ислама не хватает, а разного рода отклонений стало намного больше. И они лишний раз доказывают, что само по себе заучивание аятов и хадисов не превращает человека в сознательного верующего, понимающего свою религию и способного сохранять равновесие между мирским и вечным.
Но можно увидеть отклонение и в другую сторону. Некоторые родители настолько увлечены стремлением к тому, чтобы их ребёнок стал «кем-то» в мирском понимании, что исламские знания практически исключаются из списка их приоритетов. Ребенок почти всё время посвящает учёбе, сидит с репетиторами, посещает множество курсов, за которые родители отдают баснословные деньги, а затем отправляется в престижный вуз, чтобы сделать карьеру и разбогатеть. Казалось бы, всё отлично и его ждёт светлое будущее. Но что происходит на деле?
Шайтан не дремлет, как и обещал Всевышнему: «Я приукрашу для них мирское и непременно собью с пути их всех, кроме Твоих избранных рабов» (сура 15 «Хиджр», аяты 39–40)
.
Их отпрыск, совершенно не окрепший в исламе, а зачастую почти ничего не знающий о своей религии, став студентом, сталкивается с мощным потоком всевозможных искушений, к которым у него, увы, нет никакого иммунитета в виде религиозного знания и твёрдой веры. И очень часто юноша или девушка позволяют этому потоку смыть себя. И последствия страшны. В лучшем случае это множество грехов, ожесточающих сердце и отдаляющих человека от ислама. А в худшем... Будут ли родители-мусульмане радоваться учёным степеням и блестящей карьере своего отпрыска, если он потеряет веру и навлечёт на себя гнев Всевышнего?
Нередко ради обучения юный мусульманин покидает родные пенаты и попадает в среду с совершенно иными ценностями и мировосприятием. Он видит запретное и то, как другие это запретное совершают, и сказывается стадное чувство и отсутствие у подростка того самого духовного стержня, о котором должны были позаботиться родители-мусульмане.
Как будет неуклонно совершать молитву тот, кто не понимает её сути, не чувствует её обязательности, не осознаёт её важности? И как сохранит приверженность исламским ценностям тот, кого никогда не побуждали читать, смотреть и слушать об этом? И как будет относиться к запретам Всевышнего тот, для кого они ничего не значат и кто не понимает их назначения? Это трагедия невежественной молодёжи, перед которой ставили исключительно мирские цели и которая в силу скудных познаний не представляет себе религию как целостную систему и как образ жизни.
Об этом должен задумываться каждый родитель. Это прекрасно, когда мы хотим, чтобы наши дети получили отличное образование, хорошую и востребованную специальность, стали знатоками своего дела и состоятельными людьми, способными содержать себя и близких и заниматься благотворительностью. Но нельзя забывать о том, что если нам самим не так легко выстоять под градом разных искушений и испытаний, то нашим детям это труднее вдвойне — сказываются юность, неопытность, наивность, сила кипящих внутри страстей. Мы должны, обязаны снабдить подрастающее поколение надёжным и действенным оружием против шайтана.
О Аллах, убереги нас и наших детей от крайностей и от их пагубных последствий. Сделай нас одними из тех, кто знает истину и неотступно следует ей, принося пользу людям и обретая Твоë довольство!