Вспомните один совершенно безоблачный день из вашей жизни. Такой день, в который с вами не случалось ровно ничего неприятного, вас ничего не огорчало, всё было именно так, как хотелось вам, и вы пребывали в состоянии абсолютного и непоколебимого счастья. Много ли таких дней вы можете вспомнить?
В нашей жизни бывают очень счастливые, спокойные, почти безмятежные дни. Но даже в такие периоды на нашу долю непременно выпадают какие-нибудь испытания, пусть даже незначительные. Каким бы ясным и солнечным ни был ваш день, всё равно для него найдётся своя тучка.
Почему же так случается? А потому что так устроена наша земная жизнь. Она такова по своей природе, и изменить это не дано ни нам, ни людям, которые нас окружают. Жизнь преподносит нам испытания разного рода и разной тяжести. Их много, они приходят к нам одно за другим, и им нет конца — пока мы живём и дышим, пока мы ходим по этой земле, они не закончатся.
Жизнь без испытаний невозможна. Об этом говорят нам Книга Аллаха и Сунна Его Посланника, и мы видим это своими глазами, и разум наш подтверждает это. Вспомните слова Всевышнего: «Неужели люди полагают, что только за то, что они скажут: “Мы уверовали”, их оставят в покое и не подвергнут искушению? Мы уже подвергли искушению тех, кто был до них» (сура 29 «Паук», аяты 2–3)
.
Одинаковы ли испытания, выпадающие на долю людей? Ответ очевиден. Испытания у каждого свои. Как уникальны отпечатки пальцев человека, так уникален и тот набор испытаний, который Всевышний Господь предопределил каждому из нас.
Одних людей чаще постигают испытания, связанные с имуществом. Бедняк не может позволить себе многое из того, что позволяют себе другие. Он не знает, где достать средства к существованию, как прокормить себя и свою семью или улучшить её положение, на что одеть и обуть детей и как дать им хорошее образование. Случается и так, что состоятельный человек, у которого прежде не возникало подобных проблем, вдруг лишается внушительной части своего имущества или даже всего, что имеет, и неожиданно для себя начинает испытывать материальные трудности.
Испытание бедностью — весьма нелёгкое. Человек пересчитывает свой скромный капитал и понимает, что ему не хватает на то, не хватает на это. И ему начинает казаться, что никого в мире не постигает столь горькое испытание, и нет никого беднее и несчастнее, чем он. Особенно если после многих попыток исправить положение оно остаётся прежним или даже ухудшается.
Другие люди встречаются с испытаниями, которые затрагивают их здоровье: они годами борются с тяжёлой болезнью или же недуги обрушиваются на них один за другим. Иных болезнь приковывает к инвалидной коляске или лишает зрения, слуха, способности говорить или двигаться, серьёзно ограничивая доступные другим людям виды деятельности.
Чьи-то испытания касаются детей. Человек или не может иметь детей, или с ними случается что-то неприятное, или они умирают, или же растут непочтительными и неверующими — да убережёт нас Всевышний Аллах от подобных и других страшных испытаний!
Для кого-то испытанием оказывается его собственная внешность — отсутствие красоты, физическое уродство, очень высокий или очень низкий рост, а для кого-то — отсутствие безопасности. Человек попадает в такую ситуацию, когда ему приходится опасаться за свою жизнь и за жизнь своих близких.
Можно перечислить тысячи испытаний, с которыми человеку приходится сталкиваться в своей жизни и от которых ему никуда не деться. Ещё бы, ведь испытания постигали даже лучших из людей — пророков и посланников Всевышнего. Человек нетерпелив по своей природе и зачастую реагирует на эти испытания ропотом, отчаянием и недовольством. И наш Творец, конечно же, знает об этом.
Всевышний сказал: «Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя его благами, тот говорит: “Господь мой почтил меня!” Когда же Он испытывает его, ограничивая его удел, тот говорит: “Господь мой унизил меня!”» (сура 89 «Заря», аяты 15–16)
.
Ислам учит, что испытания, постигающие верующего, подобны лекарству. Оно выгоняет из него недуги, которые, останься они в нём, погубили бы его или уменьшили бы его награду и понизили бы его степень. Испытания выгоняют из него эту хворь, подготавливая его к получению полной награды и восхождению на новые ступени. Как сказал наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Клянусь Тем, в Чьей руке душа моя, что бы ни предопределил Аллах верующему, это непременно становится для него благом, и не дано это никому, кроме верующего. Если с ним случается нечто доставляющее ему радость, он благодарит, и это становится благом для него, а если его постигает то, что причиняет ему вред, он проявляет терпение, и это также становится благом для него» [Муслим].
Самые тяжкие испытания, как мы знаем, выпадают на долю пророков, а после них — на долю наилучших людей. Человек подвергается испытаниям в соответствии со своей верой. Если его вера тверда, то ему добавляются испытания, а если она слаба, то и испытания, постигающие его, облегчаются. Испытания не перестают постигать верующего до тех пор, пока за его душой не останется ни единого греха.
В Коране говорится: «Мы испытываем вас добром и злом ради испытания, и к Нам вы будете возвращены» (сура 21 «Пророки», аят 35)
.
Мы испытаем вас — иногда бедами, иногда милостями, и посмотрим, кто будет благодарным, а кто — неблагодарным, кто проявит терпение, а кто отчается. Выдающийся комментатор Корана ‘Абдуллах ибн ‘Аббас сказал: «То есть Мы испытаем вас злом и добром, трудностями и благополучием, здравием и болезнью, богатством и бедностью, дозволенным и запретным, покорностью и ослушанием, следованием прямым путём и заблуждением». А потом вы будете возвращены к Нам, и Мы воздадим вам за ваши деяния [Ибн Касир].
Земная жизнь не что иное, как испытание посредством возложения на человека религиозных обязанностей, заключающихся в исполнении велений Всевышнего и соблюдении Его запретов, и посредством всевозможных радостей и трудностей, которые сменяют друг друга. А за этим следует возвращение к Аллаху для расчёта и воздаяния [Ат-тафсир аль-муйассар].
Если мы смотрим на других и их жизнь нам кажется беззаботной, мы должны понимать: это впечатление обманчиво. Ведь если испытания, постигающие людей, сокрыты от нас, это не означает, что их вовсе нет. И они могут оказаться намного более тяжкими, чем наши. Согласимся, каждый из нас склонен преувеличивать собственные испытания и преуменьшать чужие.
Мы не выбираем испытания, но мы выбираем, как относиться к ним и как реагировать на них. А это означает, что любое постигающее нас испытание мы можем обратить на благо себе, и для нас очень важно именно так и поступать.
Что же мы можем сделать?
Во-первых, просить у Аллаха благополучия и избавления. Мольба — оружие верующего и его дорога к довольству Аллаха и счастью в обоих мирах.
Во-вторых, проявлять терпение. Поистине, Аллах любит терпеливых и Он — с терпеливыми. А кому из нас не нужны любовь Всевышнего и Его помощь и поддержка?
В-третьих, радоваться тому, что испытание, постигшее нас, не оказалось ещё сильнее и страшнее. Как сказал известный таби ‘Урва ибн аз-Зубайр после того, как лишился ноги и одного из своих сыновей: «Хвала Тебе, о Аллах! Забрав один орган, Ты оставил остальные, и забрав одного сына, Ты оставил остальных!»
Порой достаточно посмотреть на тех, на чью долю выпали более серьёзные испытания, чтобы понять ценность дарованного Аллахом благополучия. Но даже это не возымеет действия, если с человеком произошло самое страшное — если испытание пошатнуло и подорвало его веру. Поэтому, если испытание пришло и ушло, а наша вера по-прежнему в наших сердцах, то мы должны радоваться и восхвалять Всевышнего за то, что Он уберёг нас от самого большого несчастья!
Одним из положительных следствий испытаний является прощение грехов. Порой Аллах решает наказать человека за какой-то грех уже в этом мире, не откладывая воздаяние до Судного дня. А наказание в вечном мире, безусловно, намного страшнее и тяжелее, чем наказание в этом мире, каким бы оно ни было.
Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если Аллах желает Своему рабу блага, Он наказывает его за грехи уже в этом мире. А если Он желает Своему рабу зла, то оставляет его грехи без наказания в этом мире, чтобы потом воздать ему сполна в Судный день» [Тирмизи].
А в другом хадисе говорится: «Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов» [Бухари].
Несчастья мешают нам привязаться к этому миру. Если бы в этом мире не случалось бед, человек любил бы его намного сильнее и забыл бы о мире вечном. Однако несчастья и горести не дают ему этого сделать и побуждают его трудиться ради мира вечного, в котором нет горя и страданий. К тому же терпеливое перенесение испытаний способствует возвышению степеней тех, кому суждено попасть в Рай.
Сподвижники Посланника (мир ему и благословение Аллаха) знали: множество испытаний, выпадающих на долю человека, вовсе не признак того, что он — неверующий или заядлый грешник. Как раз наоборот: больше всего испытаний в этой жизни достаётся лучшим и самым богобоязненным. Пророка (мир ему и благословение Аллаха) как-то спросили: «Кого из людей постигают самые тяжёлые испытания?» Он ответил: «Пророков, а затем лучших из людей. Человек подвергается испытаниям в соответствии со своей верой. И если вера его крепка, ему добавляются испытания, а если вера его слаба, испытания его будут соответствовать его вере. И испытания не перестанут сыпаться на раба Аллаха до тех пор, пока не станет он ходить по земле без единого греха» [Тирмизи].
Когда мусульманин подвергается испытанию, он лишается чего-то из этого мира. Но если он проявляет терпение, то приобретает намного больше в мире вечном. Таким образом, он не только возмещает свои потери, но и получает прибыль, и удаётся это только верующему. Он проявляет смирение не потому, что он любит боль и страдания, и не по причине своей слабости, но из желания получить великую награду у своего Господа, в Которого он уверовал всей душой. И немного терпения в этом мире оборачиваются для него бесконечным блаженством и благополучием в мире вечном.
Пусть же Всевышний Аллах облегчит наши испытания и обратит их нам на пользу, и пусть никакие удары судьбы не сотрясают нашу веру в Его правдивое обещание!