Связь между родителями и ребёнком поистине уникальна. Не будет преувеличением сказать, что это одно из чудес Всевышнего. Милосердие родителей к детям, их крепчайшая связь со своим чадом — мы замечаем всё это даже в мире животных, не говоря уже о людях, которых Всевышний Аллах почтил, наделив разумом и волей, и превознёс над многими другими творениями.

На эту тему написаны тысячи статей и книг. Некоторые носят общий характер, другие посвящены какому-то одному аспекту взаимоотношений родителей и детей. Кажется, очень трудно написать о чём-то таком, о чём ещё никто не написал, подобрать слова, кроме тех, которые уже были кем-то подобраны. Но актуальность темы от этого ничуть не уменьшается, и она остаётся животрепещущей для каждого верующего и во все времена. Разве может быть иначе, если почтительному отношению к родителям отводится такое важное место в Писании Аллаха?!

Всевышний сказал: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут у тебя старости, то не говори им “уф”, не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения [проявляя скромность] по милосердию своему и говори: “Господи! Помилуй их, ведь они заботились обо мне, когда я был маленьким”» (cура 17 «Ночное путешествие», аяты 23–24).

Сразу бросаются в глаза два момента. Во-первых, доброе отношение к родителям упомянуто вместе с поклонением одному лишь Аллаху и сразу после него. Это самое красноречивое указание на то, как важно для мусульманина выполнять свои обязанности перед родителями. Во-вторых, в этом аяте разъяснены первейшие принципы или правила, на которых должны строиться взаимоотношения с родителями.

Первое правило: делать добро родителям, и это добро может иметь как моральное, так и материальное выражение. Здесь Шариат предоставляет нам простор — бескрайнюю ниву, на которой мы можем сеять и сеять благие дела, чтобы собрать богатый урожай в Судный день. И как же много способов сделать добро родителям? Причем в большинстве своём они не составляют труда для любого человека, независимо от его возраста, семейного или материального положения. Тем более что сыновья и дочери обычно хорошо знают вкусы и предпочтения своих родителей и знают, чем их можно порадовать, а что причиняет им беспокойство.

Второе правило: не говорить им «уф». Если родители потребуют от сына или от дочери то, что им не понравится, они не имеют права ни фыркать, ни хмыкать, ни вообще издавать какие-либо звуки, выражающие раздражение, пренебрежение или насмешку. Если запрещается проявлять недовольство словами или поступками родителей даже в такой форме, которая много безобиднее иных слов, то за нашей речью в разговорах с родителями мы должны следить ещё внимательнее, потому что раны, нанесённые языком, зачастую заживают труднее обычных ран, а порой и не заживают вовсе.

Конечно, бывают моменты, когда мы в чём-то не согласны с родителями или просто выбиты из колеи, раздражены и уверены, что «сегодня не наш день», когда нам трудно совладать с собой, когда мы не чувствуем себя уравновешенными или в нашей жизни случается что-то из ряда вон выходящее. Но даже если обстоятельства таковы, и мы абсолютно уверены, что родители в чём-то перегибают палку, и у нас чешется язык доказать свою правоту или непременно сказать своё слово, в наших ушах должен звучать хадис о том, что за одно слово, которому сам человек не придаёт особого значения, он может попасть в Рай или оказаться в Огне. И прежде чем эти роковые слова слетят с нашего языка, не лучше ли остановиться, задуматься на мгновенье и спросить себя: а так ли важно произнести то, что мы собираемся сказать, или от этих слов можно и нужно воздержаться? И уж вряд ли стоит говорить о том, что нельзя повышать голос на родителей, о чём также напоминает нам приведённый выше аят.

Третье правило: относиться к родителям с почтением, и это не абстрактное понятие. Оно вполне осязаемое, земное и имеет конкретные выражения. Они могут различаться в зависимости от культуры и эпохи, но суть их остаётся неизменной. Уважение, искренность, любовь, послушание, благодарность, забота — эти обычные человеческие чувства и действия хорошо знакомы каждому из нас и неподвластны времени.

Четвёртое правило: смирение и милосердие. Послушание, пронизанное искренностью и любовью, а не имеющее вид одолжения, и любовь, сочувствие и сострадание, струящиеся из сердца, а не просто чувство долга. Родители чувствуют фальшь, как никто другой, и это причиняет им боль, а всё, что причиняет боль родителям, вызывает гнев Всевышнего. В достоверном хадисе говорится: «Довольство Господа — в довольстве родителя, и гнев Господа — в гневе родителя» [ат-Тирмизи и Ибн Хиббан].

Ещё одно правило: обращаться к Аллаху с добрыми мольбами за родителей. Задумайтесь на секунду, ведь это люди, которые растили нас с самого нашего появления на свет. Они заботились о нас, всячески поддерживали, обеспечивали, любили, учили жизни, помогали встать на ноги, отдавали нам силы, здоровье и молодость. Разве они не заслуживают того, чтобы мы от всей души молили Аллаха Всевышнего не судить их строго и проявить к ним жалость, как они проявляли жалость по отношению к нам, когда мы были совершенно беззащитны и нуждались в их опеке?!

Важность почтительного отношения к родителям разъясняется и во многих других аятах Корана. Всевышний сказал: «Мы заповедали человеку быть добрым к родителям» (сура 29 «Паук», аят 8). А в другом аяте говорится: «Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари же Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие» (сура 31 «Люкман», аят 14).

Во времена ниспослания Корана арабы не нуждались в особом разъяснении этих аятов, потому что даже среди язычников неуважение к родителям считалось величайшей низостью. Тем не менее, наш Посланник (мир ему и благословение Аллаха) всячески подчёркивал значение послушания родителям и нежной заботы о них, выделяя это среди прочих богоугодных деяний.

Благородный сподвижник ‘Абдуллах ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах) передаёт: «Однажды я спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха): “Какое дело Аллах любит больше всего?” Он сказал: “Совершаемую вовремя молитву”. Я спросил: “А после этого?” Он сказал: “Почтительное отношение к родителям”» [Бухари; Муслим].

Сегодня всё больше мусульман, чьи родители и остальные родственники не исповедуют ислам. Одни с уважением относятся к выбору верующего, другие пытаются помешать этому, что имеет самые разные последствия. Но даже неприятие и враждебность со стороны родителей не должны мешать мусульманину с почтением относиться к ним. В Коране на этот счёт сказано: «Если они будут принуждать тебя к тому, чтобы ты придавал Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знания, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму» (сура 31 «Люкман», аят 15).

То есть мы не должны подчиняться родителям, если они потребуют от нас совершить поступок, не одобряемый Всевышним. Но все остальные обязанности перед ними не снимаются с нас. Забота, уважение, помощь, послушание в добрых делах — на всё это родители имеют право, даже если они не исповедуют ислам. Однако некоторые молодые мусульмане недопонимают важность этого предписания и отчуждаются от родителей, а то и вовсе начинают пренебрегать ими, если те сразу не соглашаются принять ислам. Желая для них добра, своим негожим отношением они лишь вредят им и самим себе, ведь благонравие, искренность и доброта — это лучший путь к сердцу человека.

Асма, дочь Абу Бакра ас-Сыддика, рассказывала: «Однажды при жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ко мне приехала моя мать, которая была язычницей. Я обратилась за советом к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), спросив: “Ко мне приехала моя мать, которая не желает принимать ислам, так следует ли мне поддерживать с ней отношения?” Он ответил: “Да, тебе следует поддерживать отношения с матерью”» [Бухари; Муслим].

Непочтительное отношение к родителям не просто грех — это один из самых тяжких грехов. Благородный сподвижник Абу Бакра ас-Сáкафи сказал: «Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: “Не сообщить ли вам о том, какие грехи наиболее тяжкие?” — и повторил свой вопрос трижды. Они сказали: “Конечно, о Посланник Аллаха!” Тогда он сказал: “Это — многобожие и непочтительное отношение к родителям”» [Бухари; Муслим].

Проповедуя чуткое и доброе отношение к обоим родителям, ислам особо подчёркивает необходимость заботы о матери. Ведь именно она вынашивает дитя на протяжении девяти месяцев, потом рожает его в муках, а потом кормит его грудью около двух лет, преодолевая множество трудностей. А многие матери не перестают нежно опекать своего ребёнка и после того, как он становится подростком, и чуть ли не сидят с ним за одной партой вплоть до самого поступления в вуз, заботясь о его образовании и о его будущем.

Однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришёл какой-то человек и спросил: «О Посланник Аллаха, кто больше всего заслуживает хорошего отношения с моей стороны?» Он ответил: «Твоя мать». Человек спросил: «А затем кто?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Твоя мать». Человек спросил: «А затем кто?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Твоя мать». Человек снова спросил: «А затем кто?» Он ответил: «Твой отец» [Бухари; Муслим].

Благодаря своему почтительному отношению к матери известный таби Увайс ибн Амир аль-Карни (да помилует его Аллах) достиг таких высот, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) наказывал своим сподвижникам искать этого человека и просить его обратиться к Аллаху с мольбой за них, потому что Аллах не оставлял без ответа его мольбы. И в «Сахихе» имама Муслима сообщается, что ‘Умар ибн ал-Хаттаб нашёл его среди ополченцев, которые прибывали из Йемена, и попросил помолиться за него.

Эта история указывает на почётное место тех, кто заботится о чувствах своих родителей и не забывает того добра, которое они сделали ему. И нет способа заслужить милость Аллаха и райские сады проще, чем доброе и учтивое отношение к пожилым родителям или к одному из них.

О Аллах, помоги нам почтительно относиться к нашим родителям и красиво заботиться о них. Прости нас, наших родителей и всех верующих в тот день, когда людям будет предъявлен счёт!