Верность… Это наполненное глубоким смыслом слово примечательно тем, что оно — и в русском, и в арабском языке — имеет общий корень со словом «вера». Уже одно это обстоятельство должно склонить человека рассудительного к мысли о важности этого качества и его прочной связи с верой. Особенно сегодня, когда верности у людей становится всё меньше и в почёте вероломство, предательство и безответственность.
С чем же ассоциируется у нас это слово? Для некоторых слово «верность» в его арабском произношении — «аманат» — стало синонимично словам «тайна», «секрет». Для них оно означает нечто такое, о чём нельзя распространяться, тайна, доверенная одним человеком другому. Мы так и говорим друг другу: «Я тебе скажу кое-что, но это аманат».
В других случаях мы применяем слово «аманат» к чему-то вещественному, что мы отдаём исключительно в личное пользование или оставляем на хранение кому-то. Принимающий сразу понимает, на каких условиях и для чего поступила к нему данная вещь. Это будто воззвание к совести: тебе доверили нечто, поставив определённые условия, выполняй же их!
Как видим, упомянутые выше значения этого слова близки по смыслу и охватывают разные проявления верности. Но сосредотачиваясь на каком-то одном из этих проявлений, мы иногда забываем, что верующему должна быть присуща не какая-то особая, «узкоспециальная» верность. Нет, от него требуется верность вообще, везде и во всём. Она должна быть его неотъемлемым свойством и пронизывать все его дела. Она должна быть второй натурой мусульманина, а не нарядным костюмом, который достают из шкафа по праздникам, и не чайным сервизом, о котором вспоминают в особых случаях.
Верности отведено почётное место в нашей религии. Аяты и хадисы побуждают нас ответственно подходить ко всем делам и к любой обязанности. Верность мусульманина проявляется в его отношениях с Господом, с людьми и с самим собой. Ислам всеобъемлющ, он регулирует все сферы человеческой жизни, и верность должна проявляться в каждой из них, будь то семейная жизнь, дружеские отношения или работа.
Верность в отношениях с Аллахом — это исполнение Его велений и соблюдение Его запретов. Коран учит: «Будьте верны завету с Аллахом, который вы заключили» (сура 16 «Пчёлы», аят 91)
, то есть неуклонно исполняйте всякое обязательство, которое вы берёте на себя, будь то обязанности перед Всевышним или обязательства перед людьми, если только последние не противоречат Книге Аллаха и Сунне Его Пророка [Ат-тафсир аль-муйассар].
Всевышний поведал нам в Коране истории Нуха, Худа, Салиха, Люта, Шу‘айба и других пророков и посланников (мир им всем), и мы знаем, что каждый из них говорил своему народу: «Поистине, я для вас — верный, надёжный посланник, так бойтесь же Аллаха и подчиняйтесь мне!»
Такими были Божьи избранники, и, разумеется, наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не был исключением. Ещё до начала его пророческой миссии соплеменники прекрасно знали о его честности и правдивости, которые стали притчей во языцех. Он отличался такой верностью, что его так и прозвали — аль-Амин, что означает «верный, честный, надёжный». Даже после того, как он начал проповедовать Коран, язычники по-прежнему оставляли ему на хранение ценные вещи, несмотря на их крайне враждебное отношение к его религии и его последователям. Они знали, что он никогда не поступит вероломно и что никто не сохранит доверенное лучше, чем он. Ни гонения на мусульман, ни даже покушение на его жизнь не заставили Пророка (мир ему и благословение Аллаха) поступиться принципом верности. Покидая родной город и отправляясь в Ясриб, он велел ‘Али ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах) задержаться в Мекке, чтобы вместо него возвратить людям вещи, которые они доверили ему на хранение.
Так он воспитывал своих благородных сподвижников (да будет доволен ими Аллах), давая им понять, что вера и вероломство никогда не объединятся в одном сердце. Благодаря этому сегодня мы можем привести тысячи примеров верности из жизни замечательных людей, воспитанных на ценностях ислама и на примере его Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Хорошо известно, что когда мусульмане под командованием Са‘да ибн Абу Ваккаса завоевали столицу Сасанидской Персии — Ктесифон, им достались неслыханные богатства. Золото, серебро, прекрасные кони, огромные стада и наполненные закрома — никогда прежде арабы не видели таких сокровищ. Командующий армией отправил военную добычу ‘Умару ибн аль-Хаттабу, халифу мусульман, и она была доставлена в целости и сохранности. Никто из сопровождавших ценный груз не присвоил даже ломаного дирхема, хотя у них были все возможности для этого. Когда они предстали перед халифом, он сказал: «Поистине, людям, которые принесли это, присуща верность и они достойны доверия». Тогда ‘Али ибн Абу Талиб сказал ему: «О повелитель верующих! Ты воздерживаешься от запретного, и твоя паства воздерживается от запретного, а если бы ты позволял себе брать то, на что у тебя нет права, они поступали бы точно так же!»
Верность свидетельствует о многом, но в первую очередь — об осознании человеком ответственности перед Всевышним и перед людьми за каждое сказанное слово и за каждый совершённый поступок. Коран гласит: «Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет совершеннолетия. И будьте верны своим обещаниям, ибо за обещания вас призовут к ответу [в Судный день]. Наполняйте меру сполна, когда вы отпускаете мерой, и взвешивайте на точных весах» (сура 17 «Ночной перенос», аяты 34–35)
.
Как видим, верность имеет множество различных проявлений, среди которых верность данному слову и исполнение обещаний, честность и надёжность в деловых и в любых имущественных отношениях. Она проявляется в отношении к семье и к родителям, к друзьям и коллегам по работе, к беднякам, которые надеются на твою поддержку, и к сиротам, которым ты можешь заменить родителя.
В этом же ряду стоят сохранение оставленного на хранение, и использование полученного от кого-то имущества исключительно по назначению, и своевременная передача по назначению в целости и сохранности того, что передают через тебя другому человеку, будь то деньги, слова или что-то иное.
Иными словами, верность в самом широком смысле слова — это чистосердечие, искренность и вообще оправдание ожиданий и оказанного тебе доверия в любой сфере. Поэтому — и об этом ясно говорится в Коране — успеха добьются только те верующие, «которые оправдывают доверие и соблюдают договоры» (сура 23 «Верующие», аят 8)
.
В хадисе говорится: «Нет веры у того, у кого нет верности, и нет религии у того, кто не соблюдает договоры» [Байхакы]. А четвёртый праведный халиф ‘Али ибн Абу Талиб сказал, что в обязанности верующего перед людьми входят три вещи: «Разговаривая с ними, он должен говорить правду, если они доверят ему нечто, он не должен поступать вероломно, и если он пообещал им что-то, он должен сдержать обещание».
Проповедуя верность, честность и надёжность, ислам одновременно запрещает противоположные им качества: вероломство, предательство, мошенничество и безответственность в любых формах и проявлениях. Поступать вероломно запрещается даже по отношению к тому, кто первым предал доверие. Наш любимый Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оправдывай доверие того, кто доверяет тебе, и не поступай вероломно с тем, кто поступает вероломно с тобой» [Тирмизи; Абу Дауд].
Как же прекрасна и справедлива религия Всевышнего! Мусульманин не может предать оказанное ему доверие, даже если этот человек уже поступил вероломно по отношению к нему. Ведь если верующие перестанут исправлять пороки и уподобятся тем, чьи сердца далеки от Истины, кто тогда удержит общество от нравственного разложения и погибели. Когда бедуин спросил нашего Посланника (мир ему и благословение Аллаха) о Судном Часе, он сказал: «Жди наступления этого Часа, когда исчезнет верность». Тот спросил: «А как она исчезнет?» Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Жди наступления этого Часа, когда руководить будут неспособные люди» [Бухари].
Поступая вероломно, человек не просто грешит против того, кто доверился ему. Своим поступком он способствует распространению недоверия среди людей, а это самым негативным образом сказывается на состоянии всего общества. Поэтому человек, осознающий ответственность за свои поступки и за будущее нашей уммы, не позволит себе предавать доверие. И не случайно наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал вероломство одним из признаков лицемерия. В достоверном хадисе говорится: «Признаков лицемерия три: говоря, человек лжёт, обещая, нарушает обещание, а если ему доверяют, он поступает вероломно» [Муслим]. Более того, «кто указал брату своему на какое-то дело, зная, что лучше поступить иначе, тот уже поступил вероломно по отношению к нему» [Абу Дауд].
Это повод задуматься и спросить себя: как мы поступаем по отношению к людям, когда они доверяются нам? Руководствуемся ли мы принципом верности во всём, что мы говорим и делаем? Желаем ли мы нашим братьям и сёстрам то, что желаем себе, и помогаем ли им словом и делом, когда это в наших силах? Или же мы, пользуясь своим положением, обманываем и предаём для того, чтобы урвать хоть немного от этого тленного мира, и сами являемся частью недуга, поразившего умму нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха)?
Сохранить верность и остаться надёжным братом, другом и товарищем по-настоящему трудно. Славный сподвижник Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) говорил: «Первыми исчезнут из этой уммы стыдливость и верность, поэтому просите Аллаха даровать вам эти качества». А наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) описал, как легко люди будут терять верность, когда перестанут печься о своей правдивости и своём благочестии. Он сказал: «Человек заснёт ненадолго, и верность будет изъята из его сердца, после чего останется от неё только еле заметный след. Потом он снова заснёт на короткое время, и верность будет изъята из его сердца [полностью], после чего останется от неё только подобие волдыря. Это как если бы ты уронил на ногу раскалённый уголь и увидел, что то место, на которое он упал, вздулось, но внутри ничего нет. А потом люди станут заключать друг с другом сделки, но никто из них не будет даже намереваться оправдывать доверие! И дойдёт до того, что будут говорить: “Есть среди людей такого-то племени человек, который заслуживает доверие”» [Муслим].
Пусть же Всевышний поможет нам не забывать о верности и сделает её нашей второй натурой, и да не исчезнет она из наших сердец до скончания дней наших!