Каждого верующего, несомненно, волнует вопрос о том, что поможет ему соблюдать религию наилучшим образом. Конечно же, в первую очередь, необходимо знание. Невозможно правильно исповедовать религию, не имея знаний.

С чего же начинается познание нашей религии? Разумеется, с обстоятельного знакомства с двумя её первоисточниками — Кораном и Сунной.

Что, как ни аяты и хадисы, помогает нам составить верное представление о религии Аллаха? Ежедневно углубляя свои познания в области Корана и Сунны, мы учимся лучше соблюдать различные предписания ислама.

Всевышний сказал: «Это Писание [Коран], в котором нет сомнения, — руководство для богобоязненных, которые веруют в сокровенное, выстаивают молитву и расходуют из того, чем Мы их наделили, которые веруют в ниспосланное тебе и ниспосланное до тебя и убеждены в Последней жизни. Они следуют руководству от их Господа, и они — преуспевшие» (сура 2 «Корова», аяты 2–5).

И Всевышний сказал: «Мы ниспослали тебе Писание, дабы ты разъяснил им то, в чём они разошлись во мнениях, а также как руководство к прямому пути и милость для верующих людей» (сура 16 «Пчёлы», аят 64).

Изучая аяты и труды по тафсиру, мы познаём Книгу Аллаха. Читая хадисы и жизнеописание нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), мы познаём второй главный источник нашей религии — Сунну. И то, и другое необходимо, и в этом нет сомнений.

Но есть ещё кое-что, что может стать замечательным подспорьем в познании нашей религии и её правильном исповедании. Это знакомство с жизнью наших праведных предшественников — сподвижников, их последователей и выдающихся учёных, известных не только своими знаниями, но и праведностью, благонравием, стойкостью. Этих людей мы можем считать прекрасным эталоном для себя после Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Ведь они, по сути, были наследниками пророков.

Сподвижники были современниками Пророка (мир ему и благословение Аллаха), видели его и слышали его хадисы, и они были лучшими людьми после пророков. Такие люди заслуживают того, чтобы мы изучали их жизнь, знакомились с их биографиями, размышляли над их словами и над тем, как они претворяли в жизнь благодатное учение ислама.

Их последователи перенимали от них не только знание и понимание религии, но и правдивость, терпение, кротость и другие замечательные качества. Эти люди жили ближе к эпохе пророчества и впитали её дух намного лучше нас. Они понимали религию гораздо глубже, их знания были обширнее, а стремление в точности осуществлять на практике предписания ислама — поистине удивительным.

‘Имран ибн Хусайн передаёт, что Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшие из вас — моё поколение, потом — следующее за ними, потом — следующее за ними, потом — следующее за ними» [Насаи].

Это значит, что нам следует обращать особое внимание на праведников и учёных среди первых мусульман. В их высказываниях, дошедших до наших дней, наша религия раскрывается наилучшим образом. Ведь они говорили и писали о том, что практиковали сами, и нам есть чему поучиться у них.

Знакомство с высказываниями и трудами наших праведных предшественников может помочь правильно соблюдать религию не только взрослым, но и подрастающему поколению.

Нашим детям, вне всяких сомнений, нужны герои. И мы, верующие родители, конечно же, хотим, чтобы этими героями были пророки, сподвижники, их последователи и великие мусульманские учёные, а не те, кого наши отпрыски видят на экранах телевизоров или на страницах бесполезных журналов.

Детям младшего возраста мы можем рассказывать о выдающихся представителях ислама: праведниках, ученых, правителях. А в случае со старшими детьми мы можем просто обеспечить их соответствующими материалами — благо, сейчас есть много способов узнать о жизни праведных предшественников. Детям любого возраста знакомство с их высказываниями и деяниями принесёт несомненную пользу.

Однако же среди нас мало тех, кто хорошо знаком с жизнеописаниями даже самых известных сподвижников — праведных халифов, о которых наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Следуйте моей Сунне и сунне праведных халифов после меня» [Тирмизи]. А имена многих выдающихся и имеющих огромные заслуги перед исламом сподвижников и табиев и вовсе ничего не говорят им.

А ведь это не просто страницы исламской истории, которые можно с интересом полистать, чтобы получить общее представление. Они самым непосредственным образом связаны с нашей религией, а то, что имеет непосредственное отношение к религии, не может не быть важным.

Как часто сподвижники и их последователи раскрывали смысл аятов и хадисов так, что ознакомившийся с их объяснениями приходил в восторг от того, насколько ясным становился в результате этот смысл и насколько глубоким пониманием религии обладали первые представители мусульманской общины.

Все это не просто оставляет неизгладимое впечатление, но и заставляет задуматься, пополняет багаж полезных знаний и даёт пищу для размышлений. И, конечно же, самым положительным образом влияет на нашу веру, рождая желание следовать благому примеру этих замечательных людей, о которых Всевышний сказал: «Они стремятся к милости Аллаха и Его довольству и поддерживают [религию] Аллаха и Его Посланника. Они являются правдивыми» (сура 59 «Сбор», аят 8).

Разве не пристало нам следовать примеру тех, кем Аллах остался доволен и кому Он обещал Рай: «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые [уверовали], опередив остальных, и теми, которые последовали за ними в благодеянии. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это — великое преуспеяние» (сура 9 «Покаяние», аят 100)?

О них сказал наш Посланник (мир ему и благословение Аллаха): «Не поносите моих сподвижников. Клянусь Тем, в Чьей руке душа моя, даже если бы кто-нибудь из вас потратил золото величиной с гору Ухуд, это не сравнилось бы с муддом, потраченным одним из них, и даже с тем, что меньше его» [Бухари; Муслим].

Сколько полезного знания и мудрости заключено в словах сподвижников и их последователей, сколько удивительных и отлично мотивирующих примеров истинного благочестия и благонравия находим мы на страницах их биографий!

Чего стоят рассказы из жизни десяти сподвижников, которым при жизни был обещан Рай — Абу Бакра, ‘Умара, ‘Усмана и ‘Али, а также Тальхи, аз-Зубайра, ‘Абд ар-Рахмана ибн ‘Ауфа, Са‘да ибн Абу Ваккаса, Са‘ида ибн Зейда и Абу ‘Убайды ибн аль-Джарраха (да будет доволен ими Аллах)!

А биографии жён Пророка (мир ему и благословение Аллаха) — матерей верующих, а также его пречистых дочерей и праведных сподвижниц! Они могут стать замечательным эталоном для любой мусульманки в любую эпоху и в любой стране.

А какой бесценный кладезь мудрости являют собой высказывания табиев! Это и ‘Ата ибн Абу Рабах, который был выдающимся учеником выдающегося учителя — ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, сподвижника и двоюродного брата Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Это и ‘Урва ибн аз-Зубайр — сын сподвижника аз-Зубайра ибн аль-Аввама и племянник матери верующих ‘Аиши, о котором ‘Абд аль-Малик ибн Марван как-то сказал: «Кто желает посмотреть на человека из числа обитателей Рая, пусть посмотрит на ‘Урву ибн аз-Зубайра».

Это и ар-Раби‘ ибн Хусайм, о котором ‘Абдуллах ибн Мас‘уд говорил: «О Абу Зайд, если бы Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) увидел тебя, он полюбил бы тебя».

Это и ‘Амир ибн ‘Абдуллах ат-Тамими, ученик сподвижника Абу Мусы аль-Ашари, и ‘Умар ибн ‘Абд аль-‘Азиз, которого называют пятым праведным халифом, и аль-Хасан аль-Басри, известный своей праведностью, о котором говорили: «Как могут впасть в заблуждение люди, среди которых есть такой, как аль-Хасан аль-Басри?»

Это и Мухаммад ибн Сирин, и кади Шурайх, и Са‘ид ибн аль-Мусайяб, который издавал фетвы при жизни сподвижников, и Са‘ид ибн Джубайр, и великий сын великого отца Мухаммад ибн аль-Ханафийя, сын ‘Али ибн Абу Талиба, и ‘Али ибн аль-Хусейн, правнук нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), прозванный «зейн аль-абидин» (украшение поклоняющихся).

А Салим, сын ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, о котором один из учёных сказал: «Никто из современников Салима ибн ‘Абдуллаха не был более похожим на праведных предшественников в равнодушии к мирским благам, достоинствах и образе жизни, чем он»?

А аль-Ахнаф ибн Кайс? А Абу Муслим аль-Хауляни, тот самый, который чудесным образом не сгорел в костре?

А жизнь и высказывания имамов, заложивших основы четырех мазхабов: Абу Ханифы, Малика, аш-Шафи‘и и Ахмада ибн Ханбаля (да помилует их Аллах)?

Это были удивительные люди, оставившие огромный след в исламской истории. Много ли мы знаем о них? А если нет, то не пришло ли время исправить это упущение?

Эти люди однозначно заслуживают того, чтобы и мы, и наши дети знали их имена, изучали их наследие и подражали им в правдивости, благочестии и мужестве.