Всевышний Аллах сотворил нас для поклонения Ему. В этом весь смысл человеческой жизни, и в Коране по этому поводу сказано: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне [и не поклонялись никому иному]» (сура 51 «Рассеивающие», аят 56)
.
Одновременно Он поручил нам великую миссию в нашей временной обители — быть наместниками на земле: «Вот твой Господь сказал ангелам: “Я поставлю на земле наместника”» (сура 2 «Корова», аят 30)
.
Это огромная ответственность. Быть наместниками — значит заботиться о том, что поручено нашим заботам, мудро управлять, рачительно и продуманно использовать отданные в наше распоряжение богатейшие ресурсы.
Быть наместниками, распоряжаться вверенным нам — значит поддерживать порядок, мир и гармонию. Роль, которая нам отведена, не пассивна. Она предполагает действие, а не бездействие. По замыслу Всевышнего мы должны использовать те многочисленные способности, которыми Он наделил нас. Это способность видеть и слышать, чувствовать и двигаться, а также наша физическая сила. Но в первую очередь это, конечно же, разум — бесценное сокровище, которым одарил нас Всевышний Господь и посредством которого Он возвысил нас над множеством других творений.
Разум даёт нам возможность действовать осознанно, обдумывать, размышлять, анализировать и принимать решения вместо того, чтобы руководствоваться слепым инстинктом, как это делают животные. Не будь у нас разума, мы не смогли бы приобрести такие важные умения, как чтение и письмо.
Призыв использовать разум пронизывает Коран и встречается в разных сурах.
К чудесным способностям, которые вложил в нас Господь и которые призваны помочь нам в осуществлении нашей важной миссии, относится и способность изъясняться: «Милостивый научил Корану, создал человека и научил его изъясняться» (сура 55 «Милостивый», аяты 1–4)
.
Наша способность думать, осмысливать, воспринимать разного рода информацию, обрабатывать её, упорядочивать, хранить в памяти и использовать по назначению означает способность к обучению. Приняв её во внимание, Всевышний возложил на нас обязанность приобретать полезные знания, поиск которых, как сказано в хадисе, «является обязанностью каждого мусульманина» [Табарани].
Разумеется, речь идёт, в первую очередь, о знаниях, связанных с религией, с велениями и запретами Всевышнего, с тем, как мы должны правильно поклоняться Ему, дабы обрести награду и избежать наказания.
Но для успешного выполнения миссии наместника на земле нам нужны и знания другого рода. Это различные мирские навыки, которые помогают нам преображать землю и способствуют развитию цивилизации и процветанию человечества. Соответственно, от нас требуется усердствовать в приобретении знаний и религиозных, и мирских. Ведь мы созданы не для того, чтобы плыть по течению и вести сонный, пассивный, бездеятельный образ жизни, а для того, чтобы приносить пользу, оставлять свой след в истории, менять мир в лучшую сторону и созидать. Жить и существовать — не одно и то же.
«Трудитесь, и каждому будет облегчено то, для чего он был создан», — учил наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха).
Помимо уже обозначенной общей миссии у каждого верующего есть своя личная, уникальная миссия. Она предполагает, что каждый из нас должен трудиться и созидать на своём поприще, в соответствии со своими способностями, склонностями и умениями. Кому-то суждено стать учёным, кому-то — врачом, кому-то — компьютерным инженером, кому-то — писателем, кому-то — учителем, кому-то строителем. Словом, каждый из нас должен искать свою нишу.
Это понимали и наши праведные предшественники. Обладая обширными познаниями в религии, хорошо зная и глубоко понимая Коран и Сунну, они в то же время трудились и на мирском поприще. У каждого из них было какое-то ремесло. Кто-то занимался торговлей, кто-то избрал для себя иное приносящее людям пользу занятие. До нас дошли сообщения о том, что сподвижники и их последователи не любили видеть праздных, не имеющих никакого ремесла или занятия людей.
Мусульмане прошлого не обошли своим вниманием и науку. Имена мусульманских учёных блеснули яркими звёздами в истории человечества, и современная наука многим обязана именно им, их упорству, трудолюбию и жажде знания.
Следуя своему призванию и находя свою область деятельности, мы достигаем сразу двух целей — приносим пользу и добываем хлеб насущный. Всевышний Господь повелел нам: «Когда же молитва завершится, то расходитесь по земле, ищите милость Аллаха» (сура 62 «Сбор», аят 10)
, то есть расходитесь по земле и добывайте отмеренный вам Господом удел своим трудом.
А наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил, что наилучшее пропитание человека — то, которое он добыл своими руками, собственными усилиями: «Никто никогда не вкушал ничего лучшего, нежели заработанное собственным трудом» [Бухари].
И мудрый Посланник (мир ему и благословение Аллаха) утверждал, что лучше человеку таскать вязанки хвороста на своей спине, продавать их и жить на вырученные средства, чем быть обузой для людей и обращаться к ним с просьбами. Мы знаем, что он осуждал лень, бездеятельность и попрошайничество. Он говорил: «Поистине, для любого из вас взять верёвку, принести вязанку дров на спине и продать её, благодаря чему Аллах избавит его от необходимости просить, лучше, чем обращаться с просьбами к людям, которые могут дать ему что-нибудь, а могут и отказать» [Бухари].
Мусульманин должен крепко стоять на ногах и обеспечивать себя самостоятельно. Ведь если сам он живёт за чей-то счёт, то ему трудно будет помогать другим и вносить свой вклад в борьбу с бедностью, от которой страдают многие вокруг. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый мусульманин должен подавать милостыню». Люди спросили: «О Пророк Аллаха, а если он не найдёт что подать?» Он ответил: «Он должен зарабатывать своим трудом, принося пользу самому себе и подавая милостыню из заработанного» [Бухари; Муслим].
‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) и многие другие наши праведные предшественники неустанно напоминали людям о том, что небо не проливает золотых и серебряных дождей и что настоящий уповающий — тот, кто вспахал землю, бросил в неё семена и ухаживает за посевами, одновременно уповая на Аллаха.
Во многих случаях усердие и трудолюбие человека помогают ему в исполнении его личной миссии в этом мире. Чем плодотворнее трудится человек, тем большего он достигает и тем больше новых возможностей открывается перед ним. Когда любой из нас выходит на новый уровень развития, личностного и материального, соответственно развивается, изменяется, эволюционирует и его деятельность. По мере своего возвышения и продвижения вперёд в любой области, полезной для человечества вообще и мусульманской общины в частности, мы обретаем способность приносить всё большую пользу и становимся достаточно компетентными для осуществления проектов, которые не под силу осуществить человеку без соответствующих знаний, опыта и возможностей.
Ведь как начинающий искатель религиозного знания отличается от признанного учёного в этой области, так, например, и студент медицинского факультета отличается от постоянно повышающего свою квалификацию опытного хирурга с многолетним стажем: очевидно, что польза, которую они приносят человечеству, неодинакова.
При этом наша деятельность не должна быть хаотичной. Коранический призыв задействовать свой разум предполагает, что использовать его мы должны везде и всегда, в том числе и в нашей созидательной деятельности. А это означает, что своё развитие в избранной области мы должны планировать и упорядочивать. Это позволит нам достичь более высоких результатов, поможет более полно использовать своё время и станет естественным шагом к исполнению веления Всевышнего, озвученного нашим Пророком (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, Аллах предписал всё делать хорошо» [Муслим].
Вспомним и другой завет нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, Аллах любит, чтобы любой из вас, делая что-то, делал это наилучшим образом» [Абу Яля].
Если многие немусульмане и вообще далёкие от какой-либо веры люди очень аккуратны, пунктуальны и компетентны в своей деятельности и всерьёз озабочены качеством работы, которую они выполняют, то мусульманин, вдохновляемый Книгой Всевышнего и Сунной Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха), тем более должен заботиться об этом. Когда верующий берётся за что-то, он должен знать своё дело и ему должно быть стыдно делать что-то спустя рукава.
Поручая кому-то работу или пользуясь чьими-то услугами, мы ожидаем качества, компетентности и серьёзного, ответственного подхода. А это означает, что мы сами должны взращивать в себе качества, которые хотим видеть в других, ведь наше положение не меняется, пока мы не изменим самих себя.
К тому же работа, за которую мы принимаемся, — это взятое на себя обязательство, это данное Всевышнему обещание выполнить эту работу как можно лучше, и все мы будем спрошены в Судный день о том, как мы выполняли свои обязательства и обещания.
Сколь бы ограниченными ни были наши возможности, у каждого из нас есть шанс внести свой вклад в преображение этого мира, изменить его своим упорным, созидательным трудом в лучшую сторону — пусть немного, но всё же. Многие недооценивают свои возможности, но ведь даже народная мудрость гласит, что «капля камень точит».
И каждый из нас должен помнить о том, что, занятые избранным видом деятельности, мы одновременно выполняем своё особое предназначение и следуем велению Всевышнего преображать землю, на которой мы живём, и приносить пользу.
Пусть же Всевышний Аллах поможет нам плодотворно трудиться, созидать и осуществлять важнейшую миссию, которую Он возложил на нас, наилучшим образом!