Терпение неотделимо от нашей земной жизни. Оно необходимо нам, и без него мы — словно путник, оставшийся посреди бескрайней пустыни без запасов и средства передвижения. Всевышний сказал: «О вы, которые уверовали! Обращайтесь за помощью к терпению и молитве. Поистине, Аллах — с терпеливыми» (сура 2 «Корова», аят 153)
.
Если задуматься, в нашей земной жизни мы и шага не можем сделать без терпения. Чтобы исполнять свои обязанности пред Аллахом, чтобы осуществлять Его веления, для чего мы и были созданы, нам просто необходимо терпение. Именно оно помогает нам преодолевать трудности и противостоять натиску шайтана и нашей ленивой, изнеженной, жаждущей лишь облегчения и удовольствий души, которая как огня боится всего, что трудно для неё — а покорность Аллаху для неё трудна.
И соблюдение запретов Всевышнего требует от нас не меньшего терпения. Не секрет, что в этом мире нас окружает множество искушений, и чем ближе к Судному дню, тем их больше. Как выдержать их напор, как не поддаться их чарам? Это невозможно, если не иметь при себе надёжного щита терпения.
К тому же наша земная жизнь такова, что нас постоянно постигают испытания. С нами постоянно случается что-то неприятное, а порой и по-настоящему страшное, причиняющее боль и толкающее нас в пучину отчаяния… И, несмотря ни на что, мы должны выстоять, не сломаться под этим градом испытаний. Как тут обойтись без терпения? Стоит нам потерять его, как его место займут ропот, жалобы, недовольство предопределением, — словом, всё то, что пожирает награду верующего быстрее, чем пламя пожирает сухие дрова.
А во что превратится наша жизнь, если мы перестанем исполнять веления Господа, соблюдать Его запреты и терпеливо переносить посылаемые Им испытания? В чём тогда её смысл? Для чего она нужна? И каким будет её итог?
Задумываешься над этим и понимаешь, сколь важное место занимает терпение в жизни каждого из нас. Недаром терпение много раз упоминается в Книге Аллаха и Сунне Его Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Недаром о нём столько сказано нашими праведными предшественниками. А они говорили, что вера состоит из терпения и благодарности, и пренебрегать этими двумя основами ни в коем случае нельзя.
Один из выдающихся учёных ислама сказал: «Поистине, Всевышний Аллах сделал терпение скакуном, который не спотыкается, и разящим мечом, на котором не бывает зазубрин, и воинством, которое не знает поражений, и неприступной крепостью, которую не разрушить и которой не завладеть. Терпение и победа — два родных брата. Победа приходит с терпением, избавление — с бедой, облегчение — с тяготой, и терпение полезнее для человека, чем множество сторонников, принося ему победу без оружия и численного превосходства, и терпение для обретения желаемого — словно голова для тела» [Уддат ас-сабирин].
Богобоязненные учёные сравнивали душу со скакуном, а терпение — с уздечкой и поводьями: если нет ни уздечки, ни поводьев, то животное будет идти куда ему заблагорассудится. Один из них писал: «Сдерживайте души свои, ибо они стремятся ко всякому злу, и да помилует Аллах человека, который взнуздывает душу свою и прикрепляет к узде её поводья, и ведёт её к покорности Аллаху, и удерживает её таким образом от ослушания Аллаха, ибо, поистине, легче стерпеть отказ от того, что Аллах запретил, чем терпеть наказание от Него».
Говорили также, что терпение — это стойкость побуждений разума и религии в противостоянии с побуждениями страсти и натуры. Это означает, что натура человека склоняет его к тому, что любимо ею, тогда как разум и религия удерживают его от этого, и война между ними ведётся постоянно и с переменным успехом. Сражения эти ведутся в сердце раба Аллаха, а терпение — это храбрость и стойкость.
Знаток человеческих сердец Ибн аль-Каййим писал, что «душе присущи две силы: стремление действовать и стремление отступать. Истинная сущность терпения заключается в том, чтобы стремление действовать направлять на то, что приносит пользу обладателю этой души, а стремление отступать использовать для того, чтобы удерживать его от того, что вредит ему… Если в человеке терпение побеждает влечения и страсти, он уподобляется ангелам, а если преобладает натура и он сосредоточен на еде, питье и удовлетворении страсти, то он уподобляется животным».
При этом ни для кого не секрет, что проявлять терпение удаётся не всегда. Что же может помочь нам в решении этой важной задачи?
Для начала, как и в любом важном деле, нужно стараться. Стремление обрести терпение и усилия, прилагаемые ради достижения этой цели, приводят к тому, что человек действительно это терпение обретает. Как сказано в одном из хадисов: «Кто старается проявлять терпение, тому Аллах поможет терпеть» [Бухари; Муслим].
Полезное знание также способствует терпению. Ведь чем больше знаем мы об Аллахе, о нашей религии, тем лучше понимаем, что требуется от нас. Полезное знание способствует богобоязненности: «Благоговеют перед Аллахом среди Его рабов только обладающие знанием [о Нём]» (сура 35 «Творец», аят 28)
.
Когда мы любим Всевышнего, осознаём Его величие, думаем о Нём и часто поминаем Его, нам гораздо легче проявлять терпение ради Него там, где оно требуется. Когда вся жизнь человека связана с Всевышним и наполнена поминанием Его, это как нельзя лучше способствует проявлению им терпения. И наша задача — позаботиться о том, чтобы наша жизнь была именно такой.
Способствуют терпению и размышления о милостях, которыми Всевышний одаряет нас каждое мгновение нашей земной жизни: «Если вы станете считать милости Аллаха, то не пересчитаете их» (сура 16 «Пчёлы», аят 18)
.
Разве не стыдно верующему отвечать на эти милости ослушанием, грехами, слабостью и следованием своим страстям и капризам?..
Когда мы знаем об истинной сущности земной жизни и не забываем об этом, это тоже помогает нам проявлять терпение. В Коране сказано: «Земная жизнь — всего лишь игра и потеха, а последняя обитель лучше для тех, кто богобоязнен. Неужели вы не разумеете?» (сура 6 «Скот», аят 32)
.
«Они радуются земной жизни, но ведь земная жизнь по сравнению с Последней жизнью — всего лишь преходящее удовольствие» (сура 13 «Гром», аят 26)
.
Подобных аятов множество. Если земная жизнь такова, то разве станет разумный человек идти на поводу у своих страстей, поддаваться слабости и плыть по течению вместо того, чтобы проявлять терпение, усердствуя в благом, воздерживаясь от запретного и стремясь снискать довольство Аллаха?
К тому же земная жизнь чрезвычайно коротка. Стоит ли тратить её на потакание капризам души и наущениям шайтана, чтобы потом горько сожалеть? Сожалеть целую вечность из-за беспечности и глупости, которыми мы наполнили мгновения под названием земная жизнь. Не разумнее ли потерпеть недолго и посвятить эти драгоценные мгновения тому, что поможет нам обрести вечное счастье?
Чаще думать о гневе и довольстве Аллаха, о награде и наказании — ещё один способ приучить себя проявлять терпение там, где оно требуется. В мирской суете мы часто забываем об этом, и повседневные заботы выходят на первый план. Но когда мы задумываемся о Рае и Аде, слушаем полезное напоминание на эту тему или читаем книгу или статью, знакомясь с аятами и хадисами о награде и наказании, это становится отличным подспорьем для нас в борьбе с нашими слабостями.
Иногда простое сравнение того, что человек приобретает, отказываясь от терпения, и того, что он при этом теряет, заставляет его одуматься и не сходить с правильного пути. Вот почему порой достаточно спросить себя: а стоит ли это мимолётное удовольствие того, чтобы из-за него взять на душу грех, упустить великую награду, обещанную терпеливым и покорным, и держать ответ перед Господом миров в Судный день? Очевидно, что это «приобретение» — ничто по сравнению с тем, чего мы лишаемся из-за него. Мысль об этом должна заставить нас держаться за терпение, как держится утопающий за спасательный круг. Когда мы проявляем терпение ради Аллаха, мы отказываемся от того, чего желает наша душа. Но Всевышний Аллах возместит нам это упущение с лихвой — в этом не усомнится ни один обладающий разумом.
Всевышний сказал: «Поистине Аллах — с терпеливыми» (сура 2 «Корова», аят 153)
. Эта особая близость лучше и полезнее для человека в этом мире и в мире вечном, нежели удовлетворение своих страстей на протяжении всей земной жизни. Как же он может предпочесть этой близости наслаждение кратковременное, несовершенное и постоянно омрачаемое чем-то, подобное сновидению или быстро исчезающей тени?
Ещё один способ выработать в себе необходимое терпение — приучить себя к совершению праведных поступков, позволяющих ощутить сладость победы над своими страстями. Как пишет Ибн аль-Каййим, «у испытавшего удовольствие от чего-то непременно увеличивается стремление испытать его снова, а привычка исполнять тяжёлую работу увеличивает силы, с помощью которых человек выполняет эту работу. Поэтому мы видим, что сила носильщиков и людей, занятых тяжёлым трудом, увеличивается, в отличие от продавца тканей и одежды, портного и им подобных. Кто отказывается от борьбы, в том ослабевают побуждения веры и укрепляются побуждения страсти. А тот, кто приучил душу свою сопротивляться страстям, победит их, когда в этом возникнет потребность».
Не стоит забывать и о борьбе с наущениями. Когда к человеку приходят наущения, он должен гнать их прочь. Если же он даёт им приют, они становятся мечтаниями, которые потом обретают силу и становятся желаниями. Те, в свою очередь, усиливаются и становятся решительными намерениями совершить желаемое. Оттолкнуть от себя первые наущения легче, чем справляться с последствиями уже совершённого деяния или отучать себя от привычки совершать его.
Дабы верующему легче было проявлять терпение, он должен по возможности оберегать себя от искушений, ведь чем меньше вокруг огня, тем меньше опасность обжечься и тем легче держаться подальше от пламени. Искушений множество, но в отношении многих из них верующий способен принять какие-то меры, дабы оградить себя от них. А профилактика, как известно, лучше лечения.
Терпению способствует и прекрасное оружие верующего — дуа. Когда мы просим у Аллаха терпения со всей искренностью, на которую только способны, мы делаем очень важный шаг на пути обретения его, а значит, шаг к нашему спасению, преуспеянию и вечному счастью.