Знаем ли мы, какую огромную пользу приносит нам пост? Как благотворно он отражается на нашем здоровье, на нашем распорядке дня, а главное — на нашем душевном состоянии? Пожалуй, обо всех аспектах его влияния на нашу жизнь и на нас самих и о той награде, которая обещана постящимся, мы можем только рассуждать и догадываться. Потому и сказано в Священном Коране: «Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!» (сура 2 «Корова», аят 184)
.
Что же подразумевается под этим призывом? Неужели только отказ от еды, питья и определённых действий в светлое время суток? К сожалению, многие думают именно так, и они не задумываются о том, что помимо этого в благодатном месяце Рамадане постящийся должен следить и за словами, которые произносит его язык, и даже за едва заметными движениями его души. Ведь самое главное во время поста происходит не с нашими телами, а с нашими сердцами, с нашей внутренней сущностью.
Сердце и язык играют огромную роль в жизни человека и оказывают наибольшее влияние на тот перечень благих и скверных деяний, который нам предъявят в Судный день. Мы должны помнить об этом всегда, но в Рамадане — особенно.
Язык отличается от остальных органов тела. Именно поэтому в хадисе сообщается, что каждое утро наши органы говорят языку: «Бойся Аллаха, ибо, поистине, мы зависим от тебя, и если ты будешь придерживаться прямоты, мы тоже будем следовать прямым путём, а если ты уклонишься, то уклонимся и мы» [Тирмизи; Ибн Маджа].
О том, что способен натворить язык, сказано немало. Тема грехов, совершаемых языком, затрагивается и в Коране, и в Сунне. Этот маленький орган заслуживает особого внимания и очень жёсткого контроля с нашей стороны — если, конечно, мы стремимся к счастью и успеху в обоих мирах. Ведь нам известно, что за одно-единственное слово, на которое человек даже не обращает внимания, он может оказаться в Аду. А сколько неподобающих, греховных слов мы произносим на протяжении своей земной жизни! Рамадан — замечательная возможность раскаяться в грехах, которые уже совершили наши языки, и взяться за исправление себя и избавление от вредных привычек нашего языка, грозящих нам суровым наказанием в Судный день.
В Рамадане на наш язык возложено определённое поклонение. Это не только чтение Корана и поминание Аллаха, но и воздержание от грехов, совершаемых языком, дабы избежать всех тех бед, которые приносит речь. Как сказал наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «А разве ввергают людей в Ад лицом вниз за что-нибудь ещё, кроме того, что посеяли их языки?!» [Тирмизи; Ибн Маджа].
Злословие, сплетни, пустословие, ложь, грубость, непристойность, насмешки, лжесвидетельства, унижение и оскорбление других — перечислять грехи, совершаемые языком, можно очень долго — так их много! Все они опасны для нашей веры и угрожают нашему благополучию в обоих мирах. И если человек не будет оберегать свой язык от этих запретных деяний, то какую пользу принесёт ему его пост? И разве благодаря отказу от еды и питья он обретёт богобоязненность, которая является важнейшей целью поста?
Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) учил: «Поистине, пост подобен щиту. В тот день, когда кто-нибудь из вас будет поститься, пусть избегает всего непристойного и не шумит. А если кто-нибудь станет бранить его или попытается затеять ссору, пусть он скажет: “Поистине, я соблюдаю пост”» [Муслим]. Вдумайтесь в эти слова, и вам станет ясно, что грехи, совершаемые языком, лишают пост его защитных свойств, и для того, кто обижает людей или бранится, пост уже не будет заслоном от Огня.
Имам Ибн аль-Джаузи (да помилует его Аллах) замечательно высказался на этот счёт: «Сколько постящихся, которые отказались от пищи, нарушают пост своими речами. И сколько простаивающих ночи в молитве причиняют вред людям и обижают их. На них ложится грех за их языки и за их деяния, а за свой пост и за свою молитву они не получают награды».
Наше сердце также несёт ответственность перед Аллахом, и каждый из нас будет спрошен за то, что он носит в своём сердце. И как же велика эта ответственность, ведь «если этот кусочек плоти будет хорошим, то хорошим будет и всё тело, а если он будет скверным, то скверным будет и всё тело» [Бухари; Муслим].
У сердца в Рамадане — своё поклонение, как и у языка и у остальных частей тела. А поскольку сердце является их господином, то его поклонение управляет всем поклонением. Конечно же, речь идёт об искренности. И ничто не связано с искренностью так тесно, как пост, потому что это поклонение всецело остаётся между человеком и его Господом. Ему одному ведомо, постимся мы или нет, ради чего отказываемся от еды и к чему стремимся. Очевидно, что пост не может быть проявлением покорности Аллаху, если ему не сопутствует искренность.
Вспомним очень важный хадис, в котором наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) передал слова Всевышнего Господа: «Все дела сына Адама — для него, кроме поста. Он — для Меня, и Я воздам за него» [Бухари; Муслим].
Выдающийся толкователь Корана и автор известного тафсира имам аль-Куртуби (да помилует его Аллах) сказал: «Всевышний говорит, что пост — для Него, хотя все обряды поклонения — для Него, и Он выделяет его по двум причинам. Первая: пост лишает человека удовольствий и наслаждений, которых не лишают его остальные виды поклонения. Вторая: пост — это тайна между рабом и Господом, и виден он только Ему. Именно поэтому он — для Него. Все остальные виды поклонения видны, и их можно совершать напоказ людям. Вот почему Аллах выделил пост среди других видов поклонения».
Что же нам делать для того, чтобы в Рамадане сердца наши обретали благо, а не терпели лишения, возвышались, а не опускались, наполнялись верой и искренностью, а не грехами и страстями?
Прежде всего, верующий должен чаще заглядывать в своё сердце и сравнивать его текущее состояние с прежним, чтобы увидеть, в чём его сила и в чём его слабость. Если сердце постоянно в своём стремлении к Господу, если оно всегда преисполнено смирения и его колебания незначительны, то нужно с еще большим усердием благодарить Всевышнего, делать добро и молить Его не лишать нас этого величайшего блага.
А если дела обстоят с точностью до наоборот? Значит, пора бить тревогу и принимать срочные меры, ведь никто не ручается даже за то, что мы доживём до конца Рамадана, не говоря уже о том, чтобы иметь в запасе гарантированные пять, десять или двадцать лет жизни. Чтобы хоть что-то успеть, нужно начинать сегодня, сейчас, ведь мы не знаем, сколько времени у нас осталось, а каждый уходящий миг уносит с собой частицу нашей жизни…
А может, в Рамадане связь наших сердец с Аллахом безупречна, а во все остальные месяцы мы выполняем свои обязанности перед Всевышним спустя рукава?
Наша покорность Всевышнему Создателю должна основываться на возвеличивании и почитании Его, как в Рамадане, так и в любое другое время. Но именно в месяц поста мы можем, освободившись от мыслей о некоторых земных радостях, устремиться к Аллаху с новой силой, лучше поклоняться Ему и чаще вспоминать Его с любовью, надеждой и благоговейным страхом.
В Рамадане и сердце, и остальные органы верующего становятся ближе к смирению и покорности Всевышнему. Милость Аллаха и всевозможные блага от Него нисходят на землю, и сердца становятся более мягкими, восприимчивыми и послушными. И части тела человека тоже проявляют большую готовность внять призыву к покорности Всевышнему.
Имам Ибн аль-Джаузи (да помилует его Аллах) дал прекрасный совет постящемуся относительно того как ему следует вести себя. Суть его наставления проста: проснувшись на рассвете, скажи своему языку: сегодня ты постишься, так воздерживайся же ото лжи, сплетен, лжесвидетельства и злословия.
И скажи своим глазам: сегодня вы поститесь, так воздерживайтесь же от взгляда на то, на что вам смотреть не дозволено.
И скажи своим ушам: сегодня вы поститесь, и посему не слушайте все то, что ненавистно вашему Господу.
И скажи своим рукам: сегодня вы поститесь, так воздерживайтесь же от любых движений, которые запретны для вас, и от обмана при купле-продаже и в остальных делах.
И скажи своему животу: сегодня ты постишься, так воздерживайся же от еды, и смотри, чем ты будешь разговляться, и остерегайся мерзкой пищи, принять которую тебя призывают, ибо, поистине, Аллах — Благой, и Он любит благое.
И скажи своим ногам: сегодня вы поститесь, так воздерживайтесь же от шагов к тому, за приближение к чему вам записывается грех.
В заключение он сказал: «Сын Адама должен обращаться к частям своего тела с подобными словами каждый день и даже в те дни, когда он не постится, пока он жив».
Хорошо, если нам удастся применить этот совет на практике. Ведь благоприятная атмосфера священного месяца — это прекрасная возможность настроить своё сердце на нужную волну и приучить свой язык воздерживаться хотя бы от части грехов, к которым мы пристрастились. И разве не будет прекрасным наш запас для Судного дня, если к этому добавить отказ от грехов, совершаемых другими частями тела, и преуспеть в совершении добрых дел, таких как поддержание родственных связей, помощь слабым и нуждающимся, забота о сиротах и инвалидах?
Не стоит забывать и таком важном виде поклонения, который совершается языком и неразрывно связан с сердцем, как обращение к Аллаху с мольбами. Мольба во время поста — это нечто особенное. В Рамадане, когда всё вокруг дышит благодатью и милостью, и мольба получается проникновенной, осмысленной, исходящей из самых глубин сердца.
Всевышний Аллах по милости Своей предоставил нам поистине уникальный шанс сделать ощутимый вклад в наше благополучие в мире вечном. Нам остаётся только воспользоваться этим шансом. А значит, мы должны спросить себя: разве что-нибудь мирское стоит того, чтобы из-за него упустить этот бесценный дар нашего Господа?
Пусть же Всевышний Аллах поможет нам удерживать наши языки от грехов и внушит нашим сердцам искренность и богобоязненность и в благословенный месяц поста, и в остальное время!