Пророки Всевышнего были лучшими и самыми совершенными представителями рода человеческого. Это неудивительно, потому что Всевышний знает, чьё сердце достойно хранить Его послание. Поэтому Он поручил донести истину до людей самым лучшим из них, а их слова и деяния, весь их жизненный путь стали эталоном для остальных верующих. В первую очередь это относится к последнему Божьему посланнику — Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, о котором было сказано: «Посланник Аллаха был прекрасным примером для вас, для тех, кто надеется на [милость] Аллаха и [преуспеяние в] Последний день и много поминает Аллаха» (сура 33 «Полчища», аят 21).

Они донесли до нас величайшее благо — истинную религию единобожия, в которой наше спасение и успех: «О сыны Адама! Если к вам придут посланники из вашей среды, читая вам Мои аяты, то всякий, кто станет богобоязненным и праведным, не познает страха и не будет опечален» (сура 7 «Ограды», аят 35).

Посланники Всевышнего научили нас очень многому. Они показали на личном примере, как нам следует жить, чтобы наше земное существование было правильным и достойным.

К величайшему из того, чему научили нас эти люди, вне всяких сомнений, относится терпение и упорство. Господь велел нашему пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха): «Терпи же, как терпели твёрдые духом посланники» (сура 46 «Барханы», аят 35). Все мы знаем, сколько пришлось пережить Божьим пророкам и с какими трудностями им довелось столкнуться на своём пути, пока они исполняли миссию, возложенную на них Господом.

А ещё они научили нас великому искусству — искусству упорно трудиться, не видя результата. Регулярно бросать в землю семена, не зная, что из них вырастет и вырастет ли вообще. Следовать этому примеру Божьих посланников, как правило, очень трудно, но тот, кому это удаётся, обретает великое благо.

Пророк Нух прожил среди своих соплеменников 950 лет. В Коране об этом сказано: «Мы послали Нуха к его народу, и он пробыл среди них тысячу лет без пятидесяти годов» (сура 29 «Паук», аят 14).

И всё это время он призывал их к религии истины, но почти никто из них не уверовал: «Они сочли лжецом Нашего раба и сказали: “Он одержимый”. Они ругали его и угрожали ему» (сура 54 «Луна», аят 9).

Однако пророк Нух не опустил руки и не отчаялся. Каждый день, просыпаясь утром, он принимался за дело, которое не приносило результата. Он обращался с призывом к людям, которые казались безнадёжными и не хотели слушать его. Со смирением и упованием на Всевышнего он делал то, что должен быть делать, то, что, как он знал, было правильным. Он трудился не покладая рук, трудился годами, хотя и не видел плодов своих стараний. Спустя многие годы в одной из своих молитв он сказал: «Господи! Я призывал мой народ ночью и днём, но мои проповеди лишь ускорили их бегство. Каждый раз, когда я призывал их, чтобы Ты простил их, они затыкали пальцами уши и укрывались одеждами. Они упорствовали и надменно превозносились. Затем я призывал их открыто. Затем я обращался к ним всенародно и говорил с ними наедине. Я говорил: “Просите у вашего Господа прощения, ведь Он — Всепрощающий”» (сура 72 «Нух», аяты 5–10).

Трудиться, не видя результата — в этом вся суть нашей земной жизни. Делать что-то изо дня в день и быть готовыми к тому, что мы не увидим плодов своей деятельности ни сегодня, ни завтра. А быть может, не увидим до самой смерти. Ведь мы трудимся ради достижения одного-единственного результата — довольства Аллаха и спасения от Его гнева. И мы знаем, что до завершения нашей земной жизни мы так и не увидим этого результата и не узнаем, достигли мы его или нет.

Принимаясь за какое-нибудь дело, мы часто разочаровываемся, не видя мгновенной отдачи. Но мудрый человек, постигший суть религии и земного бытия, понимает, что таков установленный Всевышним обычай: результаты многих наших благих начинаний мы увидим лишь в отдалённом будущем, а до результатов других мы просто не доживём.

Недаром Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) любил, когда благие дела совершались постоянно, пусть даже в небольшом объёме. Ведь это та самая капля, которая камень точит. Та самая капля, которая, сливаясь постепенно со множеством предшествующих ей капель, образует море.

Наше нетерпение и нежелание понять, как устроена наша жизнь, проявляется и в нашем поклонении Всевышнему. Мы обращаемся к Нему с мольбами, ожидая увидеть результат в ближайшее время. Но ничего не случается. И вместо того, чтобы, не теряя надежды, продолжать взывать к Нему, как и надлежит поступать верующему, мы опускаем руки и перестаём просить. Благородный сподвижник Абу Хурайра передаёт, что Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Любой из вас будет получать ответ на свои мольбы, если только он не будет торопить его, говоря: “Вот, я взывал к Аллаху, а Он не ответил мне”» [Бухари].

А в версии Муслима сказано: «На мольбы раба Аллаха будет приходить ответ, если только он не будет просить о чём-нибудь греховном или о разрыве родственных связей и не станет торопить ответ». Люди спросили: «О Посланник Аллаха, а что значит торопить ответ?» Он сказал: «Это значит говорить: “Я обращался к Аллаху с мольбами и обращался к Нему снова, но я не вижу ответа”, после чего это начинает тяготить его, и он отказывается от мольбы”».

Недаром наш Господь сказал: «Поистине, человек создан нетерпеливым» (сура 70 «Пути возвышения», аят 19).

Мы должны изо дня в день совершать обязательную молитву наилучшим образом, смиренно, сосредоточенно, не только телом, но и сердцем, и это не должно нам наскучивать, несмотря на то, что мы не видим воочию награду, которая ожидает нас в Судный день и которая становится больше с каждым совершённым намазом.

Большинство важных процессов в нашей жизни — долгосрочные по своей сути проекты, а не блицкриги. Это относится и к призыву. Мы ведём призыв к религии Всевышнего — каждый в соответствии со своими возможностями, используя для этого самые разные средства. Но обязательно ли мы видим тот грандиозный результат, на который втайне рассчитываем? Нет. Зачастую мы не видим его вообще. Прочитанная хутба или лекция, написанная книга или статья, фильм, видеоролик, приложение для гаджетов, телепередача, беседа или проведённое с целью призыва к религии мероприятие — как часто результаты этой гигантской работы остаются сокрытыми от нас, и очень может быть, что мы вообще не узнаем о них. Возможно, плоды наших усилий появятся тогда, когда мы сами уже покинем этот мир. Недаром Всевышний сказал: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом» (сура 16 «Пчёлы», аят 125).

Это относится и к одному из самых важных проектов в жизни мусульманина — воспитанию детей. Как часто родителей огорчает то, что они прикладывают титанические усилия, но безрезультатно. В этом и заключается искусство воспитания: делать каждый день маленькие шаги в надежде, что постепенно они с помощью Всевышнего приведут к достижению славной цели — пополнению уммы ещё одним праведным, активным, благонравным, приносящим пользу и без устали созидающим мусульманином. То, что мы делаем сегодня для наших детей, заботясь об их развитии, образовании и формировании их личности, может казаться малоэффективным или неэффективным вообще, и, возможно, они не скажут нам за это спасибо в ближайшие десять и даже двадцать лет. Но, быть может, однажды, когда нас уже не будет рядом, они поднимут руки и скажут со всей искренностью: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребёнком» (сура 17 «Ночной перенос», аят 24).

И, возможно, сами того не зная, мы подготовим тех, благодаря кому мы будем получать награду даже после завершения нашей земной жизни. Как сказал наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Когда человек умирает, все его дела прекращаются, кроме трёх. Это — непрерывная милостыня, знание, приносящее пользу людям, и праведные дети, которые обращаются к Аллаху с мольбой за него» [Муслим].

Это относится и к приобретению знаний. Мы учим что-то каждый день и в какой-то момент нам кажется, что знание не желает упорядоченно оседать в нашей памяти, что мы многое забываем. Мы учим суры, но они будто не оставляют следа в наших сердцах, мы читаем книги и нам кажется, будто полезное знание проходит сквозь нас, не бросая якорь. Но спустя годы мы вдруг обнаруживаем, что на самом деле знание утвердилось в нас и мы можем его использовать.

Это относится и к мирскому знанию, например, к изучению нового языка: нам кажется порой, что он нам не даётся и мы его никогда не выучим и какое-то время мы учим вслепую, не видя результатов. Но потом вдруг обнаруживаем, что понимаем этот язык и можем говорить на нём.

Это относится и к спорту, и к любой профессиональной деятельности. Опыт и мастерство приходят с годами, и человек может прилагать огромные усилия и в течение долгого времени не видеть их результатов. Но если не работать над собой и не тренироваться, то результатов не будет никогда.

В том, что мы делаем, не должно быть спешки. Нетерпение и излишнее давление отрицательно сказываются и на призыве, и на воспитании детей, и на образовании, и вообще на любом проекте, за который берётся верующий. Результатом этой ненужной торопливости могут стать поверхностное понимание религии и разные проявления радикализма, от которых сегодня страдает наша умма.

Мы видим, как человек, прочитав несколько книг об исламе или просто закончив курсы арабского, начинает чувствовать себя чуть ли не исламским учёным, и не понимает, что для того, чтобы хотя бы приблизиться к этому положению, нужно усердно трудиться ещё десятки лет.

И мы видим, как родители, которых что-то не устраивает в поведении их детей, совершают ошибку, стараясь достичь результата «здесь и сейчас». Они прибегают к разрушительным и неэффективным по своей сути мерам: крикам, угрозам, унижениям, физическим наказаниям. Но воспитание по определению не может быть таким. И если лучшие из людей воспитывали своих уверовавших собратьев годами, то стоит ли ожидать, что мы достигнем удовлетворительных результатов в воспитании наших детей, не превратив воспитание в каждодневный процесс, состоящий из маленьких, но продуманных шагов, нацеленных на постепенное формирование и совершенствование их личности.

Не только дом строится из маленьких кирпичиков. На самом деле почти всё, что мы делаем в нашей земной жизни, имеет много общего со строительством дома. Мы кладём кирпич за кирпичом. Но нам придётся положить много таких слоёв, прежде чем мы увидим что-то похожее на дом. И преуспеяние верующего заключается как раз в том, чтобы приучить себя трудиться, не ожидая быстрых результатов, пользуясь причинами и всецело полагаясь на Аллаха. «Скажи: “Трудитесь, и увидит ваши деяния Аллах, Его Посланник и верующие. Вы предстанете перед Ведающим сокровенное и явное, и Он поведает вам о том, что вы совершали”» (сура 9 «Покаяние», аят 105).