Искусный ритор стремится произвести впечатление на аудиторию и завоевать её внимание уже в самом начале своего выступления. Первые ощущения слушателя во многом определяют его дальнейшее отношение к речи. От них зависит, будет он внимательно и непринуждённо слушать ритора или останется безразличным к его словам. Неслучайно в Коране, который считается эталоном арабской речи, начальные аяты сур характеризуются особой выразительностью.
Лексические и стилистические особенности зачинов были тщательно исследованы комментаторами и корановедами, в том числе аз-Заркаши и ас-Суюти. Специальное сочинение на эту тему под названием аль-Хавāтир ас-савāниx фи асрāр аль-фавāтиx (Разрозненные мысли о тайнах зачинов) написал египетский филолог Ибн Абу аль-Исба‘ (ум. 1256).
Начальные аяты сур характеризуются ясностью, лёгкостью и чистотой слога, не содержат слов и выражений, которые редко используются в арабской речи. Они не только служат средством украшения речи, но и гармонично соответствуют целям и содержанию сур. Обеспечивая композиционную целостность писания, они направляют движение мысли и раскрывают цели откровения, облегчают понимание и истолкование аятов, указывают на важнейшие принципы мусульманской веры.
В большинстве своём зачины энергичны и выразительны. По своему ритму они не контрастируют с последующими аятами, а помогают сосредоточиться на предмете речи. Привлечь внимание слушателя и облегчить восприятие последующего текста — одна из главных целей, которые обычно ставятся перед вступлением, и коранические зачины идеально служат достижению этой цели. В простонародье первые слова сур часто используются для обозначения всей суры, например, сура «Открывающая» именуется Аль-Xамд, а сура «Очищение веры» — Kуль хува.
Ас-Суюти пишет, что зачины сур прекрасны по форме, стилю и завершённости во всех отношениях. Их по праву можно назвать откровением об откровении. Их возвышенный пафос и лаконичность словно указывают на то, что авторитет ниспославшего эти суры и правдивость Его слов не подлежат сомнению. В них обозначается центральная тема суры, и поднятые в них вопросы повторяются и раскрываются в последующих аятах. Некоторые авторы объясняют это тем, что слушатели обычно вникают в речь постепенно и для лучшего понимания основной идеи зачина целесообразно вернуться к ней в ходе дальнейшего повествования.
Рассмотрим особенности искусного зачина на примере суры «Ан-Наба», которая начинается словами: «О чём они расспрашивают друг друга? О великой вести, относительно которой они расходятся [во мнениях]» (сура 79 «Весть», аяты 1-3)
. Как видим, первые же аяты суры указывают на её центральную тему — важную весть, узнать о которой можно только из писания Аллаха. Божественное знание утверждается в качестве непререкаемого авторитета — без него люди не смогут узнать о ней правду и обрести твёрдую убеждённость. Такое эмоциональное и интригующее вступление удерживает внимание слушателя до конца суры, несмотря на то, что суть этой великой вести излагается лишь в 17-м аяте.
В богословских сочинениях зачины сур именуются фāтиxа (мн. фавāтиx). Под этим словом подразумевают один или несколько начальных аятов. Дамасский богослов Абу Шама аль-Макдиси разделил коранические зачины на десять групп: буквы алфавита (29 сур), повествование (23), клятва (15), славословие (14), обращение (10), условно-временное придаточное (7), повеление (6), вопрос (6), призыв-проклятие (3), мотивировка (1).
Предложенная классификация охватывает все виды зачинов в Коране, хотя некоторые из них можно объединить или перегруппировать. Например, призывы и большинство славословий можно отнести к повествованиям. Славословие в начале суры «Всевышний» вполне можно назвать повелением, а маcдарсубxāна в суре «Ночной перенос» можно отнести и к повелениям, и к повествованиям. Кроме того, выражения لَا أُقْسِمُ ‘нет, клянусь...’, начинающиеся частицей لَا, можно поместить в одну группу с клятвами.
Некоторые комментаторы исследуют зачины сур для обоснования содержательной и стилистической цельности коранического текста. С этой целью они подробно рассматривают каждый зачин в контексте конкретной суры, её связи с предыдущей сурой и в контексте всего писания. Как показывают исследования, зачины сур дополняют друг друга и вместе образуют цельную систему. Рассмотрим это на примере славословий, встречающихся в начале 14 коранических сур.
В арабском языке славословия выражаются либо утверждением достославных качеств, либо отрицанием недостатков. Утверждение достоинств мы находим в зачинах, которые начинаются с восхваления и благословения. Восхваление (xамд) — это форма славословия, подчёркивающая превосходство имён, качеств и деяний Аллаха. Она встречается в зачинах пяти сур Корана.
Между восхвалением (xамд) и обычной похвалой (мадx) есть разница: восхвалять принято только за те достоинства, которые зависят от воли субъекта, а похвалить можно и за качества, не зависящие от его воли, например, за красивую внешность. С другой стороны, восхваление — это более широкое понятие, чем благодарение (шукр), потому что благодарение является ответом на оказанную милость.
Что касается благословения — словами تَبَارَكَ الذِي ‘благословен Тот...’ начинаются две суры в Коране, — то оно указывает на щедрость и безграничную милость Аллаха. Благословить — значит свидетельствовать о том, что только Аллах является источником всех благ, которыми обладают творения.
Вторая группа славословий — выражения, отрицающие какие-либо недостатки и проявления несовершенства. В зачинах семи сур встречается маcдарсубxāна ‘пречист’ и основные формы образованного от него глагола. Ас-Суюти обращает внимание на то, что эти формы встречаются в зачинах в той последовательности, в которой они обычно перечисляются языковедами: маcдар, глагол прошедшего времени, глагол настоящего времени и повелительное наклонение.
С проблемой начальных аятов сур тесно связана богословская полемика относительно статуса басмалы, возникшая между представителями коранических школ в Мекке, Медине, Куфе, Басре и Шаме. Чтецы Корана сошлись во мнении, что басмала является внутренним элементом текста и что она пишется и читается перед всеми сурами, кроме суры «Покаяние». Однако их взгляды на статус басмалы сильно разнились.
Куфийские и мекканские чтецы считали басмалу первым аятом всех коранических сур, кроме суры «Покаяние». Этого мнения также придерживались имамы аш-Шафи‘и и Ахмад. По мнению мединских, сирийских и басрийских чтецов, басмала является самостоятельным аятом и служит для разделения сур, но не входит в состав сур. Это мнение разделяли Абу Ханифа и Малик, а также большинство их последователей. Суфьян ас-Саури считал, что басмала является первым аятом только в суре «Открывающей», а во всех остальных случаях служит для разделения сур. Это суждение является наиболее аргументированным, и ему отдают предпочтение большинство улемов.
Необходимо отдельно отметить отсутствие басмалы в начале суры «Покаяние». Комментаторы по-разному объясняют этот феномен. Одни считают, что арабы не имели обыкновения поминать Аллаха при разрыве договоров, а в начале этой суры речь идёт именно о разрыве мирного соглашения между Пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха, и аравийскими язычниками. Согласно другому мнению, басмала, подразумевающая милость и безопасность, не была ниспослана в начале этой суры, потому что центральное место в ней занимает бескомпромиссная борьба с мунāфиками-лицемерами.
Хотя по этому вопросу существуют разные мнения, мы полагаем, что сподвижники, фиксируя текст Корана, не записали басмалу перед этой сурой только потому, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, не начинал её чтение этой формулой.