Значимость мусульманского предания как источника тафсира подчёркивается в Коране и потому не ставится под сомнение мусульманскими экзегетами. Вместе с тем роль преданий в становлении разных школ тафсира и место, которое они занимают в сочинениях разных авторов, неодинаковы.

Ранние комментаторы опасались делать собственные выводы из аятов Корана, ограничиваясь толкованиями Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников. Со временем границы классического тафсира расширились, а хадисы Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и основные догматы вероучения стали служить критерием правильности сделанных выводов. И если для традиционалистов изречения Пророка, мир ему и благословение Аллаха, остаются важнейшим способом постижения смыслов Корана, то для рационалистов непререкаемым авторитетом является разум и они обращаются к хадисам лишь для подкрепления тезисов, сформулированных путём религиозно-философских рассуждений.

Предания занимают важное место и в суфийских, и в шиитских тафсирах, но эти две традиции сформировались и развивались независимо друг от друга и независимо от суннитской традиции. Суфии опираются на рассказы «святых», постигавших тайны сакрального текста путём переживаний и мистической практики, а шиитские комментаторы — на сообщения, передаваемые от имени имамов из рода Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.

Безусловно, в классической мусульманской экзегетике наибольшее значение имеют предания, восходящие к Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха. Основанные на них толкования затрагивают различные вопросы мусульманского вероучения и религиозной практики, нормы поведения и мусульманской этики.

Согласно традиции, комментирование Корана входило в обязанности Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха (сура 16 «Пчёлы», аят 44), а его разъяснения были частью божественного откровения (сура 75 «Воскресение», аят 19).

Значение хадисов для понимания Корана признаётся не только традиционалистами, но и сторонниками рационалистического метода, потому что достижение целей откровения без понимания его смыслов невозможно. В Коране часто подчёркивается, что люди должны размышлять над его аятами: «Неужели они не размышляют над Кораном?» (сура 47 «Мухаммад», аят 24).

Однако для выполнения данного предписания мусульмане нуждаются в разъяснении заповедей с общим смыслом и изложенных сжато указаний, в истолковании рассказов о сокровенном и скрытых намёков — всего того, что можно узнать только из божественного откровения, а значит — только из хадисов.

В зависимости от формы комментарии, основанные на пророческой Сунне, можно разделить на три вида:

а) прямое истолкование — когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, непосредственно указывает на связь между аятом и его толкованием.

Например, в «Cаxиxах» аль-Бухари и Муслима приводится рассказ Абу Зарра аль-Гифари о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил его: «Знаешь ли ты, где скрывается солнце?» Тот ответил: «Аллах и Его Посланник знают лучше». Он сказал: «Поистине, оно движется, чтобы совершить земной поклон под троном», — а потом разъяснил, что об этом говорится в аяте: «Солнце плывет к своему пристанищу. Так предопределил Могущественный, Знающий» (сура 36 «Йа син», аят 38);

б) непрямое истолкование — когда высказывание Пророка, мир ему и благословение Аллаха, повторяет по смыслу аят, или содержит разъяснение слова, встречающегося в нём, или уточняет смысл заповедей без прямого указания на связь с соответствующим аятом.

Комментариев такого рода в Сунне очень много. Например, в Коране говорится: «...в тот день приведут геенну» (сура 89 «Заря», аят 23). А в хадисе, переданном со слов Ибн Мас‘уда, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В тот день приведут Геенну, у которой семьдесят тысяч поводьев. За каждый повод её будут волочить семьдесят тысяч ангелов».

Другой пример — в Коране говорится: «Там у них будут очищенные супруги» (сура 2 «Корова», аят 25), а смысл этой чистоты раскрывается в хадисе Абу Са‘ида аль-Худри: у женщин в Раю не будет ни месячных кровотечений, ни испражнений, ни мокроты;

в) дополнительное разъяснение — когда слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, указывают на правильность одного из возможных истолкований или содержат дополнительные сведения об упомянутых в Коране понятиях.

Например, в Коране сообщается, что небесная книга находится «в руках посланцев благородных и покорных» (сура 80 «Нахмурился», аят 15-16). А в хадисе, переданном со слов ‘А’иши, говорится, что в обществе благородных посланцев-ангелов окажутся чтецы, знающие наизусть и искусно читающие священную книгу.

Тафсир, основанный на Сунне, также можно разделить на следующие категории:

а) разъяснение лексических значений слов. Например, в Сунне разъясняется значение глагола يُصْهَرُ ‘плавиться’, который встречается в описании адских мучений (сура 22 «Хадж», аят 20). В «Сунане» ат-Тирмизи приводится хадис: «Поистине, им на головы прольют кипящую воду, которая пронзит их и достигнет внутренностей, разрывая всё, что у них внутри, а потом вырвется наружу из их стоп. Вот так они будут плавиться, а потом станут такими, какими были прежде»;

б) уточнение религиозно-правовых положений. В хадисах разъясняются коранические заповеди, изложенные сжато, конкретизируются заповеди, имеющие общую форму, и устанавливаются ограничения для заповедей, имеющих безусловную форму.

Например, повеления совершать молитвы, соблюдать пост, выплачивать закят или отправляться в паломничество изложены в Коране сжато, а подробное разъяснение порядка выполнения этих религиозных ритуалов приводится в хадисах.

Другой пример — Коран устанавливает правила распределения наследства среди детей умершего: «...мужчине достаётся доля, равная доле двух женщин» (сура 4 «Женщины», аят 11). Этот аят имеет общий смысл, который конкретизируется хадисом Пророка, вошедшим в «Cаxиxи» аль-Бухари и Муслима: «Мусульманин не может наследовать имущество неверующего, и неверующий не может наследовать имущество мусульманина».

Некоторые авторы относят к тафсиру и высказывания Пророка, мир ему и благословение Аллаха, дополняющие заповеди Корана. Хорошо известно, что мусульманский шариат запрещает одновременно состоять в браке с женщиной и её тёткой по материнской или по отцовской линии, запрещает употреблять в пищу мясо домашнего осла, хищных зверей или хищных птиц, разрешает выносить решение по имущественному спору на основании одного свидетельства и клятвы истца. Эти положения не оговариваются в Коране, но подробно разъясняются в хадисах (ср.: сура 4 «Женщины», аяты 23-24; сура 6 «Скот», аят 145; сура 2 «Корова», аят 282);

в) разъяснение затруднительных мест (байāн мушкиль аль-Kур’āн). В хадисах раскрываются значения аятов и отдельных выражений, которые на первый взгляд содержат неточности или смысловые противоречия.

К числу таковых относится, например, именование Марьям «сестрой Харуна» (сура 19 «Марьям», аят 28). Известно, что пророков Харуна и ‘Ису отделяло несколько столетий, и мусульмане попросили Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, объяснить им значение этого прозвища. В ответ он сказал, что «люди писания» нарекали детей именами своих пророков и праведников;

г) разъяснение неуточнённых слов и выражений (байāн мубхам аль-Kур’āн), которые косвенно указывают на конкретное лицо или предмет, не называя его по имени. Например, из хадисов известно, что под «мечетью, которая с первого дня основана на богобоязненности» (сура 9 «Покаяние», аят 108), подразумевается мечеть Куба (раньше находилась в окрестностях Медины, а ныне — в пределах города). В других достоверных преданиях сообщается, что этот эпитет в равной степени относится и к мечети Пророка в Медине.

Таким образом, в хадисах встречаются разные методы истолкования Корана, которые впоследствии были развиты богословами, а знание мусульманского предания считается обязательным для комментаторов. Традиционно считается, что аяты Корана и правдивые хадисы не противоречат друг другу, потому что их источник — божественное откровение.

Имам аш-Шафи‘и сказал: «Хадис не может противоречить Корану, но может разъяснять его смысл, который бывает конкретным или общим, отменяющим или отменённым». Более того, значения некоторых аятов раскрываются только в свете соответствующих высказываний или поступков Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.