Как уже было отмечено, бóльшая часть откровений, вошедших в Коран, была ниспослана без видимой для нас причины. В связи с этим Коран неправильно рассматривать как изложение событий, связанных с жизнью Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, или как собрание его проповедей. В этом заключается его принципиальное отличие от дошедших до нас евангелий, повествующих о жизни Посланника Божьего Иисуса Христа. Главная идейная установка Корана — разрушить религиозные заблуждения, опровергнуть языческие верования и направить людей к вере в единственного истинного Бога — Аллаха.
Не всякий аят имеет причину ниспослания, и не каждое сообщение, которое относят к таким причинам, является таковым в действительности. К асбāб ан-нузуль относятся только те события, которые произошли в период сложения Корана и стали непосредственным поводом для низведения откровений. Причиной ниспослания называют события, произошедшие в период пророческой миссии Мухаммада, или заданные ему вопросы, явившиеся внешним толчком к ниспосланию аятов или целых сур.
Данное определение выводится из положений, приведённых в трудах ас-Суюти и аз-Зуркани. Из него следует, что исторические события, происшедшие до начала пророческой миссии Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и описанные в Священном Коране, не считаются причинами ниспослания соответствующих аятов. Ас-Суюти доказал ошибочность суждения аль-Вахиди о том, что поход эфиопов на Мекку стал причиной ниспослания суры «Слон», а факт избрания Пророка Ибрахима возлюбленным Аллаха — причиной ниспослания 125-го аята суры «Женщины».
Таким образом, исследуя предания на данную тему, необходимо прежде всего установить взаимосвязь между конкретным историческим событием или заданным Пророку, мир ему и благословение Аллаха, вопросом и между ниспосланием аята. Если такая взаимосвязь существует, то данное событие может быть причиной его ниспослания.
Примером ниспослания аятов по поводу какого-либо события является история о братании сподвижников. На определённом этапе взаимоотношении между братьями по вере, ансарами и мухаджирами, стали настолько близкими, что они стали наследовать друг другу. Это болезненно сказалось на их внутрисемейных отношениях и вызвало конфликты между родственниками. Тогда были ниспосланы аяты «Однако родственники ближе друг к другу» (сура 8 «Трофеи», аят 75)
и «В писании Аллаха кровные родственники ближе друг к другу, чем верующие и мухаджиры, если только вы не сделаете добро своим близким» (сура 33 «Сонмы», аят 6)
. После этого сподвижники стали передавать наследство близким родственникам.
Во многих случаях аяты ниспосылались для разрешения споров, возникавших между мусульманами, для указания на достоинства отдельных сподвижников или в знак осуждения их ошибок и проступков. Например, поводом для низведения аятов «Аллах принял покаяния Пророка, мухаджиров и ансаров, которые последовали за ним в трудный час...» (сура 9 «Покаяние», аяты 117-119)
стала история трёх верующих мужей, которые проявили слабость и не отправились в поход на Табук, а потом чистосердечно признались в этом. Их раскаяние было настолько искренним, что в Коране они были названы правдивыми.
Некоторые аяты были ниспосланы в ответ на вопросы или высказывания сподвижников. Например, после изменения киблы и повеления во время молитв поворачиваться лицом не в сторону Иерусалима, а в сторону Заповедной мечети в Мекке, некоторые сподвижники стали сожалеть о тех верующих, которые умерли или были убиты прежде. Люди сказали: «Если бы те, кто умер до того, как мы повернулись лицом к этой кибле, могли знать об этом раньше». Тогда был ниспослан аят «Аллах никогда не даст пропасть вашей вере» (сура 2 «Корова», аят 143)
, т. е. преданности исламу и молитвам, совершённым в сторону Иерусалима.
К асбāб ан-нузyль также можно отнести мольбы и обращения ‘Умара ибн аль-Хаттаба, после которых было ниспослано несколько откровений. Например, аят «Если вы просите у них какую-либо утварь, то просите у них через завесу» (сура 33 «Союзники», аят 53)
был ниспослан после того, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Вот если бы твои жёны находились за завесой, ведь с ними заговаривают и добродетельные люди, и грешники!»
В другой раз ‘Умар предложил молиться позади камня, на который Пророк Ибрахим поднимался при возведении Каабы, и после этого был низведён аят «Сделайте же место Ибрахима местом моления» (сура 2 «Корова», аят 125)
. Согласно преданию, когда Ибрахим завершил возведение Каабы, этот кусок скалы остался лежать у восточной стены храма. В период правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба (634—644) его отодвинули в сторону, чтобы совершающие обход вокруг Каабы проходили перед ним, не мешая молящимся позади него. Сейчас он находится перед вратами Каабы на том самом месте, где в древности молился Пророк Ибрахим.
Причинами ниспослания Корана были не только вопросы мусульман, но и обращения «людей писания» и язычников. Иудеи, обладавшие знанием о предыдущих священных писаниях, неоднократно испытывали Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, вопросами, ответы на которые можно узнать только из божественного откровения. Например, в ответ на вопрос группы иудеев о том, что такое душа, был ниспослан аят: «Они спрашивают тебя о духе. Скажи: “Дух — от повеления моего Господа, а вам дано знать об этом очень мало”» (сура 17 «Ночной перенос», аят 85)
.
Указание на причину ниспослания может содержаться и в тексте самого аята. В некоторых случаях это очевидно, как например, в аяте о женитьбе Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, на Зайнаб бинт Джахш: «Вот ты сказал тому, кому Аллах оказал милость и кому ты сам оказал милость (т. е. Зайду ибн Харисе): “Удержи свою жену при себе и побойся Аллаха”. Ты скрыл в своей душе то, что Аллах сделает явным, и ты опасался людей, хотя Аллах больше заслуживает того, чтобы ты опасался Его. Когда же Зайд удовлетворил с ней свое желание, Мы женили тебя на ней, чтобы верующие не испытывали никакого стеснения в отношении жён своих приемных сыновей после того, как те удовлетворят с ними своё желание» (сура 33 «Союзники», аят 37)
. В других аятах косвенное указание на причину ниспослания подтверждается хадисами.
В ряде случаев контекст аята позволяет предположить, что он был ниспослан в связи с конкретным событием, хотя это не находит подтверждения в текстах. Так, выражение ‘они спрашивают тебя’ встречается в 13 аятах Корана, но в большинстве случаев мы не располагаем точными сведениями о причинах ниспослания. Некоторые комментаторы высказывали мысли о возможных причинах ниспослания этих аятов, но для понимания самих аятов такие предположения не имеют никакого значения.
Из работ аль-Вахиди и ас-Суюти следует, что причины ниспослания есть у около 600 аятов Корана. В преданиях сообщается, что одни аяты были ниспосланы по поводу группы верующих, язычников или «людей писания», а другие — по поводу конкретных людей. Например, слова «Не прогоняй тех, которые взывают к своему Господу утром и перед закатом, стремясь к Его лику» (сура 6 «Скот», аят 52)
были ниспосланы по поводу шести малоимущих мусульман: язычники потребовали от Пророка прогнать их и обещали в этом случае послушать его проповеди.
Аяты о зихāре (клятва об отречении от жены, распространённая в доисламские времена) были ниспосланы по поводу жены Ауса ибн ас-Самита (сура 58 «Препирательство», аяты 1-4)
, предписание о ли‘āне (взаимном проклятии супругов, один из которых обвиняет другого в прелюбодеянии) — по поводу ‘Уваймира ал-‘Аджляни и Хиляля ибн Умайи (сура 24 «Свет», аяты 6-10)
, аят о наследовании тому, кто не оставляет после себя ни родителей, ни детей — по поводу Джабира ибн ‘Абдаллаха (сура 4 «Женщины», аят 176)
.
Связь причины ниспослания с отдельными людьми или же группами не означает того, что содержащиеся в этих аятах предписания ограничиваются конкретной личностью. Напротив, установленные в них нормы распространяются на все подобные ситуации и на всех людей, обладающих такими качествами, потому что إنَّ العِبرَةَ بِعُمُومِ اللَّفْظِ لَا بِخُصُوصِ السَّبَبِ ‘назидание определяется общим смыслом аята, а не конкретной причиной ниспослания’. Это значит, что если аят содержит конкретное установление (порицание, запрет, одобрение, похвалу, разрешение и т. п.) относительно события или вопроса, в связи с которым он был ниспослан, то данное установление распространяется на всех людей, оказавшихся в подобной ситуации.
Ас-Суюти соглашается с этим правилом лишь отчасти, полагая, что общий смысл имеют только заповеди, а аяты о конкретных людях не обобщаются. Однако многие авторы не разделяют его точки зрения, потому что Коран является верным руководством для всех людей и на все времена. В качестве примера рассмотрим аят, указывающий на очень специфическую особенность внешности человека: «Мы заклеймим его хобот» (сура 68 «Перо», аят 16)
, т. е. обезобразим его нос. Этот и предшествующие ему шесть аятов были ниспосланы о мекканском язычнике, которому в битве при Бадре рассекли нос. Несмотря на это, Катада и другие комментаторы считали, что в день воскресения огненное клеймо на носу будет отличительной чертой всех неверующих, обладающих такими же дурными качествами.
Приведём ещё один пример. В авторитетных тафсирах сообщается, что однажды мунāфики-лицемеры увидели, как богатый мусульманин раздал щедрое пожертвование. Они сказали: «Он выставляет себя напоказ перед людьми». Когда же какой-то бедный человек раздал в качестве милостыни немного еды, они посмеялись над ним, сказав, что Аллах не нуждается в его жалком пожертвовании. По этому поводу был ниспослан аят: «Они поносят тех, кто раздаёт добровольные пожертвования, и тех, кто с трудом находит средства для пожертвований. Они глумятся над ними, а Аллах поглумится над ними. Им уготованы мучительные страдания» (сура 9 «Покаяние», аят 79)
. Очевидно, что порицания Всевышнего удостоена не только та группа мунāфиков-лицемеров, но и каждый, кто насмехается над верующими, пытаясь ослабить их решимость творить добро.
Таким образом, обобщая смысл аятов, в которых описаны исторические события, мусульмане узнают об отношении ислама к сходным ситуациям и делают из этого выводы применительно к тем условиям, в которых они находятся. Кроме того, откровения, ниспосланные о конкретных людях, помогают разобраться в психологических типах людей и различных моделях поведения.