Образные конструкции занимают важное место в системе выразительных средств Корана. Наряду с другими литературными приёмами, амсāл широко используются для разъяснения духовных истин, нуждающихся в понимании и осмыслении. Они служат напоминанием и назиданием, содержат похвалу и обличение, подчёркивают важность или малозначительность поступков. Их значимость для постижения основ ислама подчёркивается в самом Коране, и поэтому имам аш-Шафи‘и относил амсāл к тем наукам, в которых обязан разбираться муджтaхид.

Специальные сочинения этой проблеме посвятили аль-Маварди, аль-Хаким ат-Тирмизи и др. Системное исследование амсāл выполнил ас-Суюти в трактате аль-Иткāн фи ‘улюм аль-Kур’āн (Совершенство в коранических науках). Более сорока коранических притч подробно истолкованы Ибн аль-Каййимом в книге И‘лям аль-мувакки‘ин ‘ан рабб аль-‘āлямин (Уведомление подписавшихся за Господа миров).

Слово масал имеет много лексических значений, среди которых основными являются ‘подобие’, ‘пример’. В Коране оно употребляется в значениях ‘притча’ (сура 25 «Различение», аят 39), ‘описание’ (сура 47 «Мухаммад», аят 15), ‘рассказ’ (сура 18 «Пещера», аят 32), ‘назидание’ (сура 43 «Украшения», аят 56), ‘знамение’ (сура 43 «Украшения», аят 59), ‘состояние’, ‘достоинство’ (сура 16 «Пчёлы», аят 60), ‘судьба’ (сура 60 «Корова», аят 214).

Из контекста названных аятов видно, что лексические значения слова масал так или иначе связаны со сравнением или аналогией. Например, притчей были названы возражения язычников, которые пытались опровергнуть Мухаммада: «Почему Коран не ниспослан ему целиком за один раз?» (сура 25 «Различение», аят 32). Они отвергли Коран, усмотрев различия между ним и между предыдущими писаниями. Но ведь ниспослание Корана частями не умаляет его достоинств. Скорее наоборот, это является его преимуществом перед предыдущими откровениями, ограниченными пространственно-временными рамками. Сравнения, к которым прибегают люди, не всегда оказываются правильными и меткими. Между тем коранические сравнения всегда правдивы и безукоризненны: «Какую бы притчу они ни привели тебе, Мы обязательно откроем тебе истину и наилучшее толкование» (сура 25 «Различение», аят 33).

При упоминании амсāл в Коране обычно используются глаголы cаррафа (сура 17 «Ночной перенос», аят 89) и дараба (сура 39 «Толпы», аят 27), которые придают выражению ‘приводить притчу’ разные оттенки. Первый из них восходит к слову cарф ‘изменение положения или состояния’, и поэтому выражение صَرَّفَ مَثَلاً подчёркивает многообразие сюжетов и форм амсāл. Второй глагол восходит к слову дарб ‘удар’, а его богатая семантика определяет многогранность выражения ضَرَبَ مَثَلاً ‘приводить притчу’. В частности, оно указывает на приметность, ощутительность коранических амсāл (ср.: ضَرَبَ الْخَيْمَة ‘устанавливать палатку’), на возможность их употребления в похожих ситуациях (ср.: ضَرَبَ فِي الأَرْضِ ‘странствовать по земле’), на их созидательное, инициирующее воздействие на человеческий разум (ср.: ضَرَبَ النَّاقَةَ ‘покрывать верблюдицу’).

Многообразие коранических амсāл создаёт трудности для выделения их наиболее характерных признаков. Традиционно богословы обращают внимание на их сжатость, образность и на наличие в них аналогий или сравнений. В то же время среди амсāл есть и развёрнутые притчи. Многие авторы, в том числе ас-Суюти, также относят к амсāл фразы, отражающие смысл арабских пословиц или ставшие афоризмами, если даже те не имеют дидактической направленности и не содержат сравнения. Поэтому, на наш взгляд, данную проблему справедливо исследовать с учётом всей специфики жанра амсāл.

В самом Коране наибольшее значение придаётся амсāл, которые содержат наставления и облачают отвлечённые идеи в материальные образы. Это собственно притчи, которые благодаря метким сравнениям играют важную роль в разъяснении религиозных истин. Их сюжеты заимствованы из повседневной жизни и потому близки и понятны каждому. Аналогии с природными явлениями, затрагивающие проблемы жизни и смерти, добра и зла, помогают осознать онтологическое единство человека и природы. Нередко такие сравнения увязаны с центральной идеей суры и представляют собой смысловое ядро, в котором концентрируются значения предыдущих и последующих аятов. Более того, названия сур «Свет» и «Паук» происходят от основного элемента вошедших в них притч.

Амсāл занимают важное место в коранической системе духовно-нравственного воспитания.

Во-первых, сравнения побуждают людей думать, самостоятельно обнаруживая сокрытый в них смысл. Постигая знание путём размышления, человек воспринимает его как собственное открытие и относится к нему с бóльшим доверием. Благодаря этому назидания и предписания, изложенные в форме притч, оказывают большее воздействие, чем обычные повеления и запреты Эта особенность амсāл неоднократно подчёркивается в Коране (напр.: сура 39 «Толпы», аят 27; сура 59 «Сбор», аят 21).

Во-вторых, амсāл облегчают восприятие религиозных положений, связанных с потусторонним миром. Например, в притче о раздающем милостыню, желая показать себя перед людьми, наглядно разъясняется, что такой поступок не принесёт человеку пользы: «Такие [подаяния] подобны гладкой скале, покрытой слоем земли: когда выпадает ливень, она остаётся голой. Они не властны ни над чем из того, что приобрели» (сура 2 «Корова», аят 264).

В-третьихамсāл раскрывают суть явлений и поступков, сопоставляя тайное с явным, а скрытое — с очевидным. Абстрактные понятия легче постигаются, когда они воплощены в доступные для восприятия материальные образы. Так, в аяте «Пожирающие лихву восстанут, как восстаёт тот, кого шайтан поразил безумием» (сура 2 «Корова», аят 275) подчёркивается, что жажда лёгкой наживы в виде ссудного процента подобна безумству и потому в день воскресения таких грешников будут узнавать по безумному взгляду и разбухшим животам, под тяжестью которых они будут падать на землю.

В-четвёртых, амсāл пробуждают интерес к достойным поступкам и желание заслужить обещанную за них награду. К числу таких амсāл можно отнести сравнение награды за милостыню с прорастанием зерна: «Расходующие своё имущество на пути Аллаха подобны зерну, из которого выросло семь колосьев и в каждом колосе — по сто зёрен» (сура 2 «Корова», аят 261).

В-пятых, посредством амсāл Коран возбуждает неприязнь к дурным деяниям и желание сторониться их. Например, в суре «Ограды» приводится притча о грешниках, которые отворачиваются от знамений Аллаха и не прислушиваются к наставлениям: «Однако он приник к земле и стал потакать своим желаниям. Он уподобился собаке: она высовывает язык и когда прогоняешь её, и когда оставляешь её в покое. Такова притча о тех, которые считают ложью Наши знамения» (сура 7 «Ограды», аят 176). Потакая низменным страстям и помышляя только об удовольствиях, они теряют достоинство и уподобляются собаке, которая высовывает язык и когда прогоняешь её, и когда оставляешь её в покое. Они пребывают в заблуждении и не перестают творить зло, независимо от того, увещевают их или нет.

В-шестых, амсāл используются для похвалы или порицания, в них наглядно подчёркиваются превосходство или низость людей, качеств и поступков. Например, в последнем аяте суры «Победа» сподвижники Мухаммада сравниваются с посевами, которые постепенно взошли и окрепли. Некогда их община была слабой и малочисленной, но со временем она выросла и окрепла, и люди нуждаются в их наследии не меньше, чем в посевах и урожаях.

Коранические амсāл привнесли в арабскую поэзию новые сюжеты и образы, способствовали развитию прозаических жанров. Под их влиянием возрос интерес к пословицам и афористичным изречениям доисламских поэтов. Амсāл были широко представлены в творчестве корифеев арабской поэзии Абу аль-‘Атахийи (ум. 826), Абу Таммама (ум. 846), аль-Мутанабби. Поговорки и легенды, притчи и афоризмы были собраны и систематизированы в десятках сочинений, среди которых Китāб аль-байāн ва-т-табьин (Книга о риторике и изъяснении) аль-Джахиза и ‘Уйюн аль-ахбāр (Источники известий) Ибн Кутайбы.

Вместе с тем влияние коранических амсāл не ограничилось литературой и риторикой. Они сыграли значимую роль в формировании нравственного сознания мусульманских народов и на протяжении многих веков поддерживают образность их мышления.