Кораническое послание обращено ко всему человечеству и отвечает духовным потребностям всех людей, независимо от их происхождения, социального статуса, уровня образования и культурного развития. Коран призывает людей задуматься над проблемами жизни и бытия через познание Бога и человека, через познание окружающего нас мира и через картины, описывающие жизнь вечную. Словно претворяя в жизнь удивительный замысел Аллаха, ясные аяты выполняют функцию ориентиров, обозначающих границы прямого пути, а неочевидные аяты помогают проникнуть в глубины божественного знания настолько, насколько человеку позволяют его интеллектуальные и духовные способности.

В трудах улемов приводятся многочисленные объяснения того, почему в Коране встречаются неочевидные по смыслу аяты. Согласно ас-Суюти, неочевидное по смыслу отчасти может быть познано, а наличие его в Коране побуждает улемов к размышлениям, без которых невозможно понять глубинную суть Корана. Благодаря этому учёные постоянно расширяют границы своих познаний и стремятся превзойти друг друга в понимании Корана. Только представьте себе, каким было бы мусульманское богословие, если бы в тексте Корана не было «тёмных» мест. Разве в таком случае мусульмане сочинили бы столько трудов о тайнах мироздания и смыслах священной книги?

Но даже если представить, что неочевидное в Коране не может быть познано, ниспослание таких аятов всё равно имеет вполне конкретный смысл: они необходимы для испытания веры. Как говорили некоторые улемы, вера в неочевидное является испытанием для человеческого разума, подобно тому как обряды поклонения являются испытанием для тела. В «Мустадраке» аль-Хакима сообщается, что известный сподвижник Ибн Мас‘уд сказал: «Нет веры лучше, чем вера в сокровенное».

Для мусульман аяты с неочевидным смыслом служат доказательством существования и всемогущества Аллаха. Ведь если самые образованные и мудрые люди при всей своей проницательности не способны постичь все тайны сакрального текста, то у нас есть все основания считать Коран Словом Аллаха. Как мудрый учитель оставляет некоторые вопросы без ответа, чтобы ученики ощутили смирение и покорность перед своим наставником, так и наличие в Коране неочевидного побуждает верующих избавиться от высокомерия и склониться перед всеобъемлющим знанием Аллаха.

Аз-Зуркани добавил к этому, что сокрытие муташāбих xакики является милостью по отношению к людям. Например, знание о сроке наступления дня воскресения или смерти не принесло бы людям никакой пользы; напротив, одним оно помешало бы готовиться к последней жизни, а других ввергло бы в пучину отчаяния от невыносимого ожидания приближающегося конца. В Коране сказано: «Поистине, знание об этом принадлежит только моему Господу. Никто, кроме Него, не способен открыть время его наступления. Это знание тяжко для небес и земли. Он наступит не иначе как внезапно» (сура 7 «Ограды», аят 187).

Знаменитый богослов Фахр ад-Дин ар-Рази выдвинул несколько предположений относительно необходимости существования неочевидных по смыслу аятов.

Во-первых, постижение неочевидного требует от изучающего Коран старания и усилий, а чем больше усилий приложено, тем больше награда у Аллаха. Размышление над смыслом неочевидного и изучение истолкований ранних комментаторов считается одним из самых достойных богоугодных занятий.

Во-вторых, если бы Коран целиком состоял из ясных аятов, это препятствовало бы изучению его последователями других религиозных учений. Но божественный замысел предполагает религиозное и идейное многообразие, существование последователей различных, зачастую противостоящих друг другу мировоззрений. Коран ниспослан всем людям независимо от того, когда и где они живут. Наличие муташāбих в Коране стало причиной того, что к нему обращаются последователи любых взглядов и учений, ведь через священное писание Всевышний даёт возможность постичь истину, обрести надежду на спасение, освободиться от ложных убеждений и найти решение сложных проблем.

В-третьих, толкование неочевидного по смыслу невозможно без овладения такими науками, как лексикология, грамматика, законоведение и т. д. Поэтому углублённое изучение и истолкование муташāбих в Коране стимулирует верующих на изучение и развитие различных религиозных и светских наук.

В-четвёртых, коранические проповеди обращены как к сознательной части общества, так и к простому люду, который обычно не вникает в суть вещей. Если бы обычные люди, знакомясь с исламом, слышали только аяты о божественных именах и атрибутах, то для многих из них это стало бы непреодолимым препятствием на пути к истине.

Среди людей немало таких, которые прислушиваются не столько к заповедям и угрозам, сколько к словам, западающим глубоко в душу и взывающим одновременно к чувствам и к разуму. Именно такие речи будят воображение, заставляют размышлять и рассуждать о смысле жизни, о добре и зле, о справедливости и чести. Поэтому многие аяты, ниспосланные в начальный период пророчества, относятся к разряду муташāбих, а многое из того, что было ниспослано в конце, — к разряду мухкам.

В-пятых, благодаря наличию неочевидных аятов мусульмане во все времена ощущают потребность в развитии и интеллектуальном росте. Если бы Коран целиком состоял из ясных аятов, то верующие не могли бы освободиться от пут слепого подражания. Неочевидные аяты указывают нам на новые рубежи познания, побуждают нас искать новые подходы к истолкованию откровений. Многое из неочевидного в священном писании обращено к современному человеку.

Таким образом, умение различать между муxкам и муташāбих является одной из важнейших задач, стоящих перед изучающим Коран. Несмотря на то, что значение некоторых аятов, выражений и слов доподлинно известно только Аллаху и недоступно для человеческого разума, наши знания о божественном откровении постоянно пополняются.

Мусульманские учёные не пришли к единому мнению относительно возможности истолкования всего текста Корана. Возможно, значения некоторых «тёмных» мест в Коране (например, «раздельно читаемых» букв) так и останутся божественной тайной. Однако нельзя отрицать тот факт, что границы человеческого познания постоянно расширяются и соотношение между неочевидным и ясным постоянно меняется в пользу последнего.