Традиционное истолкование религий, основанных на божественном откровении, предполагает безусловное признание святости и неподдельности священных писаний, положенных в их основу. Фундаментом этих религий является непреложный авторитет Слова Божьего, а не результаты человеческих размышлений и изысканий.
В соответствии с этими догмами вера в божественное происхождение Корана и в то, что он был ниспослан Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, и доподлинно сохранился до наших дней, относится к важнейшим доктринам мусульманского вероучения. Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, выступал в роли посредника, обязанность которого состояла в передаче и разъяснении послания Аллаха. Когда язычники требовали от него прочесть им другие откровения или изменить Коран, он отвечал: «Не подобает мне заменять его по своему желанию. Я лишь следую тому, что мне внушают» (сура 10 «Юнус», аят 15)
.
Но в тексте Корана содержатся указания на возможность изменения откровения со стороны Аллаха, ниспославшего его. Он может сохранить или стереть из своих писаний всё, что пожелает. Он заменяет одни аяты и заставляет забыть другие, а может и вовсе лишить людей откровения, и тогда никто не сможет защитить их: «Если бы Мы захотели, то лишили бы тебя того, что внушили тебе» (сура 17 «Ночной перенос», аят 86)
.
В некоторых аятах замена одних предписаний другими дополняется разъяснением причины такого решения. Хорошо известно, что до переселения в Медину мусульмане молились, обратившись лицом в сторону Иерусалима и становились так, чтобы Кааба оказывалась между ними и священным городом. Переселившись в Медину, они продолжали молиться в направлении Иерусалима в течение шестнадцати или семнадцати месяцев, но в шаабане 2 года от Хиджры им было приказано повернуться лицом в сторону Заповедной мечети в Мекке. Смысл замены этого предписания был раскрыт в аяте: «Мы назначили киблу, к которой ты поворачивался лицом прежде, только для того, чтобы отличить тех, кто последует за Посланником, от тех, кто повернёт вспять» (сура 2 «Корова», аят 143)
.
Факты отмены заповедей встречаются и в библейских текстах. В частности, в 29-й главе Книги Бытия сообщается, что Иаков был женат на двух сёстрах — Рахиль и Лии, а в законе Моисея это было запрещено: «Не бери жены вместе с сестрою её, чтобы сделать её соперницей, чтоб открыть наготу её при ней, при жизни её» (Лев. 18:18).
До ниспослания Торы израильтянам было разрешено заниматься мирскими делами в субботу, а Моисей запретил это: «Шесть дней делайте дела, а день седьмой должен быть у вас святым, суббота покоя Господу: всякий, кто будет делать в неё дело, предан будет смерти; не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы» (Исх. 35:1-3).
Кроме того, если иудеям было позволено разводиться с жёнами: «Если кто возьмёт жену и сделается её мужем, и она не найдёт благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит её из дома своего...» (Втор. 24:1), то в христианстве единственным основанием для развода было признано прелюбодеяние: «А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подаёт ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведённой, тот прелюбодействует» (Мф. 5:32).
По мнению ряда исследователей, в том числе Дж. Уонсбро, в ветхозаветных книгах нет указаний на невозможность прогрессивного изменения заповедей в случае изменения обстоятельств. Вместе с тем отношение к теории отмены в иудео-христианской традиции неоднозначно, что связано не столько с методами толкования священных писаний — герменевтики, сколько с дискуссией относительно собственно достоверности библейских книг.
Допустимость отмены некоторых заповедей в силу истечения срока её действия не вызывала сомнений, но предметом разногласий богословов была возможность отмены заповеди в силу изменения воли Творца. Большинство ранних христианских авторитетов соглашались с теорией отмены, а вот более поздние христианские богословы не признают её, допуская лишь возможность расширенного толкования или конкретизации некоторых фрагментов писания.
Иудейский учёный Авраам бен Давид (ум. 1198) объяснял замену отдельных заповедей в древнееврейских писаниях пространственно-временными ограничениями действия этих заповедей, но отмену заповеди как изменение воли Бога допускали лишь некоторые иудейские секты, учение которых развивалось под религиозно-философским влиянием ислама.
Для мусульман возможность отмены заповедей очевидна прежде всего потому, что ислам признаёт идею преемственности пророчества и замены одного религиозного закона другим. В Коране сообщается, что Пророк ‘Иса подтвердил истинность Торы, но разрешил израильтянам часть того, что им было запрещено (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 50)
. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, в свою очередь подтвердил истинность предыдущих священных писаний и отменил прежние религиозные законы (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аяты 3-4).
Согласно Корану, учение всех Божьих посланников и пророков имело общую основу и зиждилось на поклонении одному Богу и отрицании многобожия в любых его проявлениях. Между учениями посланников не было различий в вопросах веры и убеждений, но некоторые из них по воле Аллаха устанавливали новые законы, регулирующие вопросы религиозной практики и общественных отношений: «Каждому из вас Мы установили закон и путь» (сура 5 «Трапеза», аят 48)
.
Законы Аллаха во все времена служили духовному развитию человеческого сообщества, установлению в нём мира и согласия, упрочению связей между людьми и народами. Но то, что отвечало интересам общества на одном историческом этапе, не всегда соответствовало его потребностям в другую эпоху, потому что народы и государства сильно отличались по уровню социально-экономического и культурного развития. В связи с этим замена одного религиозного устава другим была проявлением божественной заботы и способствовала прогрессивному развитию человека и общества.
Священный Коран ниспосылался частями на протяжении приблизительно двадцати трёх лет, в течение которых мусульманская умма прошла сложный путь от малочисленной общины, подвергавшейся гонениям и преследованиям, до самостоятельного государства, основанного на законах Аллаха и Сунне Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.
На каждом этапе становления уммы мусульмане решали конкретные задачи, соотносившиеся с их нуждами и возможностями. Поэтому некоторые правовые положения ислама со временем претерпевали изменения. Коранические заповеди учитывали положение, в котором находились верующие, их возможности и стоящие перед ними вызовы, и при изменении этих условий одни предписания по воле Аллаха заменялись другими.
В исламе доктрина отмены изучается одной из важнейших коранических наук — наукой об отменяющем и отменённом. Собственно процедура отмены заповеди по-арабски обозначается словом насх. Оно является маcдаром глагола I породы نَسَخَ ‘устранять’, ‘заменять’, ‘переписывать’. К этому же глаголу восходят термины нāсих ‘отменяющее’ и мансух ‘отменённое’, которые являются соответственно причастиями действительного и страдательного залога.
В шариате насхом называется аннулирование определённого религиозного положения на основании более позднего священного текста.
Это понятие не распространяется на основы вероучения и этики, а ограничивается предписаниями, касающимися религиозной практики (ибāдāт) и взаимоотношений между людьми (му‘āмалят). Насх не может касаться столпов ислама или веры, потому что исламское вероучение складывается из вечных и непреложных истин, которые не изменяются от одной эпохи к другой, а следовательно, не могут быть отменены. Нравственные ценности соответствуют глубинной природе человека, заложенной Всевышним; они тоже не устаревают и не подвержены изменениям.
Неизменным является и содержание коранических повествований, поскольку Слово Аллаха не может содержать недостоверные или противоречивые сведения. Коран правдиво повествует о том, что произошло в прошлом, и о том, что произойдёт в будущем. Исключение составляют лишь те случаи, когда повеление или запрет изложены в повествовательной форме, ибо отмена таких аятов означает отмену заповедей, а не изменение повествования.
Изменяться могут лишь второстепенные положения правового и культового характера, хотя в основе своей формы поклонения и общественных отношений тоже остаются неизменными. Основные формы общественных отношений не подвергаются изменениям, потому что для удовлетворения своих земных потребностей люди во все времена нуждаются, например, в торговле или в браке. То же самое относится к столпам ислама, потому что жизнь верующего немыслима без поклонения одному Аллаху, без молитвы или поста. Если отменить хотя бы один из столпов ислама, то перед нами предстанет другая религия, вовсе не ислам.