Главной целью принесения клятвы является подтверждение взятых на себя обязательств или истинности сообщения. Услышав какое-либо известие, люди обычно делятся на три группы: одни верят ему, другие сомневаются в нём, а третьи отрицают его. Первая группа, в отличие от двух остальных, не нуждается даже в уверениях, а для убеждения сомневающихся и отрицающих необходимы многочисленные уверения и доказательства.

Священный Коран ниспослан на ясном арабском языке и обращён ко всему человечеству. Его заповеди и назидания касаются высших истин, имеющих исключительное значение для духовного благополучия людей. Однако среди людей есть и уверовавшие в Коран, и сомневающиеся в нём, и надменно отрицающие его. Поэтому, наряду с умозрительными и естественнонаучными аргументами, подтверждающими истинность Писания, коранический текст изобилует уверениями, которые выражаются при помощи усилений (таукид), свидетельств (шахāда) и клятв (касам).

Клятва — это художественный приём, который благодаря своей лаконичности и выразительности оказывает сильное воздействие на слушателя. Как утверждают психологи, если клятвы и не избавляют человека от сомнений, то по меньшей мере побуждают его лишний раз задуматься над поднятой проблемой. Мы уже отмечали, что арабы верили в святость клятв и часто прибегали к ним для подтверждения своей правоты. Поэтому им не составило труда прочувствовать тот суровый пафос, который клятвы придают откровениям. В подтверждение этого ас-Суюти приводит рассказ о том, как бедуин, услышавший клятву в одном из аятов Корана, воскликнул: «Кто же так разгневал Достославного [Аллаха], что Он вынужден клясться?!»

В коранических рассказах много клятв, произнесённых пророками и обычными людьми, но наибольший интерес вызывают клятвы, принесённые самим Аллахом. В семи местах Всевышний клянётся сам собой. Ас-Суюти перечисляет эти семь мест, но ошибочно относит к ним два повеления поклясться Аллахом, обращённые к Мухаммаду (сура 10 «Юнус», аят 53 и сура 64 «Взаимное обделение», аят 7). Вместо них в этот список следует поместить 56-й и 63-й аяты из суры «Пчёлы». Из этих семи случаев в пяти предметом клятвы является воскрешение и воздаяние, в одном случае Аллах клянётся Собой в подтверждение важности повиновения Пророку (сура 4 «Женщины», аят 65), а в последнем — в подтверждение истинности его пророческой миссии. Все остальные клятвы Аллаха — клятвы творениями. Известно, что шариат запрещает клясться творениями, но религиозные предписания и ограничения распространяются только на людей. С коранической точки зрения, Аллах не несёт ответственности перед кем-либо и волен совершать всё, что пожелает.

Комментаторы по-разному объясняют смысл клятв творениями. Одни считают, что под ними подразумеваются клятвы Господом этих творений, поскольку любая вещь и любое явление указывают на их Создателя. Более убедительной представляется другая точка зрения. Согласно ей, такие клятвы подчёркивают превосходство или полезность творений, которыми поклялся Аллах. Они помогают слушателю задуматься над знамениями, указывающими на совершенство Аллаха и напоминающими о Его благах. Например, клятва жизнью Пророка (сура 15 «Хиджр», аят 72) подчёркивает его превосходство над остальными людьми. Его жизнь была полна поучительных уроков и назиданий. Поклявшись ею, Аллах словно призвал людей задуматься над жизненным путём Пророка и во всём следовать его примеру.

Ещё одна особенность коранических клятв в том, что посредством конкретных образов они облегчают понимание вопросов, связанных с верой и сокровенным знанием. Человеческий разум эффективнее воспринимает информацию, когда она воплощена в конкретные образы, особенно если речь идёт об абстрактных понятиях. Сравнивая истину с утренним светом, а ложь с ночным мраком, Аллах возвещает неизбежную победу света веры и знания над мраком безверия и невежества. С подобными приёмами мы сталкиваемся в нескольких местах Корана, где Аллах клянётся ночью и днём, ночью и утренней зарёй. Одним словом, клятвы придают сакральному тексту особую выразительность и служат для уверения в правдивости Пророка, для подтверждения истинности того, о чём клянётся Аллах, для привлечения внимания к знамениям во Вселенной, для облегчения восприятия абстрактных понятий и т. д.

Исследование текста Корана показывает, что в большинстве случаев Аллах клянётся в подтверждение основ веры, знание которых обязательно для людей. В зависимости от предмета коранических клятв их можно разделить на четыре группы:

а) подтверждающие истинность поклонения одному Аллаху (например, сура 37 «Стоящие в ряд», аяты 1-4);

б) подтверждающие истинность ниспослания Корана (например, сура 44 «Дым», аяты 2-3 или сура 56 «Событие», аяты 75-77);

в) подтверждающие пророческую миссию Мухаммада (например, сура 36 «Йа син», аяты 1-3 или сура 53 «Звезда», аяты 1-2);

г) подтверждающие неизбежность воскрешения и расчёта (например, сура 51 «Рассеивающие», аяты 1-5 или сура 77 «Исторгающие», аяты 1-7);

д) подчёркивающие какое-либо качество или состояние человека (например, сура 90 «Город», аяты 1-4 или сура 100 «Скачущие», аяты 1-6).

Как отмечает аз-Замахшари, для клятв в Коране характерна связь между их предметом и объектом. Например, в суре «Событие» Аллах клянётся местами заката звёзд в подтверждение правдивости Корана. Комментируя значение этой клятвы, улемы указывают на связь между звёздами и кораническими аятами.

Во-первых, как звёзды указывают путь во мраке ночи, так и аяты Корана указывают верный путь во мраке неведения.

Во-вторых, как звёзды служат для украшения неба, так и Коран украшает внутренний мир верующего.

В-третьих, как звёзды служат для защиты небес от шайтанов, так и Коран отдаляет шайтанов от человека.

В-четвёртых, как звёзды указывают на могущество Аллаха, так и аяты Корана указывают на Его имена и атрибуты, с той лишь разницей, что звёзды человек видит глазами, а Коран воспринимает на слух.

Примечательно, что к слову наджм ‘звезда’ восходит и глагол наджжама ‘распределять по частям’. Поэтому некоторые считают, что в вышеуказанном аяте Аллах поклялся не местами заката звёзд, а местами ниспослания отдельных фрагментов Корана.

Клятвы в Коране не только отличаются внутренней стройностью, но и удачно дополняют композиционную целостность текста. Это можно проиллюстрировать на примере суры «Заря», которая начинается клятвами утренней зарёй, десятью ночами, чётом и нечетом, а также ночью. По мнению многих комментаторов, под десятью ночами здесь имеются в виду первые десять ночей месяца зуль-хиджжа, каждая из которых предваряет самые благодатные дни в году. Согласно хадисам, в эти дни праведные поступки приносят верующим наибольшую пользу, и поэтому рекомендуется проводить их в посте и молитве. Конец этой декады знаменуется началом хаджа и праздником жертвоприношения. Под чётом и нечетом подразумеваются любые важные места, часы и поступки, связанные с хаджем и соответствующие этой характеристике. Например, холмы Сафа и Марва относятся к чёту, а Кааба — к нечету. Праздник жертвоприношения, попадающий на десятое число, тоже относится к чёту, а предшествующий ему день стояния у горы Арафат — к нечету. Перечисленные в этой суре клятвы связаны с обрядами поклонения, требующими от человека покорности и смирения. Этим качествам противопоставляются непокорность и высокомерие погубленных народов, которые упоминаются в последующих аятах, благодаря чему зачин увязывается с основной частью суры.

Мы уже отметили, что клятвы обычно отличаются лаконичностью. Эта особенность присуща и клятвам в Коране, благодаря чему они совмещают в себе сразу несколько значений. Так, в суре «Смоковница» Аллах вначале клянётся смоковницей и оливой, потом — горой Синай, а потом — безопасным городом. В первой клятве не только подчёркивается польза плодов смоковницы и оливы, но и содержится указание на древнюю землю Палестины, где эти деревья широко распространены. Там жили и проповедовали многие израильские пророки, в том числе последний из них — Пророк ‘Иса. Синай — известная гора, на которой Муса разговаривал с Аллахом без посредников. Безопасный город — это Мекка, откуда началась проповедь Пророка Мухаммада. Упоминание наиболее характерной черты этого города вместо его названия делает последнюю клятву ещё более лаконичной. Эти клятвы не только подчёркивают превосходство и особенности трёх географических областей, но и указывают на правдивость трёх величайших пророков — Мусы, ‘Исы и Мухаммада.

Из приведённых примеров видно, что значение коранических клятв раскрывается не сразу, а постепенно. Обнаруживая сокрытый в клятвах смысл, слушатель осознаёт красоту Корана и постигает глубину его значений. Благодаря этому достигается одна из важнейших целей его прочтения — размышление над аятами Аллаха.