Выстраивая хронологический ряд Корана, мусульманские авторы высказывают мнения и относительно первых и последних по времени произнесения аятов. Большинство комментаторов считает, что первым кораническим откровением, полученным Мухаммадом, были первые пять аятов суры «Сгусток крови». Согласно традиции, они были ниспосланы, когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, уединился для размышлений в пещере Хира. Наиболее авторитетным преданием на эту тему является рассказ ‘А’иши, вошедший в Cаxиxи ал-Бухари и Муслима.

Однако в тех же сборниках приводятся слова другого сподвижника Джабира ибн ‘Абдаллаха о том, что раньше других была ниспослана сура «Завернувшийся». Из контекста этого предания очевидно, что Джабир опирается на собственное умозаключение, и поэтому сообщение ‘А’иши внушает большее доверие. Кроме того, слова Джабира могут означать, что ниспослание суры «Завернувшийся» завершилось раньше, чем было получено окончание суры «Сгусток крови». Этому объяснению отдал предпочтение ас-Суйути.

Согласно третьему мнению, первой была ниспослана сура «Открывающая». Как пишет аз-Замахшари (ум. 1144) в своём тафсире, так считало большинство улемов. Очевидно, аз-Замахшари ошибался, поскольку данного суждения придерживались лишь немногие. Одним из них был египетский реформатор Мухаммад ‘Абдо. Мы не располагаем надёжными свидетельствами того, что сура «Открывающая» была низведена первой. В ряде источников приводится рассказ ‘Амра ибн Шурахбила о том, что в начале пророчества Мухаммад услышал чей-то зов из-за спины. Вокруг никого не было, что сильно напугало Мухаммада и заставило убежать подальше. Когда он рассказал о случившемся своей жене Хадидже, та привела его к своему двоюродному брату Вараке ибн Науфалу. Выслушав рассказ Мухаммада, Варака велел ему в следующий раз внимательно прислушаться к тому, что ему говорили. И тогда он получил аяты «Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров...»

Передатчик этого хадиса ‘Амр ибн Шурахбил был известным богомольцем и знатоком преданий, но относился к поколению тāби. Он не видел Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, но не назвал сподвижника, рассказавшего ему данную историю, и поэтому данный хадис не считается надёжным аргументом. Более того, в нём нет ясных указаний на то, что данная сура была низведена первой, а на основании других хадисов можно утверждать, что это произошло уже после ниспослания первых аятов из суры «Сгусток крови» и, возможно, после ниспослания суры «Завернувшийся». Вместе с тем сура «Открывающая», бесспорно, относится к числу ранних откровений.

Наконец, согласно четвёртому мнению, первым по времени аятом была басмала. На эту тему есть высказывание Ибн ‘Аббаса, приведённое в тафсире ат-Табари. По мнению ас-Суйути, данное утверждение справедливо и не противоречит хадису ‘А’иши, поскольку басмала предшествовала ниспосланию каждой суры. Однако не все исследователи соглашались с этим, поскольку достоверные хадисы указывают на ниспослание басмалы по завершении каждой суры, а не в её начале.

Таким образом, улемы высказывали четыре мнения относительно первых по времени аятов. Согласно наиболее распространённому из них, мекканские суры Корана открываются начальными аятами из суры «Сгусток крови».

Что касается первой суры после хиджры, то традиционно считается, что это сура «Корова». Интересен тот факт, что в начале её даётся краткая характеристика четырём группам людей, среди которых Мухаммад проповедовал в Медине: мусульманам, неверующим, лицемерам и «людям писания». Имам ал-Байхаки открывал мединский список сурой «Обвешивающие», однако это очевидная ошибка. Ибн Мас‘уд и другие авторитеты относили эту суру к числу мекканских, и соответствующие предания подтверждаются её текстуальными особенностями. Большинство корановедов полагает, что сура «Обвешивающие» была последней ниспосланной в Мекке. Возможно, она была получена Мухаммадом накануне хиджры или во время её, потому что именно в Ясрибе купцы были известны наклонностью к мошенничеству.

Ещё большие сложности возникают при установлении последних по времени аята и суры. Со слов Ибн ‘Аббаса приводятся разные сообщения о том, что последними были ниспосланы слова «Бойтесь того дня, когда будете возвращены к Аллаху. Тогда каждая душа сполна получит то, что приобрела, и с ними не поступят несправедливо» (сура 2 «Корова», аят 281), ‘аят о ростовщичестве’ (сура 2 «Корова», аят 278) и ‘аят о долге’ (сура 2 «Корова», аят 282). Согласно традиции, это произошло за тридцать один день до кончины Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Как видим, в письменном памятнике эти аяты расположены рядом, и вполне возможно, что они были ниспосланы вместе. В других преданиях последними по времени называются аяты о наказании за преднамеренное убиение верующего (сура 4 «Женщины», аят 93), о боковой линии наследования (сура 4 «Женщины», аят 176), о совершенстве религии (сура 5 «Трапеза», аят 3), последние два аята суры «Покаяние».

На наш взгляд, первое мнение выглядит наиболее сильным, а все остальные сообщения могут быть истолкованы как указания на последние аяты, касающиеся какой-то определённой темы. Например, в рассказе Умм Саламы сообщается, что последним был ниспослан аят «Господь их ответил им: “Я не погублю деяния кого-либо из вас, ни мужчин, ни женщин. Одни из вас [произошли] от других...”» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 195). Однако здесь речь идёт о последнем аяте, в котором женщины упоминаются наряду с мужчинами. Развивая эту мысль, аят о боковой линии наследования комментаторы называют последним касающимся распределения наследства, а аят о наказании за убийство — последним разъясняющим положения об убийстве.

Что же касается аята «Сегодня Я сделал для вас вашу религию совершенной, довёл до конца Мою милость к вам и остался доволен исламом как вашей религией» (сура 5 «Трапеза», аят 3), то он был ниспослан у горы Арафат в конце десятого года от хиджры, во время прощального паломничества. По мнению исследователей, он не является последним аятом по времени. Можно предположить, что здесь речь идёт о завершении ниспослания шариата, т. е. религиозных заповедей. Однако это мнение опровергается сообщениями о более позднем ниспослании аятов о долге, о боковой линии наследования и т. п. Поэтому под завершением милости здесь имеется в виду не завершение миссии Мухаммада, а окончательная победа над язычеством в Мекке. Ведь именно в том году язычники впервые не были допущены для участия в хадже, который прошёл под руководством самого Мухаммада. На это указывают и предшествующие этому фрагменту слова «Сегодня неверующие отчаялись [в том, что смогут навредить] вашей религии».

Разные мнения существуют и относительно последней по времени суры. В Cаxиxе Муслима приводится рассказ Ибн ‘Аббаса о том, что последней была ниспослана сура «Помощь», в которой содержится намёк на скорую кончину Мухаммада. Между тем ‘А’иша и ‘Абдаллах ибн ‘Амр сообщили, что последней была ниспослана сура «Трапеза». Однако из слов ‘А’иши можно предположить, что здесь речь идёт о последней суре, в которой разъясняются дозволенное и запрещённое. С другой стороны, можно предположить, что сура «Помощь» была последней ниспосланной целиком сурой.

В целом каждое из преданий о последних по времени аяте и суре может быть расценено как собственное мнение сподвижника, основанное на его познаниях или наблюдениях. А это значит, что разногласия по данному вопросу не имеют существенного значения. Комментируя их, кади ал-Бакиллани пишет: «Среди этих сообщений нет ни одного восходящего к Пророку, мир ему и благословение Аллаха. Возможно, высказавшие эти мнения опирались на самостоятельное суждение или на предположения. Возможно также, что каждый из них сообщил о последнем, что он услышал от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в день его кончины или незадолго до его болезни. При этом они могли не слышать то, что после этого услышали от него другие. Наконец, возможно, последний аят был ниспослан вместе с другими аятами, а Пророк, мир ему и благословение Аллаха, прочёл и велел записать другие аяты после него, и люди могли принять их за последнее откровение по времени».

На примере исследований, касающихся первых и последних по времени аятов, мы убедились в том, что установление линейного порядка произнесения сур на основании одной лишь традиции представляет большую сложность. Вместе с тем изучение данного вопроса в отрыве от неё практически невозможно. Неслучайно наиболее интересные попытки создания хронологии Корана, предпринятые западными авторами, во многом основывались на корпусе раннеисламской литературы. Поэтому, на наш взгляд, создание научно обоснованной хронологии Корана возможно путём сопоставления различных, порой противоречивых сведений, полученных из мусульманских преданий, с результатами контекстуального и диахронного анализа лексики Корана. Результаты подобных исследований могут пролить свет на «тёмные места» в истории сложения Корана и начальной истории ислама, помочь в реконструкции картины становления коранического законодательства.