В мусульманской традиции есть немало текстов, поощряющих заучивание Корана наизусть и разъясняющих превосходство знатоков писания. Сохранение аятов в памяти помогает своевременно руководствоваться ими на практике, углубляться в их скрытые смыслы и созерцать окружающий мир через призму божественных наставлений.

В самом Коране говорится, что Аллах облегчает заучивание писания для того, кто искренне стремится к этому ради Его довольства: «Мы уже облегчили Коран для поминания» (сура 54 «Луна», аят 17).

В другом аяте, который известен как «аят чтецов», сообщается, что читающие Коран и соблюдающие его заповеди получат свою награду сполна и добавку в придачу (сура 35 «Творец», аяты 29-30).

А в хадисах Пророка, мир ему и благословение Аллаха, разъясняется, что знающие Коран наизусть являются «людьми Аллаха и Его особыми рабами» и что сердце, в котором нет ничего из Корана, подобно разрушенному дому.

В другом хадисе, переданном со слов Ибн Мас‘уда, говорится: «Читайте Коран, потому что Всевышний Аллах не станет наказывать сердце, которое хранит в себе Коран. Воистину, этот Коран — угощение Аллаха, и тот, кто попадает на него, оказывается в безопасности. И пусть возрадуется каждый, кто возлюбил Коран!»

Следуя этим наставлениям, сподвижники Мухаммада заучивали Коран и почтительно относились к тем, кто знал его наизусть. Их благородное рвение было отмечено в Коране: «Нет, это — ясные аяты в груди тех, кому даровано знание» (сура 29 «Паук», аят 49).

Многие сподвижники, тāби и имамы посвятили себя изучению и распространению священной книги. Они обучали мусульман искусству таджвида и заботились о сохранении иснāда, восходящего к Пророку Мухаммаду и подтверждавшего достоверность кирā’āтов. Благодаря их усилиям чтение Корана превратилось в непрерывную традицию, которая продолжается по сегодняшний день. Поддержание этой традиции посредством обучения Корану и достоверным кирā’āтам считается коллективной обязанностью мусульман. И если среди них достаточно чтецов, продолжающих данную традицию, то остальные освобождаются от этой обязанности; но если никто из мусульман не обучает чтению Корана и особенностям достоверных кирā’āтов, то вина ложится на умму в целом и на каждого мусульманина в отдельности.

Основной метод заучивания Корана — повторение аятов вслух вслед за преподавателем. Обучиться правилам артикуляции и другим тонкостям таджвида самостоятельно, пользуясь специальной литературой или аудиоматериалами, очень трудно, поскольку работа органов речи при ассимиляции, назализации, произнесении согласных во время пауз и т. п. обычно требует дополнительной коррекции.

Занятия по Корану бывают индивидуальными и групповыми. Традиционно считается, что групповое обучение является более эффективным для детей младшего и среднего школьного возраста. Дух соперничества побуждает детей концентрироваться во время занятий и усердно работать над собой, чтобы не отстать от товарищей. Кроме того, групповые занятия прививают этикет чтения священной книги и общения с преподавателем. Учащимся старшего возраста, владеющим основными навыками чтения, рекомендуется заниматься с преподавателем по индивидуальной программе, составленной с учётом их способностей и возможностей.

Процесс изучения Корана обычно растягивается на несколько лет и требует настойчивости и терпения. Для правильной организации этого процесса улемы разработали систему развития памяти, основанную на мусульманской традиции и многовековом опыте знатоков Корана. Механическое зазубривание при изучении Корана малоэффективно, потому что для извлечения пользы из выученных аятов необходимо знать их смысл и связанные с ними заповеди. Кроме того, выученный материал должен быть правильно организован в памяти, чтобы учащийся умел продолжить чтение суры с любого аята, а при необходимости прочесть фрагмент, находящийся в середине или в конце суры.

Данная система не предполагает создание искусственных ассоциаций или образов, которые помогают оживлять в памяти выученный текст. Она не утомляет учащегося и не перегружает память дополнительными символами, цепями и т. п. Она основана на поэтапном накоплении и регулярном повторении выученного материала. Благодаря этой системе текст легко заучивается, долго помнится и быстро припоминается. Систематические занятия по ней упражняют ум, значительно улучшают память вообще и развивают способность вспоминать нужные вещи усилием воли. Не случайно многие знатоки Корана легко запоминают и целые своды хадисов, которые по своему объёму намного превосходят текст самого писания.

До изобретения книгопечатания искусство заучивания наизусть было распространено практически повсеместно. Многие богословы и философы не полагались на свои записи, ведь книги могли пропасть, сгореть или утонуть в море. В наше время, когда печатные станки позволяют издавать книги большими тиражами, а компьютерная техника позволяет хранить и обрабатывать информацию в огромных объёмах, многие люди не видят смысла в запоминании книг. Однако в мусульманском мире интерес к изучению Корана нисколько не угасает, и сегодня десятки тысяч мусульман знают Коран наизусть, и многие чтецы имеют документы, подтверждающие непрерывность и надёжность тех кирā’āтов, которым они следуют.

Обычно изучение Корана начинают с коротких сур, находящихся в конце священной книги. На начальном этапе от учащегося требуется ежедневно запоминать по три-четыре коротких аята, а затем соединять всё выученное вместе, многократно повторяя пройденный материал. Приступая к самостоятельному чтению, рекомендуется перечитать уже выученные аяты и приступить к мысленному запоминанию нового отрывка. При такой методике изучение новых аятов развивает способность запоминать, а регулярное повторение позволяет добиться быстрого оживления выученного текста в памяти.

Рекомендуется, чтобы каждый месяц учащийся наращивал ежедневный объём заучиваемого текста до тех пор, пока он не достигнет максимального количества строк, которые может запомнить за один раз. Преподаватель должен следить за тем, чтобы учащийся не перегружал свою память и не приступал к изучению нового фрагмента до тех пор, пока предыдущий не будет окончательно закреплён.

Скорейшему закреплению выученных сур способствуют частые повторения, чтение наизусть, осмысление смыслов откровений, ознакомление с их толкованиями, выполнение содержащихся в них предписаний. В одном из достоверных хадисов говорится, что Коран покидает сердца тех, кто не уделяет ему должного внимания, быстрее, чем верблюдица избавляется от своих пут. Известно, что сподвижники Пророка, мир ему и благословение Аллаха, заучивали пять-десять аятов и не приступали к изучению следующего фрагмента до тех пор, пока не приводили свои поступки в соответствие с приобретёнными знаниями.

Важно, чтобы самостоятельная работа с текстом носила непрерывный характер и чтобы учащийся грамотно составил распорядок дня, чередуя периоды умственной активности с периодами отдыха. Считается, что приступать к изучению новых аятов лучше всего на рассвете, после хорошего сна, когда легко сконцентрироваться на учебном материале. Также эффективно заучивание аятов перед сном с последующим повторением их на рассвете. Повторять заученное можно при любом удобном случае, чтобы эффективно использовать периоды максимальной концентрации для работы над новыми аятами.

Поскольку многие коранические аяты похожи друг на друга, необходимо обращать особое внимание на незначительные различия между ними и уделять повторению этих фрагментов больше времени. Для действенного использования зрительной памяти желательно пользоваться экземплярами Корана, написанными одним шрифтом. Это позволяет запоминать не только текст откровения, но и порядок расположения слов на странице.

Мы уже отмечали, что запоминание Корана требует недюжинного терпения и чёткого осознания цели, к которой стремится учащийся. Поэтому от каждого, кто желает стать знатоком Корана и добиться безупречной рецитации, требуется всячески сторониться факторов, ослабляющих память и подрывающих его решимость. Специалисты рекомендуют, чтобы изучающий Коран не впадал в гнев, отчаяние и другие состояния, в которых люди забывают даже самые простые вещи.

Желательно, чтобы учащийся всегда находился в хорошем настроении и оптимистично смотрел на жизнь, потому что настроение человека оказывает воздействие на его поведение и на работу мозга. Как отмечают богословы, негативное влияние на психологическое состояние верующего оказывают грехи и непристойные поступки, запрещённые Кораном, и поэтому для изучающего священную книгу крайне важно избегать всего, что противоречит мусульманской нравственности.

Ему также рекомендуется вести активный образ жизни, делать физические упражнения, улучшающие работу сердечно-сосудистой системы и обмен веществ, соблюдать сбалансированную диету, избегать переедания и жирной пищи. Практика показывает, что оптимальный возраст для изучения Корана — от 5 до 23 лет, но описанная выше техника позволяет добиться этой цели и лицам старшего возраста.

Согласно традиции, изучающие Коран разделяют щедрую награду с улемами, которые обучают священной книге. В «Cаxиxе» аль-Бухари сохранилось высказывание Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Лучший из вас — тот, кто изучает Коран и обучает ему других». Поэтому считается, что наилучшей награды удостаивается учёный, который обучает Корану искренне ради Аллаха, не беря материальное вознаграждение за свой труд.

Мнения учёных относительно допустимости получения денег за обучение чтению Корана сильно различаются. Абу Ханифа и ранние ханафиты не разрешали брать за это материальное вознаграждение. Некоторые законоведы разрешают брать плату, если преподаватель не ставит такое условие заранее. Шафииты считают дозволенным заранее оговаривать условия обучения Корану и брать плату за это, если только преподаватель не единственный, кто может обучить чтению Корана в городе или в селе. Этого мнения также придерживаются поздние ханафиты и большинство современных законоведов. Оно опирается на общий смысл слов достоверного хадиса: «Самым достойным заработком является то, что заработано на писании Аллаха».

Всё сказанное выше относится к тем случаям, когда преподаватель получает плату за обучение Корану непосредственно от ученика. В то же время между законоведами нет разногласий относительно законности получения зарплаты за обучение Корану от государства или от религиозного центра мусульман.

Как видим, улемы придавали большое значение преподаванию Корана и стремились всячески оградить от этой сферы тех, кто движим только корыстными интересами. Заботливое отношение к Корану свидетельствует о важной роли, которую священное писание играет в жизни мусульман. Изучая откровение, они стремятся не просто пополнить свой багаж знаний и овладеть искусством красивого чтения. Они пытаются обогатить свой внутренний мир и приблизиться к пониманию важнейших вопросов бытия.

Иными словами, изучение священной книги — это особый образ жизни, достигаемый за счёт следования кораническим заповедям, соблюдения мусульманской морали, постоянного духовного самосовершенствования и регулярного повторения выученных сур.