В зависимости от содержания коранические каcаc можно разделить на три группы.

Первая — это рассказы о пророках и древних народах, к которым они были посланы. Чаще других встречаются истории из жизни заключительного Божьего Посланника Мухаммада, библейских персонажей Адама, Нуха, Ибрахима, Лута, Мусы и Харуна, ‘Исы, аравийских пророков Худа, Салиха и Шу‘айба. В них разъясняются проповеди, с которыми пророки обращались к своим народам, и описываются чудеса, которые они показывали в подтверждение своей правдивости. Особое место в этих историях отводится противостоянию между пророками и их противниками, которое всегда завершается победой добра над злом.

Ко второй группе относятся рассказы о древних народах, городах и личностях, которые не были пророками. Сюда относятся, например, история о Талуте и Джалуте (библ. Саул и Голиаф) (сура 2 «Корова», аяты 246-251), двух сыновьях Адама (сура 5 «Трапеза», аяты 27-31), людях пещеры (сура 18 «Пещера», аяты 9-26), праведнике Зу-ль-Карнайне (сура 18 «Пещера», аяты 83-98), богаче Каруне (библ. Корей) (сура 28 «Рассказ», аяты 76-82), воинстве слона (сура 105 «Слон», аяты 1-5) и др.

Третья группа — это рассказы о событиях из жизни Пророка Мухаммада и его современников. Некоторые из этих историй описываются в подробностях, например, битва при Бадре (суры 3 «Семейство ‘Имрана» и 8 «Трофеи»), битва при горе Ухуд (сура 3 «Семейство ‘Имрана»), битва при Хунайне и поход на Табук (сура 9 «Покаяние»), битва у рва (сура 33 «Союзники»), подписание мира в Худайбии (сура 48 «Победа»), сражение с бāнy ан-надuр (сура 59 «Сбор»). Другие исторические события, такие как хиджра в Медину или ночное посещение Иерусалима, упоминаются в отдельных аятах.

Другая классификация каcаc основана на их композиционных особенностях. Одни каcаc представляют собой короткие рассказы, в которых все действия разворачиваются вокруг одного главного события, другие — развёрнутые повествования, в которых эпизоды сменяют друг друга, а третьи — короткие фрагменты, не отличающиеся сюжетным движением.

Пример короткого рассказа — история об испытании Пророка Ибрахима повелением принести в жертву его первенца (сура 37 «Стоящие в ряд», аяты 100-107). В этом рассказе, состоящем всего из шестидесяти слов, можно выделить экспозицию (мольба Ибрахима), основную часть (готовность Ибрахима и его сына покориться воле Господа) и концовку (чудесное спасение Исма‘иля). В основной части раскрывается центральная идея рассказа, а в концовке обозначается нравственный и духовный характер изложенного события, описываются его последствия для героев.

История о Пророке Ибрахиме занимает одно из ключевых мест в Коране. Его образ олицетворяет наивысшую любовь и покорность Творцу. Ибрахим отвернулся (xанафа) от богов своего народа ради поклонения Единому Богу, заслужив прозвище xанuф ‘обратившийся от язычества к Богу’ (по точному определению К. С. Кашталёвой). Его сердце было проникнуто (тахалляля) любовью к Аллаху, благодаря чему он был известен как халuлаллāх ‘любимец Аллаха’. Идея поклонения единому Богу является центральной в истории этого Пророка, и каждый эпизод в ней указывает на значимость монотеистической традиции для духовного развития личности и общества.

На примере этой истории видно, как короткие рассказы из разных сур дополняют друг друга. Преследуя воспитательно-дидактические цели, Коран не раз возвращается к событиям из его жизни. Однако ни один из этих рассказов не повторяет другой полностью. Напротив, каждый из них содержит новые подробности из его жизни, раскрывает глубинные черты его характера, уточняет особенности его учения и проповедей. Так, в суре «Марьям» описывается разговор Ибрахима с его отцом Азаром (аяты 41-49), в суре «Поэты» — полемика между ним и его соплеменниками (аяты 69-87), в суре «Скот» — монолог о бесполезности идолопоклонства (аяты 75-79), в суре «Пророки» — разрушение идолов и спасение Ибрахима из огня (аяты 57-73), в суре «Корова» — спор между ним и царём Нимрудом (аят 258), в суре «Ибрахим» — выселение Хаджар (библ. Агарь) и её сына в пустыню (аяты 35-41), в суре «Стоящие в ряд» — испытание Ибрахима повелением принести в жертву Исма‘иля (аяты 100-107), в суре «Корова» — строительство Каабы (аяты 127-129). Собранные воедино эти рассказы приобретают форму целостного и законченного повествования, в основу которого положена идея поклонения одному Аллаху.

Отдельные короткие рассказы имеют форму диалога или монолога. В них наглядно описываются методы проповеднической деятельности, разъясняются характер и содержание проповедей, простота и убедительность коранических аргументов. Интересен во многих отношениях диалог между Мусой и Фараоном (сура 26 «Поэты», аяты 16-35). В нём разъясняются основы монотеистической традиции, с которой Пророк израильтян начинает свою проповедь. Это приводит его противника в смятение. Его душа полна сомнений, а мысли непоследовательны и запутанны. Не имея убедительных аргументов, он пытается внести сумбурность в разговор и вовлечь в него свою свиту. Он обвиняет своего собеседника в безумии и угрожает ему заключением, но ничто не отвлекает Мусу от его главной цели. Он последовательно разъясняет важнейший из постулатов веры, а когда все хитрости и уловки Фараона заканчиваются, он предлагает ему воочию убедиться в своей правдивости и окончательно разбивает его. Этот диалог интересен и тем, что в нём обозначена проблема мотивации человеческого поведения. В то время как Муса ведёт себя уверенно и спокойно на протяжении всего разговора, Фараон сначала проявляет фальшивую вежливость и снисходительность, потом переходит к язвительным насмешкам, а потом и вовсе срывается. Его психологическое состояние быстро меняется, и стремительный темп диалога эффектно подчёркивает эти перемены.

Для рассмотрения монолога в Коране обратимся к монологу Ибрахима, обращённому к его соплеменникам (сура 6 «Скот», аяты 75-79). Стремясь разъяснить истинную суть язычества, он прибегает к эффектному полемическому приёму — допущению. Не сомневаясь в единстве Бога, он вначале повторяет слова своих соплеменников, чтобы потом изобличить их заблуждение. Выбор монологической речи в данном случае весьма удачен. Выстраивая свои рассуждения, Ибрахим словно полемизирует с самим собой и упреждает доводы язычников, которым остаётся только согласиться с ним.

Некоторые каcаc целиком описаны в одной суре (например, история о праведнике Зу-ль-Карнайне или о богаче Каруне) и не повторяются в других местах. По мнению комментаторов, в этих случаях одного упоминания вполне достаточно для достижения целей откровения. Например, рассказ о праведнике, проходившем мимо разрушенного до основания селения (сура 2 «Корова», аят 259), с одной стороны, содержит описание этого удивительного события, а с другой стороны — свидетельствует о всемогуществе Аллаха и воскрешении мёртвых. Совершенно ясно, что для достижения первой цели достаточно и одного упоминания о свершившемся факте. Что же касается всемогущества Аллаха, то Коран многократно возвращается к этому вопросу, используя самые разные стилистические приёмы. Следовательно, нет и необходимости повторять эту историю в других сурах.

Примером развёрнутого повествования является история Пророка Юсуфа, которая целиком изложена в одноимённой суре. Этот рассказ можно сравнить с классической драмой: в его сюжете выделяются экспозиция (сон Юсуфа и его диалог с отцом), завязка (заговор братьев Юсуфа), развитие действия (продажа Юсуфа в рабство, его жизнь в доме вельможи и заточение в темницу), кульминация (освобождение из темницы, назначение на должность министра и встреча с братьями) и развязка (воссоединение Юсуфа с семьёй). В кульминации рассказа развитие сюжета ускоряется, а напряжённость, созданная в его первой половине, постепенно уменьшается.

Рассмотренные выше примеры каcаc характеризуются смысловой завершённостью. Наряду с ними встречаются и фрагменты, не отличающиеся сюжетным движением и завершённостью. Обычно они дополняют рассказы, приведённые в других сурах, содержат упоминания о событиях из жизни пророков или указывают на оказанные им милости. В некоторых сурах такие фрагменты следуют после коротких рассказов о других пророках (например, сура 19 «Марьям», аяты 51-57).