Рассказ как один из популярных прозаических жанров занимает важное место в литературе многих народов. Короткий сюжет рассказов, сцементированный единой идеей, легко западает в душу читателей и вызывает самые разные переживания. Люди сравнивают судьбы их персонажей с возникающими жизненными ситуациями и стремятся походить на любимых героев. Любовь к живым и поучительным рассказам присуща человеческой природе и проявляется уже в детском возрасте. Поэтому наставления в форме рассказов считаются более эффективными, чем учебные и философские тексты.

Истории о древних городах и населявших их народах часто встречаются в Коране. В них прослеживается судьба этих народов и посланных к ним пророков, содержатся описания отдельных эпизодов из их жизни. Не углубляясь в незначительные подробности и переступая границы пространственно-временных ограничений, коранические рассказы проливают свет на важнейшие страницы духовной истории, затерявшиеся в глубине веков и едва сохранившиеся в памяти человечества. Рисуя картины древнего мира и воссоздавая события давно минувших дней, они утверждают вечные истины и непреходящие ценности, прослеживают долгий и тернистый путь духовных исканий человека. Этим и объясняется то, что исторические повествования в Коране получили название каcаc.

Слово каcаc означает ‘последовательное, основанное на фактах изложение какого-либо свершившегося события’. Близким по значению является слово киccа ‘история’, ‘рассказ’. Они не используется в отношении вымышленных, нереальных историй, потому что этимологически восходят к слову каcc ‘следование по пятам’. В таком значении слово каcаc использовано, например, в аяте فَارْتَدَّا عَلَى آثَارِهِمَا قَصَصًا «...и они вернулись назад по своим следам» (сура 18 «Пещера», аят 64). Однокоренное слово киcac ‘месть’ приобрело такое значение, потому что возмездие следует за преступлением. Каcаc в Коране — это истории о древних народах, предыдущих пророчествах и событиях, произошедших при жизни Пророка Мухаммада.

Согласно мусульманской традиции, сюжеты коранических рассказов почерпнуты из истории. Тем не менее, их цель не сводится к описанию исторических личностей и событий, установлению их хронологии или датировки. Эти рассказы не похожи на хроники, летописи или художественные произведения. Их значение определяется общими целями откровения. Их цель — духовное руководство, а их смысл — в поучительных уроках и назиданиях. Коран характеризует их самыми прекрасными эпитетами. Так, рассказ о Пророке ‘Исе назван правдивым (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 62), рассказ о двух сыновьях Адама — истинным (сура 5 «Трапеза», аят 27), рассказ о Пророке Йусуфе — самым прекрасным (сура 12 «Йусуф», аят 3), а рассказ о праведнике Зу-ль-Карнайне — поучительным (сура 18 «Пещера», аят 83).

Эти удивительные истории — духовная пища для обладающих разумом. Они побуждают к совершению добрых поступков, приподнимают завесу над многими тайнами истории, помогают вникнуть в суть событий сегодняшнего дня. Они формируют особое видение духовной истории человечества, которая, начавшись с сотворения человека в раю, являет собой непрекращающуюся борьбу между добром и злом.

Несмотря на значительное сходство с библейскими сказаниями, рассказы о пророках в Коране выделяются композиционными и содержательными особенностями. В композиционном отношении библейские рассказы имеют цельный вид, тогда как в Коране «их элементы вкраплены в отдельные суры в виде своего рода иллюстративного материала» (по Б. Я. Шидфар). По мнению западных исследователей, содержательные различия между кораническими и ветхозаветными сказаниями сводятся к второстепенным деталям и объясняются отсутствием прямых контактов между Мухаммадом и переписчиками священных писаний. У. М. Уотт сводит основное различие между ними к отсутствию в Коране понятия жертвы и совершающих это жертвоприношение служителей.

На наш взгляд, различия затрагивают и основные вопросы вероучений, в том числе саму концепцию пророчества. В отличие от ветхозаветных книг, в которых некоторые пророки совершают недостойные поступки, в Коране пророки предстают как образец благочестия и праведности. Аллах оберегает их от низких поступков и помыслов, не давая повода усомниться в их правдивости. Вместе с тем в Коране неоднократно подчёркивается единое происхождение священных книг и общечеловеческий характер проповедуемых ими ценностей. Коранические аяты не противопоставляются предыдущим писаниям, они подтверждают их истинность и оберегают их.

Общность коранических и библейских сказаний делает исторические и археологические подтверждения библейской истории актуальными и для мусульман. Результаты раскопок в Египте, Палестине, Месопотамии и Аравии подтверждают содержащиеся в Коране описания древних городов и отдельных событий. Последнее громкое открытие в этой области было сделано в начале 90-х гг. прошлого века Николасом Клэппом, обнаружившим в песках Южной Аравии останки древнего города, описанного в Коране. До этого открытия предание о городе Ираме, вотчине могущественных адитов, не имело научных подтверждений и на Западе считалось благочестивой легендой.

Коранические рассказы содержат назидания и поучения, играют важную роль в духовном воспитании мусульман. В них подчёркивается превосходство нравственных добродетелей, проповедуется важность уважительного отношения к человеку, независимо от его взглядов и убеждений. Восстанавливая связь времён, они укрепляют веру в добро и торжество справедливости, воспитывают человеколюбие, терпимость, целеустремлённость. Эта особенность каcаc подчёркивается в аяте «Мы рассказываем тебе повествования о посланниках, чтобы укрепить ими твоё сердце» (сура 11 «Худ», аят 120).

Формируя особый взгляд на мировую историю, коранические сказания лежат в основе концепции исламского историзма, улавливающей духовно-нравственные закономерности становления, развития и упадка человеческих обществ. В Коране эти неизменные закономерности получили название сунаналлāх (сура 35 «Творец», аят 43). Ярко выделенная в каcаc идея единства исторического бытия позволяет познавать события настоящего, обращаясь к прошлому. В них не просто описываются жизненные ситуации, но вскрывается мотивация тех или иных поступков, разъясняется ценностный выбор людей. Благодаря этому каcаc позволяют взглянуть на события прошлого глазами их участников, пережить событие вместе с ними и извлечь из этого полезные выводы.

Содержащиеся в каcаc проповеди и диалоги — прекрасное пособие не только для молодых людей, но и для воспитателей и педагогов. Построенные по принципу от простого к сложному, они содержат разные приёмы дидактики, аргументации и убеждения. Они учат сосредотачиваться на основных вопросах, принимать во внимание психологическое состояние аудитории, не упускать из виду малейшие изменения в её поведении. А поскольку интерес к поучительным историям проявляют люди всех возрастов, они могут использоваться на любых уровнях обучения.

В силу своей очевидной значимости для понимания мусульманского вероучения каcаc на протяжении многих веков остаются в центре внимания знатоков тафсира и других улемов. Ещё в эпоху сподвижников Мухаммада изучением рассказов о пророках на основе иудео-христианской традиции занимался ‘Абдаллах ибн ‘Амр, со слов которого до нас дошли удивительные истории. Многие из них были собраны в сборнике Тāрих аль-умам ва-ль-мулюк (История народов и царей) Ибн Джарира ат-Табари.

Особое значение исследованию и анализу рассказов о пророках придавал выдающийся комментатор Корана Абу Зайд ас-Са‘алиби (ум. 1470). Среди современных улемов данной проблеме посвящены сочинения египетского писателя Мухаммада Ахмада Халафаллаха (ум. 1983), тунисского богослова Мухаммада аль-Хадира Хусайна (ум. 1958), индийского мыслителя Абу аль-Хасана ан-Надви (ум. 1999). Одно из самых авторитетных сочинений о коранических сказаниях — книга Касас аль-анбия (Рассказы о пророках) Ибн Касира.