Несмотря на то, что насх получил признание в мусульманском богословии, между улемами существуют определённые разногласия по поводу критериев установления факта отмены.
В сочинениях Абу Джа‘фара ан-Наххаса, Хибаталлаха аль-Мукри и Мухаммада ибн Хазма (ум. 932) список отменённых аятов весьма велик, но во многих случаях они говорили о насхе на основании бездоказательных доводов.
Некоторые комментаторы указывали на наличие в Коране до 500 отменённых аятов. Другие улемы, наоборот, проявляли крайнюю осторожность в данном вопросе. Шах Валиаллах ад-Дихлави (ум. 1762), например, относил к разряду мансyх лишь пять аятов.
В связи с этим многие поздние комментаторы устанавливают факт отмены заповедей лишь при наличии ряда условий, важнейшим из которых является наличие двух взаимоисключающих положений, которые никак не удаётся совместить. В тех случаях, когда различие в аятах можно истолковать, не прибегая к насху, говорить об отмене заповеди неправильно. Рассмотрим это на примере истории о последовательном запрещении употребления вина и всего, что опьяняет и лишает рассудка.
В доисламские времена употребление вина было широко распространено среди арабов, и они даже называли виноградное дерево «деревом щедрости». В первые годы пророчества проповедь Мухаммада была построена на разъяснении основ веры, изобличении идолопоклонства и укреплении нравственных добродетелей, понятных и близких арабам той эпохи. В условиях непрекращающихся гонений на мусульман призыв к запрету на употребление вина могло полностью отвернуть людей от и без того малочисленной общины мусульман. Поэтому установление более строгих норм шариата началось главным образом после переселения в Медину.
Ниспосланию запрета на употребление опьяняющих напитков предшествовало разъяснение причиняемого ими вреда: «Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: “В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы”» (сура 2 «Корова», аят 219)
. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, лишь разъяснял мусульманам, что пристрастие к вину отдаляет их от поминания Аллаха, сеет между ними вражду и ненависть, вредит их рассудку и благосостоянию.
Спустя некоторое время было запрещено молиться в состоянии опьянения (сура 4 «Женщины», аят 43)
, и у желающих выпить вино оставалась единственная возможность делать это по ночам. Когда же был ниспослан окончательный запрет: «Поистине, шайтан при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет лишь посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и от молитвы. Неужели вы не прекратите?» (сура 5 «Трапеза», аят 91)
, мусульмане без колебания подчинились ему и вылили хранившееся у них вино на улицы города.
На первый взгляд, аят, содержащий окончательный запрет, отменил предыдущий аят: «О вы, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными» (сура 4 «Женщины», аят 43)
. На самом же деле упомянутый в нём запрет не был отменён, просто его действие было расширено, а тяжесть данного проступка возросла. Больше того, как отмечали некоторые комментаторы, этот аят включает в себя и запрет на приближение к мечети в состоянии опьянения, который тоже не был отменён.
Основанием для утверждения факта отмены может быть только наличие двух взаимоисключающих положений.
Например, после ниспослания аята «Отныне тебе не дозволено [жениться] на других женщинах и заменять их другими жёнами, даже если их красота поразит тебя» (сура 33 «Союзники», аят 52)
Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, было запрещено заключать брак с другими женщинами. По мнению улемов, спустя некоторое время Аллах освободил его от этого ограничения (сура 33 «Союзники», аят 50)
, однако он вплоть до своей смерти не воспользовался этим, чтобы не огорчать своих жён. Тем не менее запретительная заповедь, содержащаяся в более раннем аяте, была полностью отменена.
При выявлении подобных мест в Коране комментаторы говорят о насхе. Но тут возникает важный вопрос: какой из аятов предшествовал другому по времени ниспослания и, соответственно, является отменяющим?
Согласно принципам мусульманской экзегетики, судить об этом можно только на основании одного из трёх свидетельств:
а) указание в тексте самих аятов, например, аят «Если будет среди вас двадцать терпеливых, то они одолеют две сотни; если же их среди вас будет сотня, то они одолеют тысячу неверующих» (сура 8 «Трофеи», аят 65)
был отменён следующим аятом, начинающимся словами «Теперь Аллах облегчил ваше [бремя], ибо Ему известно, что вы слабы. Если среди вас будет сто терпеливых, то они одолеют две сотни; если же их среди вас будет тысяча, то с позволения Аллаха они одолеют две тысячи. Поистине, Аллах — с терпеливыми»;
б) единое мнение улемов (иджмā‘), как в случае с кораническим предписанием составлять завещание в пользу родителей и ближайших (наследующих) родственников;
в) достоверное высказывание кого-либо из сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, содержащее недвусмысленное указание на порядок ниспослания соответствующих аятов. Это могут быть слова ‘такой-то аят был ниспослан до или после такого-то’ или сообщения о ниспослании этих аятов до или после известных исторических событий, связанных с жизнью Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.
Высказывания сподвижников о том, что один аят отменяет другой, не считаются основанием для утверждения факта отмены, потому что они могут быть основаны на иджтихāде, а наличие насха не может быть установлено таким способом. В данном вопросе также не принимается во внимание порядок расположения аятов в списках Корана, поскольку он отличается от той очерёдности, в которой суры и аяты были ниспосланы Пророку, мир ему и благословение Аллаха.
К отменяющим аятам не относятся тексты, в которых упраздняются противоречащие принципу единобожия обычаи доисламской эпохи. Некоторые комментаторы не разделяли этого мнения и относили к разряду отменяющего аяты, запрещающие жениться на жёнах отцов, запрещающие возобновлять брак после третьего развода и т. д. Макки ибн Абу Талиб и некоторые другие улемы не были согласны с этим, потому что в таком случае весь Коран можно считать отменяющим, ибо весь текст его или бóльшая его часть упраздняет законы язычников и предыдущие законодательства.
Таким образом, для утверждения факта отмены в Коране необходимо наличие следующих условий:
а) наличие двух взаимоисключающих положений, которые не могут быть совмещены посредством методов тафсира;
б) доказательство того, что одно из двух положений было ниспослано позже другого;
в) отменённое положение должно быть божественной заповедью, а не обычаем доисламской эпохи.
Каждое из этих условий вытекает из определения насха, которое мы привели в начале данного параграфа. Знание их помогает правильно устанавливать факт отмены и отличать насх от похожих явлений. Одним из таких явлений, которое часто встречается в Коране и нередко истолковывается как насх, является уточнение (тахcиc).
Например, некоторые комментаторы считают, что аят «Не женитесь на многобожницах, пока они не уверуют» (сура 2 «Корова», аят 221)
был отменён позволением жениться на целомудренных женщинах из числа «людей писания» (сура 5 «Трапеза», аят 5)
. Другие же полагают, что здесь имеет место уточнение запрета, имеющего общий смысл, и это мнение считается более авторитетным.
В ряде случаев сходство между отменой заповеди и её уточнением настолько велико, что не всем законоведам и комментаторам удавалось провести грань между ними. Как мы уже отмечали, одни истолковывали все случаи насха в Коране как уточнения аятов с общим смыслом. Другие, напротив, относили к разряду отменяющего и отменённого многочисленные случаи уточнения в Коране.
Для устранения неопределённости в данном вопросе необходимо отчётливо понимать различия между этими понятиями.
Во-первых, насх распространяется на шариатское постановление целиком, аннулируя предыдущее положение и выдвигая новое предписание, а тахcиc касается лишь частных случаев применения установленного ранее положения.
Во-вторых, насх возможен только по отношению к текстам, содержащим повеление или запрет, если даже они выражены в повествовательной форме, а тахcиc распространяется и на повествования.
В-третьих, отменённая заповедь по времени ниспослания обязательно предшествует отменяющей, а при тахcиc последовательность ниспослания аятов не имеет значения.
В-четвёртых, отменяющими могут быть только тексты Корана и Сунны, тогда как уточнение заповеди или повествования с общим смыслом возможно и на основании других аргументов, например, единого мнения улемов (иджмā‘), логических аргументов и чувственного восприятия.
Например, в Коране сказано о ветре, который был послан для уничтожения народа Худа: «Он уничтожит всякую вещь по велению своего Господа» (сура 46 «Барханы», аят 25)
. Эти слова имеют общий смысл, но совершенно ясно, что они не распространяются на многие творения, которые не были уничтожены тем смертоносным ветром, например, на небеса и на землю.
Некоторые комментаторы ошибочно относят к отменённым те аяты, которые содержат предписания, вступающие в силу только при наличии определённых условий.
Так, существует мнение, что предписание проявлять терпение и не отвечать на обиды и притеснения, действовавшее в мекканский период пророчества, после переселения в Медину было отменено позволением сражаться с врагами, посягающими на права мусульман.
Другие улемы считают, что в данном случае заповедь не была отменена, а её действие было отложено и что она снова вступает в силу, когда мусульмане не имеют возможности оказать сопротивление врагу, остановив большее зло меньшим.
В ряде случаев за отмену аятов принимают разъяснения, содержащиеся в других аятах на эту же тему. Так, некоторые считают, что позволение кормить семью из имущества несовершеннолетнего сироты, если опекун лишён материального достатка, вытекающее из слов «Кто богат, пусть воздержится, а кто беден, пусть ест по справедливости» (сура 4 «Женщины», аят 6)
, было отменено 10-м аятом той же суры: «Поистине, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, поедают в своих животах огонь». Вместе с тем очевидно, что второй аят лишь разъясняет смысл первого, поскольку в нём подчёркивается опасность несправедливого, расточительного пользования имуществом сироты.
Наконец, некоторые авторы относили к разряду отменяющего и отменённого тексты, которые дополняют и подтверждают друг друга. Например, предписание делать пожертвования из того, чем Аллах наделил человека, некоторые улемы ошибочно называют отменённым, связывая насх с аятом о закяте (сура 9 «Покаяние», аят 60)
. Они считают, что эти положения исключают друг друга, хотя на самом деле повеление раздавать пожертвования гораздо шире и охватывает не только закят и другие обязательные расходы, но и добровольную милостыню.
Таким образом, отмену заповеди в Коране не следует путать с упразднением обычаев доисламской эпохи, с уточнением положений, имеющих общий смысл, с откладыванием положений, вступающих в силу при наличии определённых условий, а также со случаями дополнения и разъяснения одних аятов другими.