В большинстве своём комментаторы указывают на три вида насха в Коране: отмена религиозного предписания при сохранении в силе текста аята, отмена текста аята при сохранении религиозного предписания и отмена текста аята вместе с религиозным предписанием. Рассмотрим каждый из этих видов и проследим характер содержательных изменений в Коране на отдельных примерах.
1. Отмена религиозного предписания при сохранении в силе текста аята. Таким аятам посвящена большая часть сочинений на данную тему, и большинство комментаторов единодушно в том, что такого рода насх действительно имеет место в Коране. Однако между улемами не было согласия относительно количества отменённых аятов. Как мы уже отмечали, некоторые авторы признавали насх на основании весьма сомнительных доводов. Например, имеются суждения о том, что так называемый ‘аят меча’ (сура 9 «Покаяние», аят 5)
отменяет 113 других аятов в Коране. В связи с этим авторитетные имамы склонялись к очень строгому и критическому изучению данной проблемы на основании принципов, изложенных нами в предыдущем подразделе. Ас-Суюти, например, однозначно говорит об отмене лишь двадцати аятов Корана. По мнению аз-Зуркани, восемь из них не являются случаями отмены заповеди, а по ряду других аятов между комментаторами существуют разногласия.
Сохранение в тексте Корана аятов, имевших силу на ранних этапах становления ислама, комментаторы объясняют божественной мудростью и усматривают в этом большую пользу. Прежде всего, мусульмане имеют возможность заслужить награду за чтение этих аятов и размышление над ними. Они также имеют возможность лишний раз убедиться в совершенстве слога и выразительности языка Корана. Кроме того, эти аяты указывают на то, как по мере развития мусульманской уммы разрывались связи с языческой эпохой, как устанавливались и крепли отношения между самими мусульманами. Они помогают понять коранические принципы духовного воспитания и развития личности и общества.
2. Отмена текста аята при сохранении религиозного предписания. Между улемами, признающими наличие этого вида насха, нет разногласий по поводу того, что удаление аятов из текста Корана имело место только в период ниспослания Корана и только в соответствии с волей Аллаха. Мусульмане единодушны в том, что текст писания не подвергался редакции ни по инициативе самого Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, ни по инициативе кого-либо из мусульман после его смерти. Вместе с тем большинство улемов считают, что некоторые аяты были удалены из текста Корана при жизни Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, по воле Аллаха. Основанием для таких суждений являются хадисы, которые приводятся в авторитетных сборниках.
Например, в «Cаxиxе» Муслима приводится хадис о том, что в Коране был аят, устанавливавший молочное родство после десяти кормлений. Он был отменён аятом о пяти кормлениях, который, по словам матери правоверных ‘Аиши, читался вплоть до смерти Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. В то же время известно, что в тексте Корана аята о пяти кормлениях нет. Комментаторы объясняли слова ‘Аиши тем, что отмена данного аята, сопровождавшаяся исключением его из текста Корана, произошла незадолго до смерти Мухаммада и некоторые из сподвижников не знали об этом. Вместе с тем положение об установлении молочного родства после пяти полноценных кормлений осталось в силе. Оно подтверждается рядом хадисов, и этого мнения придерживаются богословы шафиитского и ханбалитского мазхабов.
Предметом разногласий между улемами является история об исключении из Корана текста аята о побитии камнями прелюбодеев, прежде познавших супружескую близость. Правоведы четырёх суннитских мазхабов единодушны по поводу такого вида наказания в шариате, однако некоторые современные исследователи считают, что данное положение подтверждается только Сунной. Обосновывая свою позицию, они указывают на различия между формулировками аята, считающегося отменённым, и на его лексические особенности, не характерные для коранического текста. Тем не менее хадисы, подтверждающие отмену данного аята, переданы со слов таких знатоков Корана, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Зайд ибн Сабит, Убайй ибн Ка‘б. В рассказе последнего сообщается, что отменённый аят читался в суре «Союзники».
К аргументам в пользу данного вида насха некоторые комментаторы относят многочисленные рассказы сподвижников о том, какие суры и аяты поначалу читались в Коране, а впоследствии были отменены. Например, Убайй ибн Ка‘б и ‘Аиша рассказывали, что сура «Союзники» по своей длине была равна суре «Корова». Из хадиса Хузайфы ибн аль-Ямана следует, что в окончательном варианте суры «Покаяние» сохранилась приблизительно четверть ниспосланных прежде аятов.
Согласно мусульманской традиции, значительная часть откровения была исключена из текста Корана при жизни Мухаммада и по его же распоряжению не была зафиксирована в письменных документах. Сподвижники, знавшие наизусть эти фрагменты откровения, обычно забывали их, сохраняя в памяти лишь обрывки аятов. Комментаторы объясняли это исполнением аятов «Если Мы отменяем или заставляем забыть один аят...» (сура 2 «Корова», аят 106)
и «Мы позволим тебе прочесть [Коран], и ты не забудешь [ничего], кроме того, что пожелает Аллах» (сура 87 «Всевышний», аяты 6-7)
.
3. Аяты, в которых отменены как религиозное предписание, так и текст. К этому виду относится аят о десяти кормлениях, который мы уже упомянули выше. Он был исключён из текста Корана, а содержащаяся в нём заповедь была заменена другой. Макки ибн Абу Талиб говорил, что это единственный пример такого вида насха. Некоторые улемы не признавали его по той причине, что существование и отмена данного аята подтверждаются лишь единичными (āxāд) сообщениями ‘Аиши и Абу Мусы аль-Аш‘ари. Другие, напротив, считали, что об аятах, исключённых из текста Корана, можно судить и по единичным достоверным сообщениям.
Всё сказанное выше относится к случаям отмены одного текста Корана другим. Наряду с ними в трудах по основам тафсира также рассматривается возможность насха Сунны Кораном, а Корана — Сунной. Отмена одних текстов Сунны другими, а также положений, основанных на едином мнении улемов (иджмā‘) и аналогии (кийāс), изучается другой шариатской наукой — основами правоведения (усyль аль-фикх).
Отмена заповедей, не вошедших в Коран, на основании ниспосланных позже аятов подтверждается многочисленными примерами. Мы уже разъяснили аят о перемене киблы, отменивший предписание молиться в сторону Иерусалима. Сюда же относится, например, отмена запрета на половую близость в ночное время в период поста.
Что же касается отмены Корана Сунной, то между улемами были серьезные разногласия и по поводу возможности такого рода насха, и по поводу его наличия в Коране. Правоведы маликитского и ханафитского мазхабов признавали возможность такого рода насха, потому что Сунна является частью откровения и потому что Коран приравнивает повиновение Посланнику к повиновению самому Аллаху.
С другой стороны, аш-Шафи‘и и Ахмад считали, что Сунна может уточнять и комментировать Коран, но не отменять его, поскольку авторитет Сунны основывается на аятах Корана, а не наоборот. В числе аргументов в пользу этого мнения обычно приводится уже рассмотренный нами аят: «Если Мы отменяем или заставляем забыть один аят, то приводим тот, который лучше его, или равный ему» (сура 2 «Корова», аят 106)
.
Полемика по данному вопросу не имеет принципиального значения, поскольку в Коране нет аятов, которые были отменены Сунной. Как отметил аш-Шафи‘и, все случаи отмены положений Корана хадисами обязательно подтверждаются соответствующими отменяющими аятами. И наоборот, когда положения Сунны отменяются Кораном, обязательно есть и другой хадис, который подтверждает отмену. Правоведы указывают на этот факт для обоснования отсутствия каких-либо разногласий между двумя первоисточниками ислама.
Таким образом, несмотря на разногласия относительно наличия насха или его отдельных видов в Коране, наука об отменяющем и отменённом является одной из важнейших коранических наук. Знание её принципов необходимо для истолкования текста писания и для понимания разногласий между правоведами по отдельным богословско-правовым вопросам. Кроме того, теория насха позволяет проследить этапы становления мусульманского шариата и тот путь духовного развития, которым прошли сподвижники Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.
Исследование данной темы в тесной связи с историей становления канонического текста Корана также помогает критически подойти к рассмотрению гипотезы о редакции Корана после смерти Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, получившей развитие в работах Р. Белла, Дж. Бартона и других востоковедов.