Мекканские суры можно отличить от мединских по некоторым приметам, связанным со стилем изложения и особенностями содержания. Для выявления таких примет исследователями были проанализированы тексты сур, которые с полной уверенностью можно отнести к мекканским или мединским. К наиболее характерным особенностям мекканских сур относят следующие шесть признаков:
а) употребление слова كَلّا калла ‘вовсе нет’, означающего резкое отрицание и упрёк. Оно повторяется 33 раза в пятнадцати из мекканских сур и обычно встречается в аятах, которые были ниспосланы в опровержение лживых заявлений язычников, отвергших религию Мухаммада. В мединских сурах подобное отрицание не встречается ни разу;
б) употребление раздельно читаемых букв алфавита, получивших название xурyф муkатта‘а. Они встречаются в 29 сурах Корана, большинство из которых мекканские. Исключение составляют суры «Корова» и «Семейство ‘Имрана», которые совершенно точно являются мединскими, и сура «Гром», относительно которой есть разногласия. Существует мнение, что буквенные зачины указывают на коранический вызов, брошенный арабам-язычникам. Им было возвещено, что они никогда не сумеют сочинить нечто подобное этому Корану, сложенному из обычных арабских слов и букв. Более того, им было предложено сочинить хотя бы десять сур, сравнимых с кораническими сурами, или хотя бы одну такую суру. Этот вызов неоднократно повторяется в мекканских откровениях и лишь раз встречается в мединской суре «Корова»;
в) указания на земные поклоны (в современных изданиях они обозначаются значком саджда). Такие места встречаются в четырнадцати сурах Корана, большинство из которых единодушно признаются мекканскими. Исключение составляют суры «Гром» и «Паломничество», относительно времени ниспослания которых существуют разногласия, причём в последней из этих сур указания на земной поклон встречаются дважды;
г) истории о предыдущих пророках и древних народах, включая историю о прародителе человечества Адаме и Иблисе. Единственным исключением опять-таки является сура «Корова», в которой упоминается как история о сотворении Адама, так и рассказы о нескольких пророках Аллаха;
д) использование обращения ‘о люди’ и одновременно отсутствие обращения ‘о вы, которые уверовали’. Исключением из этого правила может быть названа сура «Паломничество», в которой есть обращение к верующим и которую многие считают мекканской. Однако в действительности эта сура смешанная и содержит немало мединских аятов. Известный комментатор ал-‘Узайри (ум. около 942) в этой связи сказал: «Это одна из удивительных сур. В ней есть ниспосланное ночью и днём, во время поездок и дома, в Мекке и в Медине, во время мира и во время войны, в ней есть отменяющее и отменённое, ясное и неочевидное»;
е) «расчленённые» суры являются мекканскими, на что указывают слова Ибн Мас‘уда: «Суры муфаccал были ниспосланы в Мекке. Мы читали их несколько лет, в течение которых ниспосылались только они». В предыдущем параграфе мы уже говорили, что к их числу относятся последние по расположению суры Корана, состоящие из коротких аятов. Согласно общепринятому мнению, они начинаются сурой «Комнаты». Однако очевидно, что утверждение Ибн Мас‘уда не распространяется на все суры муфаccал. Например, совершенно точно, что сура «Помощь» относится к числу последних по времени сур. После хиджры были ниспосланы и некоторые другие суры, помещённые в конце писания.
Наряду с этими признаками, выделяемыми большинством авторов, мекканские суры отличаются и другими текстуальными особенностями, которые, однако, не считаются бесспорными критериями при классификации аятов. На начальном этапе кораническая проповедь была обращена против язычества и сомнений, которые мешали жителям Мекки отказаться от своих обычаев. В ранних сурах разъясняется пагубность потакания страстям и слепого подражания предкам, настойчиво повторяется призыв к размышлению над удивительным порядком во Вселенной и совершенством человеческого организма, содержатся описания незримого мира, окружающего человека и всецело связанного с его существованием. Мекканские суры Корана словно пытаются пробудить сознание язычников и подвести их к пониманию идей единого Бога и истинного пророчества, воскрешения после смерти и ответственности за свои деяния.
В ранних откровениях часто встречается осуждение жестоких языческих обычаев, таких как кровная месть и межплеменная вражда, убиение новорожденных девочек и покушение на имущество сирот. Проповедь Мухаммада в этот период была сосредоточена на укреплении нравственности и духовности, и Коран прививал его последователям любовь к порядку и послушанию, любовь к ближним и снисходительность к невеждам, сострадание к сиротам и беднякам, искренность в отношениях с Богом и с людьми и т. п. Для укрепления веры первых мусульман, подвергавшихся постоянным преследованиям и жестоким истязаниям, Коран рассказывал о судьбах предыдущих пророков и их народов. Мудрые назидания, положенные в основу этих историй, формировали у верующих представления о неизменных законах, которым подвластны все народы и общества. Эти законы, получившие название сунаналлāх, предвещают гибель преступникам, пренебрегающим заповедями Аллаха и посягающим на права людей, и процветание народам, поклоняющимся одному Аллаху и соблюдающим права людей.
Язык мекканских откровений выразителен и лаконичен, богат изобразительно-выразительными средствами речи. Он завораживает слушателя, увлекает его в красочный мир образов и сравнений, понятных неискушённым жителям пустыни. В этих сурах величайшие клятвы перекликаются с грозными предостережениями, решительные повеления — с риторическими вопросами и восклицаниями. Певучие арабские слова в них соединяются в неповторимые мотивы, которые иногда подобны тихому нашёптыванию, а иногда — напыщенной декламации. Короткие аяты с рифмованными окончаниями то льются тихим ручьём, то полыхают ярким пламенем, то грохочут подобно небесному грому, то накрывают друг друга подобно морской волне. Духовные истины в них материализуются, а неодушевлённые предметы обретают дар речи.
К наиболее характерным особенностям мединских сур относятся:
а) разъяснение условий джихада и правил ведения войн. Джихад упоминается и в мекканских сурах (например, сура 25 «Различение», аят 52), однако здесь речь идёт, скорее, о религиозной проповеди и рвении на пути Аллаха в самом широком смысле;
б) упоминание положений гражданского и уголовного права, например, порядка наследования или телесных наказаний за некоторые преступления (бичевание за поклёп на целомудренных женщин или за употребление вина, отрезание кисти руки за воровство и т. д.);
в) разъяснение принципов межрелигиозного диалога и общежития с «людьми писания». Так мусульмане называют иудеев и христиан из уважения к священным книгам, которые были получены их пророками. Мухаммад начал выстраивать отношения с ними сразу после хиджры в Медину, поскольку в самом оазисе и в его окрестностях находилось несколько иудейских поселений;
г) упоминание о мунāфиках — лицемерах, которые выдают себя за мусульман и прилюдно соблюдают некоторые обряды религии, оставаясь неверующими в душе. Среди последователей Мухаммада не было мунāфиков, пока они были слабы и подвергались гонениям. Когда же старейшины мединских племён приняли ислам и оказали поддержку Мухаммаду, некоторые влиятельные люди последовали их примеру, опасаясь утраты своего влияния и положения. Среди них были ‘Абдаллах ибн Убайй ибн Салул, Джадд ибн Кайс ас-Са‘иди и др. Согласно свидетельствам историков, они всячески мешали мусульманам, разжигая огонь вражды между ними и остальными арабами. Описания их качеств и разоблачение их дурных намерений встречается только в мединских откровениях. Некоторые полагают, что мекканская сура «Паук» является исключением, поскольку в ней тоже упоминаются лицемеры. В действительности же, как показывают исследования, о лицемерах говорится лишь в первых одиннадцати аятах этой суры, которые, по всей видимости, являются мединскими. Все остальные аяты суры «Паук» были ниспосланы до хиджры.
Среди прочих особенностей мединских откровений обычно выделяют величину аятов и сур, а также пространность изложения. По мнению ряда авторов, в отличие от мекканцев, жители Медины не отличались острым умом и красноречием, и поэтому ниспосланные там откровения менее лаконичны и выразительны, чем мекканские. Очевидно, это мнение заслуживает внимания, поскольку искусный ритор всегда учитывает способности и состояние аудитории.