Коранический текст не всегда имел тот вид, который имеют современные издания. И если в иудейской традиции существует мнение, что пророк Моисей получил священный текст Торы целиком в течение сорока дней на горе Синай, то пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, откровение приходило частями, обычно в связи с каким-либо событием. Как мы уже упоминали, первое откровение включало в себя начальные пять аятов из суры «Сгусток крови». Они были получены в пещере Хира в месяце рамадане, в ночь на понедельник, когда Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, было около сорока лет. По мнению большинства исследователей, восприятие откровений продолжалось двенадцать с половиной лет в Мекке и почти десять лет в Медине. Согласно традиции, Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, с нетерпением ждал новых откровений, а когда они начинались, он стремился поскорее запомнить их (сура 20 «Та ха», аят 114)
. С таким же радением относились к чтению и изучению Корана его сподвижники. Они подолгу читали Коран во время ритуальных молитв, по ночам и перед рассветом, когда ничто не отвлекало их от размышления над смыслом аятов. Из-за множества изучающих Коран в мечети пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, стоял такой гул, что иногда он просил собравшихся понизить свои голоса, чтобы не мешать друг другу. За прочтение каждой буквы писания верующим была обещана награда, заступничество в день воскресения и высокое место среди ангелов. Сердце, в котором нет ничего из Корана, Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сравнивал с разрушенным домом, а знатоков писания называл «людьми Аллаха».
Процесс обучения Корану получил название джам‘ ‘собирание’. Очевидно, потому что именно это слово используется в таком значении в самом Коране (сура 75 «Воскресение», аят 17)
. Знавших наизусть большую часть ниспосланных сур обычно именовали кāри’ — ‘чтец’, xāфиз — ‘знающий наизусть’ или джāми‘ — ‘собирающий’. Они пользовались большим уважением среди мусульман, и в хадисах описывается случай, когда выходившая замуж мусульманка согласилась на то, чтобы вместо денежного вознаграждения жених обучил её части Корана. Среди мухаджиров (т. е. совершивших хиджру мусульман) наиболее известными чтецами были четыре праведных халифа Абу Бакр, ‘Умар ибн ал-Хаттаб, ‘Усман ибн ‘Аффан, ‘Али ибн Абу Талиб, а также Ибн Мас‘уд, Салим ибн Ма‘кил, Хузайфа ибн ал-Йаман, Абу Муса ал-Аш‘ари, а среди ансаров (т. е. мусульман родом из Медины) — Убайй ибн Ка‘б, Му‘аз ибн Джабал, Зайд ибн Сабит, Абу ад-Дарда’, Абу Аййуб ал-Ансари, Анас ибн Малик. Среди женщин Коран знали наизусть жены Пророка ‘А’иша, Хафса, Умм Салама. Согласно историческим сообщениям, число чтецов среди сподвижников Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, исчислялось десятками. Достаточно сказать, что не менее полутора десятка чтецов были вероломно убиты у колодцев Ма‘уна в 625 г. Вскоре после кончины пророка в сражении против последователей лжепророка Мусайлимы погибли около семидесяти знатоков писания.
Поначалу Коран передавался только изустным путём, причём большое значение придавалось приёмам артикуляции (ассимиляции, назализации и т. п.), удлинению гласных звуков и расстановке пауз. Благодаря этому сложилась традиция украшения коранической речи, которая известна как таджвид. Однако изустная передача не гарантировала сохранности Корана в будущем. А поскольку Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, не знал грамоты, те мусульмане, которые умели писать по-арабски, помогали ему в качестве секретарей. Письменная фиксация откровений и объединение ниспосылаемых аятов и сур тоже назывались ‘собиранием’. Первым, кто записал откровения в Мекке, был ‘Абдаллах ибн Са‘д, впоследствии ставший видным военачальником и наместником Египта. В Медине этой чести был удостоен Убайй ибн Ка‘б, получивший прозвище «господин чтецов». Традиция сохранила имена около сорока сподвижников, записывавших откровения, и среди них — Абу Бакр, ‘Умар ибн ал-Хаттаб, ‘Усман ибн ‘Аффан, ‘Али ибн Абу Талиб, аз-Зубайр ибн ал-‘Аввам, Му‘авийа ибн Абу Суфйан, Ханзала ибн ар-Раби‘, Шурахбил ибн Хасана, ‘Абдаллах ибн Раваха, Зайд ибн Сабит и др.
Поскольку во времена Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, арабы не имели письменных принадлежностей, сподвижники записывали суры на листьях финиковых пальм, плоских камнях, кусках кожи и материи, верблюжьих лопатках и т. п. Чернила изготавливались из сажи и копоти, а в качестве пера использовали специально заточенные палочки — калам. Получив откровение, Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, призывал к себе кого-либо из секретарей и диктовал ему услышанное. Если откровение представляло собой не целую суру, а лишь отрывок, он указывал, куда именно следовало вписать аяты. Потом он внимательно выслушивал написанное и при необходимости вносил поправки и разъяснял значения отдельных слов. Некоторые мусульмане самостоятельно записывали выученные суры, опираясь на свою память. Такие записи пользовались среди сподвижников меньшим доверием, чем те, которые были составлены под наблюдением пророка. Некоторые, в том числе Ибн Мас‘уд, также дополняли свои записи комментариями Пророка.
При жизни Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, широко распространённой практикой было сопоставление записей Корана с рецитацией отрывков, заученных наизусть. Обычно мусульмане сами проверяли друг друга; некоторых из них Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, обучал и проверял лично. Согласно свидетельству Зайда ибн Сабита, сподвижники в присутствии Пророка раскладывали разрозненные лоскуты в нужной последовательности. Если в записях обнаруживались слова, не относящиеся к Корану, он приказывал стереть их. Сообщается, что некоторое время Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, настолько опасался за чистоту коранического текста, что запретил записывать свои собственные изречения. И лишь тогда, когда число чтецов значительно возросло, он разрешил записывать хадисы о своих поступках и высказываниях. Потребность в периодической проверке выученных наизусть и записанных сур была вызвана не только возможными ошибками и забывчивостью мусульман. Как мы уже упоминали, многие суры ниспосылались частями, и не все чтецы сразу узнавали о размещении новых отрывков. Кроме того, некоторые фрагменты, причём иногда значительные по объёму, изымались из Корана, что получило название насх ‘отмена’. Исключение аятов из священного текста вызывало удивление и проживавших в Медине иудеев, и некоторых мусульман, из-за чего были ниспосланы слова: «Если Мы отменяем или заставляем забыть один аят, то приводим тот, который лучше его, или равный ему. Разве ты не знаешь, что Аллах всемогущ?» (сура 2 «Корова», аят 106)
. Одним словом, потребность в проверке и уточнении выученных сур была настолько велика, что даже Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сверял свои знания, раз в году читая Коран вместе с ангелом Джибрилом. В мусульманском богословии этот процесс получил название ‘ард ‘предъявление’. Согласно традиции, в последний год своей жизни Пророк прочёл Коран вместе с Джибрилом дважды и расценил это событие как указание на скорое завершение своей миссии. Свидетелями тех двух предъявлений считаются Ибн Мас‘уд и Зайд ибн Сабит, и именно последнему позднее было поручено собрать разрозненные листы Корана в единый список.
Таким образом, текст Корана был записан полностью ещё при жизни Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, но сохранялся на отдельных листах. Опираясь на мусульманскую традицию, мы можем назвать по меньшей мере две причины, удерживавшие Пророка от составления единого списка Корана:
а) возможная отмена отдельных аятов или целых фрагментов;
б) изменение порядка аятов и сур в связи с ниспосланием новых частей.
Если принять во внимание сообщения о том, что Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, получил последнее откровение за тридцать или даже за девять дней до своей кончины, после чего сильно заболел, то справедливо допустить, что у него просто не было времени проверить записи Корана вместе со сподвижниками и утвердить окончательный список. Однако сразу после его кончины некоторые чтецы принялись составлять свои собственные списки Корана, которые отличались между собой прежде всего расположением сур. К числу наиболее ранних списков относят записи Зайда ибн Сабита, Ибн Мас‘уда и Убаййа ибн Ка‘ба. Возможно, существовали и другие списки.