Коранические откровения ниспосылались в разное время на протяжении более двадцати двух лет. Последний фрагмент писания был получен Мухаммадом незадолго до его кончины. Некоторые суры были ниспосланы целиком за один раз. В первую очередь это относится к большинству коротких сур, помещённых в конце книги. По мнению большинства улемов, целиком также была ниспослана бóльшая часть суры «Скот». Многие длинные суры ниспосылались фрагментами, различающимися по объёму и числу аятов. Например, сура «Корова» сложена из более восьмидесяти фрагментов, ниспосланных в разное время. В самом Коране особо подчёркивается, что Мухаммад получал откровение частями. Согласно традиции, мекканские язычники, не желавшие соглашаться с Мухаммадом, стали расспрашивать иудеев о священных книгах. Узнав, что Пророк Муса получил Тору целиком, они вопросили с недоумением и упрёком: «Почему Коран не ниспослан ему целиком за один раз?» В ответ им были произнесены аяты, разъясняющие преимущества ниспослания Корана частями (сура 25 «Различение», аяты 32-33)
.
Согласно комментаторам Корана, это было сделано, во-первых, для укрепления сердец Пророка и верующих. Исследования в области психологии религии показывают, что религиозный опыт доставляет верующим людям радость и успокоение, помогает им ощутить божественное присутствие и заботу. Поэтому получение новых откровений усиливало веру и стойкость Мухаммада и его последователей. Хорошо известно, что соплеменники Пророка ислама и некоторые из близких родственников отвернулись от него после начала пророчества. Более десяти лет они враждовали с ним, преследовали его соратников и даже проливали их кровь. В таком положении Мухаммад и его сподвижники нуждались в утешении, которое давал им Коран. Это относится и к историям о пророках, на долю которых выпадали суровые испытания (сура 11 «Худ», аят 120)
, и к повелениям проявлять терпение (сура 16 «Пчёлы», аят 127)
, и к обещаниям близкой победы верующих и уготованной для них награды (сура 5 «Трапеза», аят 67)
, и к угрозам в адрес врагов ислама (сура 54 «Луна», аят 45)
.
Во-вторых, ниспослание Корана частями было предпочтительнее для обучения мусульман писанию и законам религии. В первой половине VII в. лишь немногие арабы владели грамотой. Во внутренних областях Аравии письменные принадлежности вообще были трудно доступны. Поэтому большинство мусульман заучивало Коран наизусть, и поэтапное ниспослание откровения облегчало стоявшую перед ними задачу. С другой стороны, образ жизни и традиции доисламской Аравии сильно отличались от того мировоззрения и социального уклада, которые проповедовал ислам. Искоренение болезней, поразивших языческое общество, требовало не только длительного времени, но и правильной стратегии. На ранних этапах проповедь Мухаммада была сосредоточена на разъяснении принципов монотеизма и веры в последнюю жизнь, укреплении нравственных основ мусульманской уммы и формировании правильного мировоззрения. Что же касается религиозных заповедей, то многие из них были провозглашены лишь после хиджры в Медину. Незадолго до хиджры мусульманам было приказано совершать пять обязательных ежедневных молитв, во втором году от хиджры были вменены в обязанность закят и пост в рамадане. Предписание совершать последний столп ислама — хадж — было оглашено лишь в шестом или девятом году от хиджры. Некоторые обычаи, широко распространённые до ислама, в частности употребление вина, тоже вытеснялись поэтапно. Как показала история, избранный Кораном принцип низведения заповедей от важнейших к менее значимым полностью оправдал себя и ислам быстро обрёл миллионы убеждённых последователей.
В-третьих, ниспосылаемые в разное время фрагменты Корана содержали ответы на вопросы и обвинения современников Мухаммада. Содержание Корана позволяет утверждать, что люди часто обращались к Пророку с вопросами, касавшимися религиозных верований (сура 17 «Ночной перенос», аят 85)
, древней истории (сура 18 «Пещера», аят 83)
и социальных норм (сура 2 «Корова», аят 220)
. Кроме того, между жителями Медины нередко возникали спорные и конфликтные ситуации, требовавшие справедливого разрешения. Ниспосылаемые по этим поводам откровения проливали свет на запутанные ситуации, укрепляя авторитет Мухаммада и обучая мудрости его сподвижников. В качестве примеров можно привести аяты, ниспосланные в оправдание жены Мухаммада ‘Аиши, которую группа мунaфиkов-лицемеров обвинила в прелюбодеянии (сура 24 «Свет», аяты 11-26)
, и аяты о зихāре — языческом обряде отречения от жены, ниспосланные по поводу Хаулы бинт Са‘лабы и её мужа Ауса ибн ас-Самита.
Согласно традиции, по мере ниспослания откровений Мухаммад указывал своим секретарям и чтецам, в какую суру и на какое место следует поместить новые аяты. Он самостоятельно обучал их Корану и регулярно перечитывал суры во время молитв и проповедей. Поэтому между улемами нет разногласий относительно того, что последовательность аятов во всех сурах была установлена самим Пророком и что читать аяты Корана в ином порядке неправильно. Некоторые даже считают, что несоблюдение хронологической последовательности есть указание на то, что смысл аятов не ограничивается причинами их ниспослания и что коранические законы справедливы во все времена и для любых обществ.
В Cаxuxе ал-Бухари приводится рассказ о том, как ‘Абдаллах ибн аз-Зубайр спросил ‘Усмана ибн ‘Аффана, почему они записали аят «Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жён, то они должны завещать, чтобы их обеспечивали в течение года и не прогоняли» (сура 2 «Корова», аят 240)
, который считается отменённым. В ответ ‘Усман сказал: «Послушай, племянник, я не вношу никаких изменений». При жизни Пророка ‘Абдаллах ибн аз-Зубайр был ещё слишком молод. Очевидно, он полагал, что все отменённые аяты были исключены из окончательного текста Корана. Однако ‘Усман объяснил, что назначенная им комиссия не вносит в текст никаких изменений, а лишь переписывает его в том виде, в котором он был сохранён при жизни Пророка. Иными словами, в мусульманской среде порядок аятов в Коране не был предметом дискуссий и обсуждений ни в период кодификации священного текста при праведных халифах, ни в последующие века.
Что же касается порядка сур, то улемы разошлись во мнениях относительно того, был он определён при жизни Мухаммада или нет. По мнению ан-Наххаса (ум. 950), Ибн ал-Анбари (ум. 940) и некоторых других, порядок сур в муcxафе-имāме установлен в соответствии с указаниями Мухаммада и с тем, что он произнёс во время последнего предъявления. В пользу этого свидетельствует тот факт, что мусульмане единодушно признали данный порядок и уничтожили остальные списки. Не возражали против этого и сподвижники, в чьих списках суры располагались в иной последовательности. Ещё одним аргументом в пользу данного мнения служит расположение некоторых сур. Например, суры, начинающиеся буквосочетанием xā-мuм, располагаются последовательно, а между двумя сурами, открывающимися буквосочетанием тā-сuн-мuм (26-я и 28-я суры), находится сура «Муравьи», которая начинается формулой тā-сuн и которая короче двух других сур. Очевидно, если бы сподвижники опирались на собственные суждения, то суры с одинаковыми зачинами были бы расположены последовательно и в порядке убывания их длины.
Другая группа улемов считает, что порядок сур в Коране установлен сподвижниками на основании самостоятельного суждения — иджтихāда. Согласно ас-Суйути, этого мнения придерживалось большинство мусульманских теологов. Оно опирается на расхождения в порядке расположения сур, существовавшие между ранними списками Корана. Нет никаких сомнений в том, что в муcxафе-имāме суры расположились не в том порядке, в котором они были получены Мухаммадом. На первом месте оказалась сура «Открывающая», за ней — суры «Корова», «Семейство ‘Имрана», «Женщины», «Трапеза», «Скот», «Ограды», «Трофеи», «Покаяние», «Йунус» и т. д. В то же время в списке Ибн Мас‘уда сура «Женщины» находится перед сурой «Семейство ‘Имрана», суры «Трапеза», «Скот» и «Ограды» расположены в обратном порядке, а сура «Йунус» — перед сурой «Трофеи». Последовательность сур в списке Убаййа ибн Ка‘ба была следующей: «Открывающая», «Корова», «Женщины», «Семейство ‘Имрана», «Скот», «Ограды», «Трапеза», «Йунус» и т. д. По некоторым сведениям, в списке ‘Али ибн Абу Талиба суры располагались в порядке их ниспослания: «Сгусток крови» (96-я сура), затем «Завернувшийся» (74-я сура), затем «Перо» (68-я сура), затем «Закутавшийся» (73-я сура), затем «Пальмовые волокна» (111-я сура) и т. д.
На наш взгляд, приведённый довод является спорным, поскольку сподвижники составляли собственные списки для частного пользования и не претендовали на их канонизацию. Очевидно, именно поэтому халиф ‘Усман не опирался на них при переписывании муcxафов. Поэтому аргументы первой группы выглядят более убедительными. Исследования мусульманских преданий также показывают, что традиционный порядок сур соблюдается в подавляющем большинстве хадисов о том, как Пророк Мухаммад читал Коран во время молитв и других ритуалов. Вместе с тем мы не можем категорично утверждать, что соответствующий порядок был определён для всего Корана. Поэтому кади Ибн ‘Атиййа (ум. 1148) считал, что Мухаммад установил порядок расположения для большинства, но не для всех сур, а оставшиеся суры сподвижники расположили самостоятельно. По мнению Абу Бакра ал-Байхаки (ум. 1066) и ас-Суйути, сподвижники не получили соответствующих указаний только относительно сур «Трофеи» и «Покаяние». Их позиция основывается на словах халифа ‘Усмана, который из-за сходства между содержанием этих откровений считал их одной сурой.
Следует отметить, что улемы не придавали значения вышеописанным разногласиям, поскольку они не имеют большой практической значимости. Андалусский богослов Ибн аз-Зубайр ал-Гирнати (ум. 1308) пишет: «Если порядок сур был установлен Пророком, то этот вопрос не обсуждается; если же он возложил его решение на своих последователей, то каждый из сподвижников приложил все силы для этого. Они прекрасно знали этот вопрос, и тому, как они понимали его, можно доверять». Более того, поскольку порядок сур в муcxафе-имāме получил всеобщее признание сподвижников при халифе ‘Усмане, мусульманские авторы считают обязательным соблюдение его во всех изданиях Корана. Некоторые законоведы считают желательным соблюдение установленного в нём порядка и при чтении сур во время молитв и т. д.