Согласно исламскому вероучению, текст Корана был ниспослан Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, по частям в течение примерно двадцати трёх лет. Этому предшествовало низведение священного текста целиком из Хранимой скрижали на ближайшее небо.
При внимательном изучении Корана нетрудно заметить, что многие аяты непосредственно связаны с отдельными эпизодами из жизни Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и его современников. Для правильного понимания этих откровений необходимо знание исторических событий, сопутствовавших их произнесению.
Мусульманская традиция сохранила предания, в которых описаны обстоятельства, ставшие причиной низведения откровений Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, или просто предшествовавшие этому. Записанные в тафсирах и сборниках хадисов, эти предания были положены в основу отдельной коранической дисциплины — науки о причинах или обстоятельствах ниспослания Корана (асбāб ан-нузуль).
Слово сабаб (мн. асбāб) имеет значения ‘причина’, ‘повод’, ‘путь’, ‘средство’, ‘связь’. Оно употребляется в отношении всего, что способствует достижению поставленной цели. Слово нузуль ‘ниспослание’ образовано от глагола I породы نَزَلَ ‘спускаться’, ‘опускаться’. От той же корневой основы образованы термины инзāль ‘ниспослание целиком’ (маcдар глагола IV породы) и танзиль ‘ниспослание по частям’ (маcдар глагола II породы).
Поскольку предписания Корана регулируют самые разные стороны личной и общественной жизни, необходимо различать аяты, в которых разъясняются вероучительные положения, и аяты, устанавливающие бытовые и морально-этические правила, определяющие экономические и политические нормы жизни мусульманской уммы. Это разделение, имеющее большое значение для правильного понимания и толкования священного текста, при выяснении и анализе причин ниспослания отдельных фрагментов.
Как показывают наблюдения, большая часть аятов, в которых излагается вероучение ислама, не имеет конкретной причины ниспослания, и лишь некоторые из них были произнесены Пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха, в ответ на заданные ему вопросы или после каких-либо событий в жизни раннеисламской общины. В отличие от них, вопросы богослужения и религиозной практики тесно связаны с жизненными ситуациями и часто разъясняются в аятах, ниспосланных в связи с конкретными событиями. Причины ниспослания имеются у многих аятов, определяющих бытовые, семейные, общественные и торгово-экономические отношения.
Таким образом, коранические аяты можно разделить на две большие группы:
а) аяты, причины и обстоятельства ниспослания которых могут быть раскрыты с изволения Аллаха. Причины ниспослания одних откровений вытекают из их контекста, а для понимания других необходимо изучить предания, которые связаны с описанными в Коране событиями;
б) аяты, причины ниспослания которых не известны. Бóльшая часть откровений, низведённых Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, относится к этой категории. Согласно мусульманской традиции, эти аяты нисходили ему по воле самого Аллаха, без видимой и понятной нам причины. Он вправе поступать по своему усмотрению, и любые Его решения преисполнены мудрости, милосердия и справедливости. По-арабски феномен ниспослания аятов без видимых для нас причин называется ибтидā’. Однако незнание этих причин ничуть не мешает правильному пониманию таких аятов.
Наука о причинах ниспослания Корана возникла на основе многочисленных преданий об обстоятельствах низведения откровений, передаваемых мусульманами со слов сподвижника Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. На начальном этапе эти хадисы входили в общие сборники хадисов, в тафсиры и богословские трактаты. Позднее они были собраны в специальные сочинения.
Согласно ас-Суюти, первый трактат о причинах ниспослания аятов принадлежит перу ‘Али ибн аль-Мадини (ум. 234), учителя имама аль-Бухари. Однако это не так. Ещё раньше появился трактат Тафcиль ли-асбāб ан-нузуль (Подробное разъяснение причин ниспослания), составленный Маймуном ибн Махраном (ум. 117) и сохранившийся в рукописи. Впоследствии данную проблему исследовали Абу аль-Мутарриф аль-Куртуби и другие комментаторы, чьи труды считаются утерянными, но упоминаются в работах аль-Вахиди и ас-Суюти.
Среди ранних сочинений на эту тему наибольшую известность приобрела книга Асбāб ан-нузуль (Причины ниспослания) Абу аль-Хасана аль-Вахиди (ум. 1076). В ней собраны не только достоверные, но и слабые предания, а также сообщения, не касающиеся асбāб ан-нузуль. Некоторые передатчики, на которых часто ссылается аль-Вахиди, были признаны ненадёжными. Среди них можно выделить Мухаммада ибн ас-Са’иба аль-Кальби (ум. 763). Хадисоведы обвиняют его в измышлении хадисов от имени Ибн ‘Аббаса и единодушно отвергают его сообщения. Вместе с тем пересказы аль-Кальби нередко включаются в богословские сочинения.
Собирание слабых и выдуманных хадисов наряду с надёжными традиционно объясняется желанием авторов предостеречь мусульман от ошибок учёных и от домыслов лжецов. Для указания на надёжность или слабость хадиса они приводили цепь его передатчиков — иснāд. Обычно этого было достаточно, потому что ранние улемы тщательно изучали иснāды и биографии передатчиков хадисов. Очевидно, именно поэтому аль-Вахиди включил в свой сборник и ненадёжные сообщения, ограничившись разъяснением их иснāда. Позднее улемы неоднократно предпринимали попытки выправить неточности, имеющиеся в трактате аль-Вахиди, и систематизировать сведения об асбāб ан-нузуль. Некоторые авторы просто переработали его сочинение. Например, Абу Исхак аль-Джа‘бари переписал трактат аль-Вахиди, опустив иснāды сообщений и не добавив к нему никаких комментариев.
Важное место среди трудов о причинах ниспослания занимают работы Асбāб нузуль аль-Kур’āн (Причины ниспослания Корана) Абу аль-Фараджа Ибн аль-Джаузи (ум. 1202) и аль-‘Уджāб фu байāн аль-асбāб (Удивительное о разъяснении причин) Ибн Хаджара аль-‘Аскаляни (ум. 1449). Ас-Суюти отмечает, что он не видел трактата Ибн Хаджара полностью. Некоторое время он считался утерянным, но по счастливой случайности часть его была найдена. Она состоит из более 400 страниц и заканчивается на комментарии к 78-му аяту из суры «Женщины», причём часть рукописи записана собственноручно автором. В 1997 г. это сочинение впервые было издано в двух томах.
Высокой оценки также заслуживает трактат Любāб ан-нукуль фи асбāб ан-нузуль (Сердцевина предания о причинах ниспослания) имама ас-Суйути. Автор характеризует свой труд как «содержательный, краткий и тщательно выверенный». В предисловии он разъясняет важность этой науки и формулирует методологические принципы изучения хадисов о причинах ниспослания Корана. Последний из классических трудов на эту тему — Иршāд ар-Раxмāн фи асбāб ан-нузуль ва-ль-муташāбих ва-т-таджвид (Наставление Милостивого о причинах ниспослания, неясных аятах и нормах чтения) имама аль-Аджхури (ум. 1776). Это сочинение, в котором собраны хадисы из трудов аль-Вахиди и ас-Суюти, до сих пор не издано, а его рукопись хранится в библиотеке Университета Аль-Азхар.
Среди современных трудов, посвящённых данной проблеме, можно выделить ас-Cаxиx аль-муснад мин асбāб ан-нузуль (Достоверные предания с иснāдами о причинах ниспослания) йеменского шейха Мукбиля аль-Вади‘и и Cаxиx асбāб ан-нузуль: дирāсāт xадисийя (Достоверные предания о причинах ниспослания: хадисоведческие исследования) иорданского учёного Ибрахима аль-‘Али. В этих работах собраны и проанализированы многочисленные хадисы о причинах ниспослания Корана, особое внимание уделяется исследованию иснāдов.
Интерес богословов к причинам ниспослания Корана объясняется важностью этой науки для понимания священного текста, целей и особенностей исламского шариата. Однако самостоятельное исследование вопросов, касающихся причин ниспослания сур и аятов, требует глубоких познаний в области арабского языка, арабской литературы и многих шариатских дисциплин, прежде всего методологии исследования хадисов.