اللَّهُمَّ زِدْنَا وَلَا تَنْقُصْنَا وَأَكْرِمْنَا وَلَا تُهِنَّا وَأَعْطِنَا وَلَا تَحْرِمْنَا وَآثِرْنَا وَلَا تُؤْثِرْ عَلَيْنَا وَأرْضِنَا وَارْضَ عَنَّا

«Аллахумма, добавь нам и не уменьшай нам, почти нас и не ввергай нас в унижение, даруй нам и не лишай нас, предпочти нас и не предпочитай нам других, сделай нас довольными и будь доволен нами» [Тирмизи, 3173; Насаи. Кубра, 1443; Ахмад, 223; Джами аль-усуль, 8847, шейх аль-Арнаут назвал хадис хорошим].

Это прекрасное дуа представляет собой испрашивание блага и тут же — испрашивание защиты от зла, которое является противоположностью испрашиваемому благу. Эта мольба являет собой замечательный образец испрашивания у Всемогущего и Великого Господа того, что действительно важно для каждого из нас.

«Аллахумма, добавь нам и не уменьшай нам». Господи, добавь нам блага Твоего и милости Твоей, ибо все мы бесконечно нуждаемся в Твоём даянии — как в этом мире, так и в мире вечном. Одари же нас благом в обоих мирах. Эта мольба учит нас просить Всевышнего Аллаха о том, чтобы Он добавил нам Своих милостей, которых и так не счесть и которые ежедневно изливаются на верующего непрерывным потоком.

Таким образом, просить подобного добавления можно и нужно, и ничего зазорного в этом нет, и эта просьба ни в коем случае не противоречит ни нормам Шариата, ни требованиям исламского этикета и не идёт вразрез с благовоспитанностью и скромностью, которые должны быть присущи обладателю веры. И такая просьба не является признаком жадности или неприятия предопределения и не указывает на то, что раб Аллаха недоволен тем, что Милостивый Создатель уже даровал ему и чем Он продолжает одаривать его в настоящее время.

Эта просьба распространяется как на блага, относящиеся к миру вечному, так и на блага, относящиеся к миру этому. А поскольку бывает так, что человек обретает нечто, но при этом лишается чего-то другого из нужного ему и ценного для него, за испрашиванием блага следует другая, вполне подходящая сюда по смыслу просьба: «и не уменьшай нам». Добавь нам блага и не лишай нас ничего из того, что Ты даровал нам. Пусть эти блага, которыми Ты одариваешь нас по милости и благоволению Своему, останутся у нас и станут для нас подспорьем и поддержкой и помогут нам вершить угодное Тебе, достигать важных целей, исполнять своё предназначение в этом мире и поклоняться Тебе, Господи, должным образом.

«почти нас и не ввергай нас в унижение». Господь наш, почти нас в этом мире, одарив нас благами, связанными с религией, а также мирскими благами, приносящими нам пользу, дабы мы могли удовлетворять свои потребности в этом мире. К величайшим проявлениям почёта относится, как мы знаем, богобоязненность, поскольку, как сказано в Коране, «поистине, наиболее почитаемый из вас пред Аллахом — самый богобоязненный» (сура 49 «Покои», аят 13).

И почти нас в мире вечном — введи нас в Рай и возвысь наши степени в этой обители вечного блаженства. И не ввергай нас в унижение: не давай власть над нами из-за наших грехов и упущений нашим недругам и тем, кто желает нам зла, и не унижай нас, отвергая наши мольбы и оставляя их без ответа.

«даруй нам и не лишай нас». Даруй же нам, Господь наш, то благое, о чём мы просим Тебя, и то благое, о чём мы Тебя не просили, не лишай нас Твоего блага и милости, и не делай нас одними из обездоленных. Таким образом, это испрашивание всех возможных благ как в этом мире, так и в мире вечном.

«предпочти нас и не предпочитай нам других». Избери нас, Господи, Своей заботой и милостью, и не предпочитай нам других так, чтобы они возвысились, а мы оказались в бедственном, бессильном и униженном положении. В этой мольбе наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) просил победы над врагами и помощи против притеснителей, злоумышленников и завистников.

«сделай нас довольными и будь доволен нами». Господи, помоги нам удовольствоваться тем, что Ты предопределил нам. Помоги нам проявлять терпение и с довольством и смирением встречать всё то, что Ты судил и предопределил нам, дабы Ты был доволен нами. И помоги нам снискать Твоё довольство, ибо это главное, к чему надлежит стремиться верующему в этом мире и в мире вечном.