اللَّهُمَ قَنِّعْنِي بِمَا رَزَقْتَنِي وَبَارِكْ لي فِيهِ وَاخْلُفْ عَلَيَّ كُلَّ غَائِبَةٍ لِي بِخَيْرٍ
«Аллахумма, помоги мне удовольствоваться тем, чем Ты наделил меня, и сделай этот удел благодатным для меня, и даруй мне благую замену всему тому, чего я лишён» [аль-Хаким; аль-Байхаки; Ибн Абу Шейба].
Эту мольбу мы знаем со слов благородного сподвижника и двоюродного брата нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Абдуллаха ибн Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом). Она очень простая, но заключает в себе несколько важных истин.
Тема довольства Всевышним и всем тем, что Он посылает, дарует и предопределяет нам — в действительности крайне актуальная, животрепещущая для каждого верующего. Мы должны быть довольны Аллахом как Господом, Мухаммадом как пророком и исламом как религией. А довольство Аллахом естественным образом предполагает и довольство всем тем, что приходит к нам от Него. В первую очередь это, конечно же, касается приходящего к нам удела.
«Аллахумма, помоги мне удовольствоваться тем, чем Ты наделил меня». Господи, помоги мне удовольствоваться тем, что Ты даруешь мне, дабы мне не роптать, не жаловаться на жизнь, не завидовать тем, кому даровано больше, чем мне, и не заглядываться на то, что является чужим уделом, но не моим.
Ведь Ты обеспечил меня всем необходимым, избавил меня от потребности просить у людей и погрязать в долгах, дал мне достаток и возможность сводить концы с концами, сохраняя при этом свою честь и человеческое достоинство. Всё, что есть у меня, — от Тебя, и все милости и блага, которые приходят ко мне, — от Тебя. Помоги же мне жить со спокойным сердцем, и с радостью встречать Твои дары, и благодарить за них должным образом, и не считать при этом, что мне даровано слишком мало, и пусть моя грудь не стесняется из-за того, что у меня нет чего-то из желанных для моей души мирских благ.
«и сделай этот удел благодатным для меня». Пусть удел, который Ты, Господи, даруешь мне, будет для меня не иначе как благим и благодатным. Весь он, со всем, что есть в нём. Добавь мне, Господи, блага, и пусть удел мой всегда будет дозволенным и приносит мне только пользу. И пусть я использую этот удел угодным Тебе образом, во благо самому себе, не употребляя его ни на что запретное и скверное, и принимая его с довольством и благодарностью, как и надлежит принимать дарованное Господом миров.
«и даруй мне благую замену всему тому, чего я лишён». Господи, даруй мне благую замену всему тому, что я потерял или не смог обрести. Речь может идти о самых разных потерях, как материальных, так и моральных. Сказанное может относиться к имуществу, детям, близким, положению в обществе, внешности, здоровью и многому другому.
Таким образом, это наше обращение к Всевышнему Создателю с мольбой даровать нам нечто лучшее, чем то, что мы потеряли, упустили и не смогли обрести. Эта мольба, как мы видим, предполагает упование на Всемогущего и Великого Аллаха: мы всецело полагаемся на Него, предаёмся на Его волю и просим Его сделать так, чтобы мы не сокрушались о потерянном или необретённом и не занимали себя бесполезной скорбью и сожалением, не зацикливались на своей потере, какой бы она ни была, и чтобы отсутствие каких-то мирских благ не ввергало нас в уныние и не мешало нам идти вперёд, плодотворно трудиться и вдохновенно созидать — словом, исполнять своё предназначение в этом мире.
Эта мольба, несомненно, заслуживает того, чтобы мы обращались с ней к Всевышнему Творцу. Ведь на свете столько людей, которые, даже называясь верующими и соблюдая предписания религии, привыкли жаловаться на судьбу и связывать своё гипотетическое счастье большей частью с мирскими факторами, из чего мы можем заключить, что умение довольствоваться уделом, который дарует нам Всевышний Аллах — это тоже искусство, которому нужно учиться.
Пусть же перед глазами у нас будет эта мольба, а также прекрасный пример лучших из людей — пророков и посланников Всевышнего, которых, несмотря на то, что жили они в разные эпохи и в разных местах, объединяли не только искренняя вера и общая миссия, но ещё и истинное довольство Господом, Его предопределением и Его дарами.