«Аллахумма, поистине, я прошу у Тебя защиты от скверного дня, от скверной ночи, от скверного часа, от скверного товарища и от скверного соседа в постоянной обители» [Сахиха, 1443; Сахих аль-джами, 1299].
Это дуа, подобно многим другим замечательным дуа, пришло к нам из Пречистой Сунны. Сборники хадисов сохранили его для нас, и сегодня мы имеем возможность обращаться с этой краткой, но важной мольбой к Господу миров точно так же, как делал это когда-то, много столетий назад, наш любимый Пророк (мир ему и благословение Аллаха), который был для нас прекрасным примером во всём, что связано с религией.
«Аллахумма» О Господь миров, о Тот, кроме Которого нет иного бога, о Создатель вселенной, о Творец всего сущего, о Единственный Бог и Господь всех творений! К Тебе обращаюсь я со своими мольбами, и только Тебе поклоняюсь я и только у Тебе испрашиваю защиты от зла, которое угрожает мне в этом мире и в мире вечном.
«поистине, я прошу у Тебя защиты от скверного дня». Под скверным подразумевается любой день, в который верующего постигают беды и тяготы или на него обрушивается какое-то зло.
Это также всякий день, в который человек проявляет беспечность и поддаётся нашёптываниям собственной души, то есть собственным слабостям, следует своим страстям и подчиняется наущениям шайтана, неустанно делающего своё чёрное дело и посвятившего свою жизнь сбиванию потомков Адама с пути истинного.
И это всякий день, в который верующий ослушивается Господа своего и совершает грехи, оступается и делает что-то неугодное Создателю, что-то, что может навлечь на него гнев и наказание Создателя.
Это всякий день, в который мы делаем то, что отдаляет нас от Рая и приближает к Огню, отодвигает нас от довольства Господа и преуспеяния и толкает нас к погибели.
Таким образом наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) испрашивал у Господа защиты от всякого зла, которое может постигнуть его в течение дня. И нам надлежит делать то же самое, ведь никто из нас не застрахован от беды, и испытание может настигнуть любого из нас в любое мгновенье дня и ночи, на любом этапе нашей земной жизни, и не к кому нам бежать от этих испытаний, кроме Того, Кто посылает их нам и помогает нам успешно преодолевать их.
«от скверной ночи». Поскольку зло может постигнуть потомка Адама не только днём, но и ночью, и многие беды действительно постигают нас ночью, вполне естественно испрашивать у Господа миров защиты не только от зла, постигающего нас днём, но и от зла, постигающего нас в тёмное время суток. Ведь мы нуждаемся в Его милости, помощи и защите круглые сутки.
«от скверного часа». Таким образом Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) подчёркивал то, что именно Всевышний Аллах дарует нам защиту и без неё нам не обойтись ни дня, ни даже часа, ни одного краткого мгновения. Мы нуждаемся во Всевышнем на протяжении всей нашей жизни, с колыбели до могилы.
«от скверного товарища». Когда человек общается и проводит время с таким товарищем, далёким от веры, праведности, богобоязненности и стремления к довольству Всевышнего, это не приносит ему ничего, кроме вреда. В лучшем случае это лишь потеря времени и беспокойство, в худшем — большие беды в земной жизни и скверная часть в мире вечном. Об этом говорится и в Книге Аллаха: «В тот день несправедливый станет кусать свои руки и скажет: “Лучше бы я последовал путём Посланника! О горе мне! Лучше бы я не брал такого-то себе в друзья! Это он отвратил меня от Напоминания [Корана] после того, как оно дошло до меня”» (сура 25 «Различение», аяты 27–29)
.
«и от скверного соседа в постоянной обители». От постоянного скверного соседа, в отличие от временного и случайного, зло исходит постоянно. Поэтому и надлежит по возможности избегать соседства с подобными людьми и внимательно относиться к своему кругу общения. Ведь если благой товарищ помогает в благом и побуждает к благому, то со скверным всё обстоит с точностью до наоборот. Сказанное относится и к родственникам человека, с которыми он тесно общается и проводит много времени.
Каждому верующему следует надеяться на милость Аллаха и испрашивать у Него благополучия, а также просить у Него защиты от разных зол и пагуб, в том числе и от упомянутых в этой мольбе.