«Аллахумма, сделай благим завершение всех наших дел и убереги нас от позора в этом мире и от наказания в мире вечном!» [Ахмад].
Это дуа мы знаем из Сунны нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Достаточно лишь ненадолго задуматься, чтобы осознать важность того, о чём просил своего Всевышнего Господа Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха).
Господь смотрит на то, что в наших сердцах, и на наши деяния, и каждый из нас будет отвечать перед Ним в Судный день за то, что совершил на протяжении земной жизни. Отсюда можно сделать вывод о важности деяний и об их значимости, особенно в тот день, когда все мы предстанем перед Господом миров для расчёта.
Разумеется, все мы желаем, чтобы наши дела были исключительно благими, ведь каждый из нас стремится к спасению и преуспеянию в мире вечном и каждый желает попасть в Рай и остаться там навсегда.
Но Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) смотрел ещё дальше, и поэтому мы видим, что он просил Господа не просто о том, чтобы его деяния благими, но и о том, чтобы завершение этих дел было благим. Ведь многие деяния внешне выглядят как благие, но на самом деле они тщетны из-за неправильного намерения или несоответствия Корану и Сунне. И многие деяния мы начинаем с благим намерением, но потом под влиянием разных причин сворачиваем с этого правильного пути и тем самым лишаем себя награды за эти деяния.
Вот почему Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) просил не только о том, чтобы каждое взятое в отдельности дело, совершённое им, было благим, но и о том, чтобы завершение всех его дел было благим. Ведь дела оцениваются по завершениям, и начатое хорошо и правильно может быть испорчено или сделаться тщетным в конце.
Таким образом, эта мольба Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) учит нас просить Господа о том, чтобы он сделал благими все наши деяния и сделал благополучным и правильным для нас завершение всех этих деяний. Иными словами, нам надлежит просить Милостивого Создателя о том, чтобы наши деяния были благими до нашего последнего вздоха, до самого нашего перехода в мир иной, до самой нашей встречи с Господом и Творцом вселенной, чтобы нам прийти к Нему с прекрасным запасом поистине благих деяний, которые будут положены на чашу наших весов и перевесят наши дурные поступки.
Следующее, о чём просил Всевышнего Творца в этой мольбе Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), — защита от позора в этом мире, то есть в земной жизни. Подразумевается избавление от зла, тягот и искушений, становящихся сокрушительным ударом для человека, сбивающих его с пути преуспеяния и ввергающих его в позор и унижение. Сколько ударов судьбы настигает человека на протяжении его недолгого земного существования! Поэтому вполне разумно просить у Аллаха защиты от бед и испытаний, под градом которых человек может сломаться. Пусть Аллах придаст каждому из нас сил, дабы нам достойно пройти наш жизненный путь и дабы завершение этого пути было, с позволения Его, по-настоящему благим!
И последнее, о чём просил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) Господа в этой мольбе, — защита от наказания в мире вечном. Из коранических аятов и хадисов нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) мы знаем, сколь страшным будет наказание в мире вечном, и мы знаем, что земной огонь, способный причинить сильную боль и внушающий страх, — ничто по сравнению с Адским пламенем.
Так неужели разумный человек пожелает попасть туда? Неужели не станет он делать всё, что в его силах, чтобы защитить себя от этого пламени? Адский огонь заслуживает того, чтобы просить защиты от него у Господа день и ночь. Поэтому нет ничего удивительного в том, что наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) так часто просил у Всемогущего Творца защиты от Адского пламени и настоятельно побуждал к этому членов своей общины.
Если верующий станет, следуя примеру заключительного Божьего посланника, со всей искренностью испрашивать у Аллаха этих трёх вещей, то это станет для него прекрасным шагом на пути к снисканию довольства Аллаха и вечному блаженству в Райской обители.