«Аллахумма, поистине, я прошу у Тебя защиты от бедности, недостатка, унижения и прошу у Тебя защиты от того, чтобы мне притеснять кого-то или быть притеснённым» [Абу Давуд, 1544; Насаи, 5475; Сахих Ибн Маджа, 3099].
Это прекрасное дуа мы знаем из Пречистой Сунны. Благородный сподвижник Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обращался к Всевышнему Аллаху с такой мольбой.
В чём же заключается её важность для верующего и что делает её актуальной для каждого из нас?
Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) просил в этой мольбе защиты от пагуб, от которых надлежит просить у Него защиты всем нам, дабы они не повредили нам в этом мире и не отразились на нашей загробной участи.
«Аллахумма, поистине, я прошу у Тебя защиты от бедности». Несмотря на то, что Посланник (мир ему и благословение Аллаха) никогда не был богачом и никогда не стремился к этому, и ему, как мы знаем, были присущи равнодушие к мирским благам и умение довольствоваться малым, он всё-таки испрашивал у Аллаха защиты от бедности — и далеко не только в этой мольбе.
Да, богатство может стать искушением для своего обладателя и подтолкнуть его к различным грехам, а также стать причиной того, что его расчёт в Судный день окажется долгим и тяжким. Но оно может также помочь своему обладателю не нуждаться в людях, не засматриваться на чужое добро, не завидовать и не помышлять о запретных доходах.
В то же время бедность может оказаться не меньшим искушением для человека и побудить его к недовольству предопределением Аллаха и ропоту. Страдающий от нужды может не выдержать испытание бедностью точно так же, как испытанный богатством может не выдержать испытание богатством. Не у каждого человека хватит терпения выдержать это испытание, особенно когда нужда столь страшная, что готова ввергнуть человека в пучину отчаяния и заставить его сетовать на своё положение и испытывать злость и зависть по отношению к тем, чьё материальное положение значительно лучше.
Поэтому всем нам надлежит просить у Господа защиты от того, чтобы нам оказаться в ситуации, когда у нас не будет дневного пропитания для нас и наших семей и когда мы не сможем удовлетворить основные потребности. Следует испрашивать у Всевышнего защиты и от того, чтобы нам быть зависимыми от других людей из-за своих финансовых трудностей. Ведь подобная зависимость — унижение, ударяющее по нашему человеческому достоинству. Кроме того, религия человека, попавшего в стеснённые обстоятельства и всецело зависящего от чьей-то милости, может пострадать: силясь обеспечить себе хотя бы относительное материальное благополучие и свести концы с концами, он может пожертвовать какими-то из принципов, проповедуемых исламом.
Далее Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) испрашивал у Господа миров защиты от недостатка. Недостаток здесь надлежит понимать в широком смысле, особенно учитывая, что и учёные дали ему самые разные толкования. Под недостатком может подразумеваться недостаток материальных благ, скудность имущества, следствием которого может стать отсутствие терпения или неподобающие мысли о том, что Всевышний Аллах дарует нам слишком мало милостей, хотя это, конечно же, не так, и этих милостей к нам приходит столько, что нам их не счесть и мы просто не успеваем замечать их. Может подразумеваться и крайняя ограниченность возможностей совершать благие деяния, которые так важны и которые являются нашим основным средством увеличения своей награды в мире вечном и путём к снисканию довольства нашего Милостивого Господа. А может подразумеваться недостаток помощи, когда проблемы и трудности обступают человека со всех сторон, и он не видит выхода и рядом нет тех, кто проявил бы понимание, поддержал, помог словом или делом…
Просил наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) у Всевышнего защиты и от унижения. Жизнь в унижении трудна, будь то уничижительное отношение к нам со стороны окружающих, в том числе и со стороны тех, кто превосходит нас своим богатством или социальным положением, или же унижение, которое навлекают на человека совершаемые им грехи.
А ещё Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «и прошу у Тебя защиты от того, чтобы мне притеснять кого-то или быть притеснённым». Это также очень важно. Ведь притесняя кого-то, мы навлекаем на себя гнев Всевышнего и совершаем грех, поскольку Творец запретил несправедливость в любой её форме. А когда притесняют нас, мы можем серьёзно пострадать.
Все перечисленные в этой мольбе пагубы могут стать серьёзным испытанием для человека, ослабить его веру и стать помехой для него в совершении благих деяний и усердном поклонении Господу. Вот почему так важно просить у Господа защиты от них, следуя примеру нашего любимого Пророка (мир ему и благословение Аллаха).