«Аллахумма, поистине, я прошу у Тебя защиты от слабости, лени, трусости, старческой дряхлости и скупости, и я прошу у Тебя защиты от мучений в могиле и от искушений жизни и смерти» [Бухари; Муслим].
Это замечательное дуа относится к числу дуа нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые мы знаем из достоверных хадисов. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) часто обращался к Господу миров с этой мольбой, что свидетельствует о её важности. А поскольку Всевышний Аллах сказал, что путь к снисканию Его любви — следование за Его Пророком, мы должны следовать Сунне. Обращение к Господу с теми же мольбами, с которыми обращался к Нему Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) — часть следования его Сунне.
Таким образом, обращаясь к Всемогущему Создателю с этой прекрасной мольбой, мы не только получаем награду за поклонение Ему, ибо обращение к Аллаху с мольбами есть поклонение Ему. Это путь к обретению желаемого и одновременно — следование Сунне нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Эта мольба учит нас обращаться за защитой к Всевышнему Господу и искать этой защиты только у Него, Всемогущего и Великого. В этой мольбе Пророк (мир ему и благословение Аллаха) просил у Господа защиты от многих серьёзных пагуб и зол. Кто защищён от них, тот преуспел и обрёл великое благо.
Первое, о чём попросил Господа наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в этой мольбе — защиты от слабости и лени. Это скверные состояния, поскольку слабость предполагает неспособность вершить благие, угодные Аллаху деяния, тогда как лень предполагает отсутствие желания совершать такие деяния даже притом, что у человека есть все возможности для этого и он вполне на это способен. Эти два состояния не приносят человеку блага — напротив, они становятся препятствием на его пути к спасению и снисканию довольства Всевышнего.
Далее Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) просил у Аллаха защиты от трусости. Стоит ли говорить о том, сколь опасно быть обладателем этого качества? Ведь оно удерживает человека от благородных поступков, мешает ему произносить слово истины и останавливает его, когда у него возникает желание побудить кого-то к одобряемому Шариатом или удержать кого-то от порицаемого. Да и другим мусульманам мало пользы от такого человека: ведь на него нельзя положиться, он ненадёжен и может бросить в трудную минуту и предать в любой миг.
Старческая дряхлость, от которой также просил защиты у Господа Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха), тоже несёт в себе много скверного. Ведь доживший до этого состояния человек уподобляется ребёнку в слабости своего разума и тела, только ребёнок вырастет и окрепнет с позволения Аллаха, а вот к дряхлому старику прежняя сила и способности уже не вернутся. Он становится беспомощным и превращается в обузу для родных и близких. Это то состояние, впав в которое, человек уже не может приносить пользу окружающим, силы покидают его и его способность совершать благие дела стремится к нулю.
Скупость — ещё одно скверное качество, которое буквально отталкивает своего обладателя от совершения благих дел и всего того, что может помочь ему и принести ему награду в мире вечном, заставляя его сосредоточиться лишь на пустых мирских благах и сводя его жизнь к жалкому, животному существованию. Недаром Пророк (мир ему и благословение Аллаха) просил у Аллаха защиты от скупости, подавая всем нам благой пример.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также просил у Всевышнего защиты от мучений в могиле, которые становятся следствием неверия и лицемерия либо определённых скверных поступков человека. Это повод задуматься для каждого из нас. Ведь мы нередко бываем настолько увлечены тем, что происходит с нами в нашей земной жизни, что предаём забвению нашу загробную участь вместо того, чтобы трудиться во имя преуспеяния там и просить у Господа помощи в этом.
Кроме того, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) просил у Аллаха защиты от искушений жизни и смерти. Пока мы живём в этом мире, нас окружает множество самых разных искушений, которые непросто обойти. Сюда можно отнести и искушение, в которое пытается ввести шайтан человека, лежащего на смертном одре. Ведь шайтан жаждет погубить как можно больше представителей рода человеческого и потому особенно усердствует в последние мгновенья земной жизни человека, понимая, что это его последний шанс сбить потомка Адама с пути истинного. А после завершения земной жизни нас ждёт ещё испытание в могиле.
Вот почему для каждого из нас так важно просить у Аллаха защиты от этих пагуб, если мы действительно стремимся попасть в Рай и преуспеть.