«Аллахумма, поистине, я прошу у Тебя защиты от того, чтобы я придавал Тебе сотоварищей, зная об этом, и я прошу у Тебя прощения за то, чего я не знаю» [Сахих аль-адаб аль-муфрад, 551].
Эта замечательная мольба из Сунны, подобна многим другим, имеет свою историю.
Благородный сподвижник Ма‘кыль ибн Ясар передаёт: «Однажды мы вместе с Абу Бакром ас-Сыддиком отправились к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и он сказал: “О Абу Бакр! Поистине, придавание Аллаху сотоварищей у вас менее заметно, чем шаги муравья”. Абу Бакр сказал: “А разве придавание Аллаху сотоварищей это не когда человек признаёт наряду с Аллахом иного бога?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Клянусь Тем, в Чьей руке душа моя, придавание Аллаху сотоварищей у вас менее заметно, чем шаги муравья. Не указать ли тебе на слова, произнеся которые, ты избавишь себя и от малой и от большой его доли?” И он сказал: “Говори: “О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя защиты от того, чтобы я придавал Тебе сотоварищей, зная об этом, и я прошу у Тебя прощения за то, чего я не знаю”».
Придавание Аллаху сотоварищей, то есть поклонение кому-то или чему-то наряду с Аллахом в какой бы то ни было форме, — самый тяжкий из грехов.
«Поистине, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные [или менее тяжкие] грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех» (сура 4 «Женщины», аят 48)
.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) предупредил всех нас о том, что нам надлежит быть крайне внимательными и очень бдительными в отношении придавания Аллаху сотоварищей, поскольку существует опасность впасть в него незаметно. Иными словами, раб Аллаха может впасть в ширк, сам того не замечая, ибо проявлений придавания Аллаху сотоварищей очень много, а мы часто проявляем беспечность и нерадение. Таким образом, от этого греха никто не застрахован, и всем нам нужно обращаться к Господу с подобными мольбами и одновременно зорко следить за тем, чтобы отдаляться от всех этих проявлений и уметь вовремя замечать их — прежде, чем мы перейдём черту, отделяющую нас от этих греховных действий.
И если Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал эти слова сподвижникам, которые были лучшими из людей после пророков, и научил их этой мольбе, показав таким образом, что они нуждаются в этом напоминании и в этой мольбе, то что говорить о нас, простых смертных, не видевших Пророка (мир ему и благословение Аллаха) своими глазами, не слышавших его слова непосредственно от него, не заставших те чудесные годы, когда ему ниспосылалось заключительное Божественное откровение — Коран?
Под придаванием Аллаху сотоварищей в данном случае подразумевается совершение деяний напоказ и самолюбование, и эти порицаемые привычки не уходят, если только человек не познал душу свою по-настоящему. Тот же, кто знает душу свою, понимает, что вся хвала принадлежит Аллаху, и всё, чем он обладает, будь то какие-то блага, близость к совершенству в чём-то, красота, имущество или что-то иное, пришло к нему от Аллаха и всё это на самом деле просто дано ему во временное пользование.
Распознать же эту форму придавания Аллаху сотоварищей бывает трудно не только для простых поклоняющихся Аллаху, но и для многих учёных, поскольку эта беда постигает даже тех, кто сдерживает порывы души своей и приучает её к покорности и воздержанию от ослушания Аллаха. Некоторые из них много поклоняются Аллаху и отказываются следовать своим страстям, однако души их, поняв, что пути к грехам для них закрыты, находят иной выход. Они начинают подталкивать своих обладателей к тому, чтобы совершать благие деяния открыто, и со временем они начинают стремиться к тому, чтобы люди видели их действия, хвалили их за их усердие в поклонении и почитали их, уделяли им внимание, отводили достойные места на собраниях, просили их обратиться к Аллаху с мольбами за них, считая их мольбу благодатной. И получается, что сам человек считает себя усердно поклоняющимся Аллаху и искренним в этом поклонении, а на самом деле эта незаметная страсть, которой он потакает, ведёт его к лицемерию. Таким образом, это серьёзная опасность, от которой следует просить защиты у Аллаха, дабы нам избежать как сознательного, так и неосознанного совершения этого тяжкого греха.