«Аллахумма, даруй мне понимание религии! Аллахумма, научи меня Писанию и мудрости!» [Бухари, 143, 75, 3756, 7270; Муслим, 2477].
Эти две мольбы представляют собой две версии одного хадиса. Верующий может обращаться к Всевышнему, используя сразу оба дуа. Ведь в каждом из них содержится испрашивание блага. К тому же, они близки по смыслу, хоть и отличаются по форме.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обращался с такими мольбами за своих сподвижников, испрашивая для них понимания религии, знания Корана и мудрости. Это говорит о том, насколько важно испрашивать у Господа этих благ. Если наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обращался к Всемогущему Господу с такой мольбой за лучших людей после пророков, то что говорить о нас, простых смертных? Очевидно, что мы нуждаемся в этом великом благе ещё больше.
«Аллахумма, даруй мне понимание религии!» То есть дарует ему понимание Шариата и связанных с ним наук, и облегчает ему путь богобоязненности и совершение благих деяний.
Понимание религии предполагает глубокое и правильное понимание её основ и установлений, знание норм Шариата и способность извлекать их из текстов Корана и Сунны.
Это понимание крайне важно для правильного исповедания религии и для обретения блага и преуспеяния в обоих мирах. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил: «Кому Аллах желает блага, тому Он дарует понимание религии» [Бухари, 71; Муслим, 1037].
Это лучшее подтверждение того, что понимание религии — великое благо и счастлив тот, кому это благо даровано. Ведь Всевышний дарует понимание религии тому, кем Он доволен. А тому, кто снискал довольство Аллаха, ничто не помешает войти в Рай. Таким образом, понимание религии — дар от Всевышнего, которому человек должен радоваться и который он должен принимать с благодарностью.
Важно отметить, что понимание религии подразумевает не просто теоретическое знание. Ведь если у человека очень много знаний, которые он никак не применяет и не претворяет в жизнь, несмотря на наличие возможностей, то знания эти могут стать доводом против него же в Судный день: ведь он прекрасно знал, что нужно делать, и имел возможность делать это, но не делал. Вот почему для каждого из нас очень важно не только просить у Аллаха понимания религии, но и внимательно следить за тем, чтобы применять приобретённое знание на практике, дабы нам не оказаться в числе тех, чьи слова расходятся с их деяниями и чьё знание не имеет никаких внешних проявлений.
К тому же, как мы знаем, желая обрести что-то важное и полезное для себя, раб Аллаха не должен ограничиваться мольбой. Он должен также прилагать усилия для достижения своей цели и осуществления своей мечты. Это относится и к обретению понимания в религии.
Хотя Всевышний Аллах и наделяет этим пониманием кого пожелает, каждый верующий должен стремиться к приобретению полезного знания, то есть к изучению Корана и Сунны, к посильному углублению в исламские науки, предметом которых являются те или иные аспекты ислама. Это и наука о правильных убеждениях, которые составляют основу нашей религии (акыда), и практические нормы Шариата (фикх), и правила чтения Корана (таджвид), корановедение и хадисоведение, а также остальные так или иначе связанные с религией дисциплины, приносящие пользу изучающему их и помогающие ему научиться глубже понимать религию и лучше разбираться в её тонкостях.
«О Аллах научи меня Писанию и мудрости!» Под Писанием подразумевается Книга Всевышнего Аллаха — Коран.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучший из вас — тот, кто изучает Коран и обучает ему других» [Бухари, 5027].
Таким образом, это мольба содержит испрашивание у Господа миров помощи в освоении благороднейшей из религиозных наук. Ведь изучение Книги Всевышнего предполагает и изучение норм религии, которые человек должен знать и претворять в жизнь, чтобы обрести преуспеяние в обоих мирах и быть счастливым как в земной жизни, так и в жизни вечной.
Комментаторы сказали, что под мудростью в данной мольбе понимается Пречистая Сунна нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которая является вторым после Корана основным источником нашей религии. Знание Сунны необходимо каждому верующему, поскольку Сунна не только поясняет Коран, но и дополняет его в том смысле, что в ней содержатся некоторые предписания и нормы, которые не упоминаются в Коране.