اللَّهُمَّ أَلِّفْ بَيْنَ قُلُوبِنَا وَأَصْلِحْ ذَاتَ بَيْنِنَا وَاهْدِنَا سُبُلَ السَّلَامِ وَنَجِّنَا مِنَ الظُّلُمَاتِ إِلَى النُّورِ وَجَنِّبْنَا الْفَوَاحِشَ مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَمَا بَطَنَ وَبَارِكْ لَنَا فِي أَسْمَاعِنَا وَأَبْصَارِنَا وَقُلُوبِنَا وَأَزْوَاجِنَا وَذُرِّيَّاتِنَا وَتُبْ عَلَيْنَا إِنَّكَ أَنْتَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ وَاجْعَلْنَا شَاكِرِينَ لِنِعْمِكَ مُثْنِينَ بِهَا عَلَيْكَ قَابِلِينَ لَهَا وَأَتِمِمْهَا عَلَيْنَا
«Аллахумма, соедини сердца наши и уладь ссоры наши, и веди нас путями мира, и выведи нас из мрака к свету, и убереги нас от мерзостей явных и тайных, и сделай благодатными для нас наш слух, наше зрение, наши сердца, наших супруг и наших потомков, и прими наше покаяние. Поистине, Ты — Принимающий покаяние, Милующий. И сделай нас благодарными Тебе за Твою милость, признательными за неё, и принимающими её, и даруй нам её сполна» [Абу Давуд, 969; Сахих аль-адаб аль-муфрад, 630].
В этой мольбе мы видим испрашивание у Всевышнего Аллаха многих очень важных благ, несмотря на сравнительно небольшой объём самой мольбы. В этом заключается её огромная ценность.
«Аллахумма, соедини сердца наши и уладь ссоры наши». То есть сделай так, чтобы между нами всегда были любовь, милосердие, сострадание, симпатия и согласие, и убереги нас от разногласий и конфликтов. Эта мольба всегда была актуальной и останется таковой до скончания времён, потому что разногласия, ссоры и конфликты не несут мусульманской общине ничего, кроме зла. А единство, согласие и мир — напротив, великое благо, вполне заслуживающее того, чтобы нам просить о нём Всемогущего и Великого Господа. Ведь братство предполагает согласие сердец и духовную близость. Вот почему так прекрасно, когда мы относимся друг к другу действительно по-братски: с любовью, заботой, чистосердечием, сочувствием, милосердием, добротой.
«и веди нас путями мира». Помоги нам, Господи, следовать прямым путём и не отклоняться от него в сторону заблуждений и разных пагуб и вершить благие дела, исполняя в религии и обязательное, и желательное и избегая всего запретного и нежелательного, дабы путь этот привёл нас в обитель мира — Рай.
«и выведи нас из мрака к свету». Уведи нас от земных зол — придавания Тебе сотоварищей, неверия, лицемерия, грехов, нечестия — к свету веры, единобожия, покорности Тебе, праведности, богобоязненности, благочестия и усердия в благих делах.
«и убереги нас от мерзостей явных и тайных». Убереги нас, Господи, от отвратительных грехов, совершаемых и втайне, и открыто, будь то слова или действия.
«и сделай благодатными для нас наш слух, наше зрение, наши сердца». Помоги нам, Господи, использовать органы нашего тела и дарованные нам способности и блага угодным Тебе образом, и убереги нас от того, чтобы нам ослушиваться Тебя и совершать запретное посредством тех благ и милостей, которыми Ты нас наделил.
«наших супруг и наших потомков». Помоги нам и членам наших семей быть покорными Тебе, укрепи нашу веру и помоги нам совершать благие деяния. Вспомним аят: «Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных» (сура 25 «Различение», аят 74)
. Ведь все мы желаем войти в Рай вместе с нашими близкими и разделить это великое благо с людьми, которые нам дороги.
«и прими наше покаяние. Поистине, Ты — Принимающий покаяние, Милующий». Принятое покаяние стирает совершённый грех. Вот почему так важно просить у Всевышнего прощения и помощи в покаянии. Ведь это действительно трагедия: покинуть этот мир, не раскаявшись в совершённых проступках. А кто из нас без греха?
Это очень важная часть этой прекрасной мольбы. Она сопровождается упоминанием подходящих по смыслу прекрасных имён Аллаха в качестве средства приближения к Милостивому Создателю.
«И сделай нас благодарными Тебе за Твою милость». Потому что человек либо благодарен, либо неблагодарен, и его ждёт соответствующая его положению участь. Всевышний Аллах сказал: «Мы повели его путём: [он будет] либо благодарным, либо неблагодарным» (сура 76 «Человек», аят 3)
.
«признательными за неё». То есть рассказывающими о них с целью подчеркнуть, что милости эти пришли от Всевышнего. Это одна из форм выражения благодарности Ему за эти милости. Всевышний Аллах сказал: «И возвещай о милости своего Господа» (сура 93 «Утро», аят 11)
.
«и принимающими её». Это принятие должно выражаться в наших словах и действиях, угодных Всевышнему Творцу.
«и даруй нам её сполна». Пусть милости эти будут обильными, совершенными и сохраняются у нас. Сделай так, Господи, чтобы они не покидали нас, а для этого помоги нам использовать их угодным Тебе образом, ведь Ты обещал даровать благодарным ещё больше.
Каждому верующему надлежит просить у Всевышнего этих благ, ведь они важны для нас и в земной жизни, и в мире вечном.