«Аллахумма, поистине, я прибегаю к Твоей защите от голода — сколь плохо делить с ним постель! — и я прибегаю к Твоей защите от вероломства — скверное это внутреннее содержание!» [Абу Давуд, 1547; Насаи, 5483].
Это очередное замечательное дуа, которое мы знаем из хадисов нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Он обращался к Создателю вселенной с этой мольбой, испрашивая у Него защиты и обучая этому верующих — как своих сподвижников, так и всех тех, кто будет жить вплоть до Судного дня, поскольку мольба вообще и испрашивание у Всевышнего Господа защиты в частности не теряют своей актуальности на протяжении веков.
Искренняя мольба останется оружием верующего и его неразрывной связью с Всевышним Творцом до скончания времён. Она — поклонение Всевышнему и данный нам Самим Творцом путь к обретению Его милостей и даруемых Им благ, а также Его помощи, милости, прощения.
В этой мольбе Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) научил нас испрашивать у Всемогущего и Великого Творца защиты от двух зол, которые не так уж редко постигают верующего в этом мире, причиняя ему вред.
«Аллахумма, поистине, я прибегаю к Твоей защите от голода». Имеется в виду голод, который влечёт за собой болезнь или даже смерть и мешает человеку полноценно поклоняться Господу и совершать угодное Ему. Голод ослабляет человека, мешает нормальной деятельности мозга, возбуждает в человеке скверные мысли и желания, делает человека вялым, негативно отражается на его поклонении Господу и мешает ему размышлять о великом и высоком, к чему призывает нас наша религия.
Кроме того, физический дискомфорт, причиняемый вынужденным голоданием, как правило, делает человека нервным и раздражительным и притупляет его чувства, плохо сказываясь на его нраве. А в некоторых случаях человек оказывается неспособным проявлять терпение и решается на преступления — воровство, присвоение чужого имущества обманным путём, а также зарабатывание на жизнь скверными способами, на которые наша религия наложила строгий запрет.
«сколь плохо делить с ним постель!» Эти слова подтверждают, что речь идёт о постоянном голоде, а не о кратковременном, который не оказывает на человека упомянутого негативного воздействия. Это две разные ситуации — когда человек просто время от времени испытывает голод, что выпадает на долю большинства людей, и когда человек голодает днями, неделями, месяцами и даже годами, не в состоянии удовлетворить свои основные потребности, что напрямую влияет на его жизнедеятельность и становится серьёзным препятствием для него в том, что касается совершения благих дел и поклонения Всевышнему. Подразумевается голод, который становится для человека постоянным спутником, не разлучаясь с ним ни днём, ни ночью, так что человек ложится и просыпается, страдая от голода.
«и я прибегаю к Твоей защите от вероломства». Подразумевается тот случай, когда человек тайно нарушает заключённый договор, данное кому-либо обещание или взятое на себя обязательство. Вероломство возможно как по отношению к людям, так и по отношению к Господу. Верующему надлежит испрашивать у Всевышнего Творца защиты от обоих видов вероломства, ибо ничего, кроме зла, оно человеку не приносит. Когда потомок Адама поступает вероломно по отношению к кому-то, он берёт на душу тяжкий грех, поступая наперекор честности, верности и благородству, которые проповедует ислам и к которым призывают нас Коран и Сунна.
«скверное это внутреннее содержание!» Упоминается о внутреннем содержании потому, что вероломство, хоть и имеет внешние проявления, в действительности является действием внутренним. Оно зарождается и осуществляется в душе, в сердце человека, и является бесспорным злом, навлекающим на человека беды и несчастья в обоих мирах, а также наказание и гнев Всевышнего Аллаха.
Это дуа — прекрасный образец того, как верующий должен испрашивать у Всевышнего Господа защиты не только от зла вообще, но и от каких-то конкретных его видов, опасных для человека и причиняющих ему вред в земной жизни и в мире вечном.