«Аллахумма, поистине, я прошу у Тебя полезного знания, благого удела и деяний, которые будут приняты» [Ибн Маджа, 925; Ахмад, 26602, 26700, 26731; Сахих Ибн Маджа, 753].
Эта прекрасная мольба пришла к нам из Пречистой Сунны. С ней наш любимый Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обращался к Всемогущему и Великому Создателю на рассвете. Несмотря на её краткость и на то, что состоит она всего из трёх просьб, в действительности она охватывает всё, о чём мечтает каждый мусульманин и в чём он действительно нуждается. Чтобы понять это, достаточно лишь внимательно посмотреть на эту мольбу и ненадолго задуматься.
Эта мольба уникальна тем, что она чётко обозначает цели верующего в этом мире и кратко, но точно излагает суть его земной миссии. Кроме того, порядок, в котором упомянуты эти просьбы, также неслучаен, ибо в действительности в мольбах Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не было ничего случайного и бессмысленного. Ведь он был не только Божьим пророком — а Аллах избирает для выполнения этой миссии лучших представителей рода человеческого — но и выступал в роли учителя и наставника, обучавшего людей благому и передававшим им послание Всевышнего.
Вот почему, начав с обращения к Всевышнему, наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха), прежде всего просил: «Аллахумма, поистине, я прошу у Тебя полезного знания». Он начал с полезного знания, учитывая его значимость и приоритетность. Ведь в Коране Всевышний Аллах сказал: «И знай, что нет бога, кроме Аллаха, и проси прощения…» (сура 47 «Мухаммад», аят 9)
.
Таким образом, начинать нужно со знания. За знанием же следуют слова и дела, и оно является необходимым предисловием, прелюдией к ним. Правильность речам и поступкам человека обеспечивает как раз полезное знание, то есть знание Корана и Сунны, которым наши слова и действия должны соответствовать, чтобы Всевышний Аллах принял их от нас и даровал нам за них великую награду. В противном же случае все наши старания останутся тщетными и напрасными.
Именно посредством полезного знания человек оказывается способен отличить угодные Всевышнему деяния от неугодных и благое и дозволенное пропитание от скверного и запретного.
Упоминание о полезном знании призвано привести нас к пониманию того, что знание делится на полезное и бесполезное, и нашего внимания и наших усилий достойна именно первая категория. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Просите у Аллаха полезного знания, и просите у Аллаха защиты от знания, которое не приносит пользы» [Сильсиля сахиха, 1511].
Полезным является то знание, которое оказывает положительное влияние на сердце верующего и привносит в него спокойствие и смирение, побуждая его к покорности Творцу и усердию в поклонении Ему. Если же приобретаемое знание не оказывает подобного влияния, то его можно отнести к разряду бесполезного, так как оно не ведёт к действиям, не претворяется в жизнь и, соответственно, может стать доводом против своего обладателя в Судный день.
После этого Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) испрашивал у Всемогущего Творца благой удел. Из этой мольбы также можно сделать вывод о том, что удел бывает двух видов — благой и скверный. Коран и Сунна побуждают нас искать благие и дозволенные пути обретения удела и отдаляться от запретных и скверных. Такое же веление было адресовано и лучшим из людей — Божьим пророкам. Не стоит забывать и о том, что благое, то есть дозволенное пропитание относится к числу основных условий, которые должен выполнять желающий получить ответ на свою мольбу.
И, наконец, наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) просил у Господа миров «деяний, которые будут приняты». Эти слова напоминают нам о том, что не всякое деяние, посредством которого раб Аллаха ищет приближения к своему Господу, принимается Всевышним. Чтобы деяние было принято, оно должно быть благим, то есть угодным Господу, а это означает, что совершаться оно должно с искренним намерением, то есть только ради Аллаха, и при этом оно должно соответствовать Сунне нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Пусть же все наши деяния будут именно такими с позволения Всевышнего!
Это дуа — для каждого мусульманина, ведь каждый из нас желает иметь полезное знание и благой удел, и каждый из нас опасается того, что совершаемые им деяния не будут приняты Господом.